На сегодняшний день практически отсутствуют современные методики оценки спектра и уровня достижения компетенций, соответствующие психологические тесты, поэтому представляется важным выделить показатели развития коммуникативной компетентности и подобрать методики оценки уровня их развития.
Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей, мы считаем возможным в качестве показателей развития коммуникативного компонента профессиональной компетентности учителя предложить следующие:
· готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);
· владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
· опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);
· отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
· эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
Все исследователи отмечают очень большую сложность измерения и оценивания этих показателей, однако мы попытались отобрать методики и проверить их валидность.
|
|
Таблица № 1.
Показатели развития коммуникативной компетентности педагога
№ | Показатели | Используемые методики оценки уровня развития |
Мотивационный компонент | Анкета “Мотивы трудового поведения” | |
Ценностно-смысловой компонент | Анкета “Оценка потребностей в развитии и саморазвитии” | |
Эмоционально-волевой компонент | Тест определения эмпатийных тенденций (Л.М Митина) | |
Когнитивный компонент | Тест “Коммуникативная компетентность” (авторский вариант) | |
Поведенческий компонент | Тест “Оценка самоконтроля в общении” (М.Снайдер) Тест “Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога” (В.Ф. Ряховский) Тест определения характеристики коммуникативного компенента педагогического стиля (А.А.Леонтьев) Трансактный анализ общения |
Результаты исследования уровня развития