Показатели развития коммуникативной компетентности учителей гимназии

На сегодняшний день практически отсутствуют современные методики оценки спектра и уровня достижения компетенций, соответствующие психологические тесты, поэтому представляется важным выделить показатели развития коммуникативной компетентности и подобрать методики оценки уровня их развития.

Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей, мы считаем возможным в качестве показателей развития коммуникативного компонента профессиональной компетентности учителя предложить следующие:

· готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);

· владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);

· опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);

· отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

· эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Все исследователи отмечают очень большую сложность измерения и оценивания этих показателей, однако мы попытались отобрать методики и проверить их валидность.

Таблица № 1.

Показатели развития коммуникативной компетентности педагога

Показатели Используемые методики оценки уровня развития
  Мотивационный компонент Анкета “Мотивы трудового поведения”
  Ценностно-смысловой компонент Анкета “Оценка потребностей в развитии и саморазвитии”
  Эмоционально-волевой компонент Тест определения эмпатийных тенденций (Л.М Митина)
  Когнитивный компонент Тест “Коммуникативная компетентность” (авторский вариант)
  Поведенческий компонент Тест “Оценка самоконтроля в общении” (М.Снайдер) Тест “Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога” (В.Ф. Ряховский) Тест определения характеристики коммуникативного компенента педагогического стиля (А.А.Леонтьев) Трансактный анализ общения

Результаты исследования уровня развития


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: