Данные результаты свидетельствуют о том, что 2/3 педагогов имеют высокую мотивацию к саморазвитию, а это в свою очередь является позитивным показателем участия педагогов в работе по повышению своего профессионального роста.
Для оценки ценностно-смыслового компонента проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 39 педагогов.
Итоги исследования позволяют выявить ценности и смыслы, которые видят учителя в своей профессии. Так на вопрос “Что в настоящее время привлекает вас в работе учителя?” 54% респондентов ответили: “возможность общаться с учащимися”. 62% учителей считают, что появление среди учащихся ребят, в работе с которыми испытанные методы не дают эффекта, может стать толчком к пересмотру учителем привычных способов деятельности, а для 78% педагогов интересы учащихся являются стимулом для повышения квалификации. Таким образом, проблема взаимодействия учителя с учащимися является главной в деятельности большей части педагогического коллектива, поэтому обоснованным можно считать выбор педагогов в качестве единой методической темы будущего года “Искусство общения педагога и гимназиста” (54% опрошенных), развитие коммуникативной компетенции (54% опрошенных) (Приложение №2).
|
|
Для определения эмоционально-волевого компонента коммуникативной компетентности педагогов произведена оценка способностей педагогов к эмпатии.
По определению, эмпатия (сопереживание) – умение поставить себя на место другого, способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у учителя эмпатия – ключевой фактор успеха педагогической деятельности. Поэтому эмпатию будем рассматривать как профессионально важное качество педагога, как главный компонент его коммуникативной компетентности.
Для оценки способности педагогов к эмпатии проведено исследование с помощью теста-опросника определения эмпатийных тенденций Л.М. Митиной. Анализ результатов представлен в таблице №2.
Таблица №2
Уровни эмпатии
Уровни эмпатии | ||||||||||||||
Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | |||||||||||
Кол-во человек в % | ||||||||||||||
Возрастные группы (стаж работы) | До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет | До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет | До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет | До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет | ||
% | - | |||||||||||||
Исследование показало, что в педагогическом коллективе преобладают люди с высоким и очень высоким уровнем эмпатийности, которые не представляют свою жизнь без своих учеников. Их количество представляет 70% от общего числа учителей, работающих в гимназии. Отмечается высокий уровень эмпатийности у администрации гимназии и учителей гуманитарных предметов. Средний уровень эмпатии в основном показали учителя физико-математического цикла.
|
|
Из таблицы видно, что в основном низкий уровень эмпатийности наблюдается у преподавателей со стажем работы до пяти лет. Можно предположить, что эти педагоги не совсем адаптировались к новой социальной роли учителя в связи с небольшим стажем работы.
Вместе с тем, результаты исследования выявили проблему: очень высокий, высокий и средний уровень эмпатийности предполагают невротические тенденции в поведении человека. Для многих педагогов гимназии ситуация напряженности, созданная педагогической деятельностью, может привести к эмоциональному взрыву и быстрому “сгоранию”. При решении этой проблемы важным, по мнению психологов, является “сохранить состояние”. Учитывая этот факт, в системе повышения квалификации необходимо предусмотреть то место, где бы учитель:
· определил уровень своего эмоционального состояния и смог бы противодействовать “эмоциональному выгоранию”;
· мог научиться приемам релаксации, аутогенной тренировки.
Проведенное тестирование “Коммуникативная компетентность” (Приложение №4) позволило определить уровень когнитивного компонента коммуникативной компетентности. Приходится констатировать недостаточное владение знанием содержания компетентности: лишь 52% опрошенных справились с заданиями теста. Таким образом, когнитивный аспект нельзя исключать из системы повышения квалификации, необходимо обратить на него серьезное внимание.
Значимым в педагогическом общении является “стиль педагогических воздействий”. Для определения характера коммуникативного компонента педагогического стиля, психологической службой проведена диагностика по методике Рогова Е.И. (Приложение №1). Цель этой методики: определить характер коммуникативного компонента педагогического стиля, где выявляются две основные парадигмы в обучении, это “ориентация на результат” и “ориентация на развитие”.
Характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля представлены в таблице №3.
Таблица №3
Педагогический стиль
Ориентация на развитие | Ориентация на результат |
Тенденция к “поддерживающему” стилю коммуникации – 35% | Тенденция к “контролирующему” стилю коммуникации – 65% |
Демократический стиль педагогической деятельности | Социоцентрический стиль педагогической деятельности |
Как можно увидеть из приведенных данных, 65% педагогов тяготеет к такой форме взаимоотношений учителя и ученика, при которой делается акцент на умственном развитии учащихся – “ориентация на результат”. В этом случае учителя контролируют и оценивают знания учеников по строго установленным программам и тестам проверки усвоения знаний, что обеспечивает высокое качество преподавания. Учитель держится отчужденно и строго, его подход сугубо деловой и профессиональный. Эти параметры характеризуют социоцентрический и авторитарный стиль педагогической деятельности.
“Ориентация на развитие”, которую показали 35% учителей гимназии, предполагает направленность на полное развитие каждого учащегося с точки зрения не только усвоения теоретических дисциплин, но и познания учеником самого себя и общества, в котором он будет жить.
“Концепция развития” ориентирована скорее на учащегося, чем на учителя. Педагог стремится прежде всего обратить внимание на потенциальные способности самого учащегося, опираясь на его собственные интересы и склонности. В этом случае преобладают непринужденная манера общения, индивидуальный подход, искренний и дружеский тон в диалоге, что характеризует демократический стиль педагогической деятельности.
|
|
Как следует из приведенного исследования, 65% педагогов гимназии придерживаются авторитарного стиля общения, однако современные условия воспитания и обучения предполагают качественно новый стиль взаимоотношений между учителем и учеником, “ориентированный на развитие”, от которого зависит развитие каждого ученика.
Таким образом, задача формирования демократического стиля педагогической деятельности стоит как перед каждым из педагогов, так и перед коллективом в целом. Это станет возможным, если в гимназии будет создано профессиональное пространство, способствующее развитие ключевых компетенций педагогов.
Внутригимназическая система повышения квалификации, представленная в данной работе, обеспечивает развитие профессиональной компетентности педагогов, что доказывается высокими показателями образованности и квалификации педагогических кадров, высоким уровнем развития коммуникативных умений.
Предложенные в работе формы и виды деятельности выгодно отличаются от традиционных, позволяют повысить уровень мотивации педагогов на развитие и саморазвитие, улучшить качественные показатели развития коммуникативной компетентности.
В данной работе определены те показатели, которые можно измерить с помощью известных в науке методик, по двум аспектам использованы авторские методики (анкеты), которые представлены в Приложениях.
Отобранные методики для диагностики развития педагогов прошли апробацию, доказали свою валидность и могут в дальнейшем использоваться и в других общеобразовательных учреждениях.
Вместе с тем, повседневная практика диагностики самых разнообразных педагогических и образовательных проблем убедила нас в мысли о недостаточной разработанности процессуально-технологических её аспектов в условиях системы повышения квалификации педагогов.
|
|
Модель универсальна, личностно ориентирована. Таким образом, организация процесса непрерывного образования учителей позволяет обеспечивать решение сложных проблем развития профессиональной компетентности современного педагога.
Мы далеки от того, чтобы считать данную модель полной и достаточной. В ней обозначены лишь некоторые аспекты, возможные в практике образовательных учреждений.
Дальнейшее совершенствование внутригимназической системы повышения квалификации возможно на базе использования информационных технологий.
Модель развития коммуникативной компетентности может быть рекомендована для развития и обновления в системе непрерывного образования педагогов внутри образовательного учреждения.