Заключение. Эпоха, получившая название по имени Наполеона, представляет собой сложный и значительный период в истории человечества

Эпоха, получившая название по имени Наполеона, представляет собой сложный и значительный период в истории человечества, осмыслить который попытались еще современники. Стендаль выступил подлинным историком наполеоновского времени, создав свою историческую концепцию, одним из первых сподвижников императора попытался зафиксировать исторические картины уходящего прошлого, так как наступившая эпоха Реставрации не позволяла надеяться на возвеличивание деятелей революции.

Философские взгляды Стендаля формировались под влиянием идей Просвещения и Великой Французской революции - сочинения Руссо, Альфьери и Гельвеция, Вовенарга и Дестюта де Траси научили Стендаля понимать человека, его стремления и желания, трактовать человеческую личность как живую изменяющуюся материю. Выше всего Стендаль ценил силу логики, могущество разума. Как и просветители, он считал, что человека формирует общественная среда. Одной из центральных идей, воспринятых Стендалем у просветителей, была идея естественного права человека на счастье. Постепенно складывающееся философское мировосприятие, которое он сам назвал по своему имени «бейлизмом», стимулировало стремление к обретению громадного жизненного опыта, без которого Стендаль вряд ли создал столь сильные по обличительной силе произведения, как «Красное и черное», «Пармская обитель». Но особенно ценны для исследователей наполеоновской эпохи книги Стендаля о Наполеоне, поскольку писатель был непосредственным участником великих событий, и в них он, следуя уже заведенному правилу не принимать все на веру и размышлять, оставил потомкам интересные замечания об эпохе и его деятелях. [11]

Историческое мировоззрение Стендаля первоначально складывалось под воздействием массы мемуаров и подобного рода исторических сочинений, формируя интерес к нравам и поведению людей разных исторических эпох.

Читая сочинения по истории Болингброка, Сен-Симона, Сисмонди и других, Стендаль многое заимствовал из их системы ценностей, чтобы создать свое видение истории. История для него была школой жизни, ареной политической борьбы и интриг, той формой, которая формирует человеческую личность. Свои познания в истории он блестяще продемонстрировал в таких трудах, как «История живописи в Италии», «Жизнь Наполеона», «Воспоминания о Наполеоне», сравнивая события наполеоновской эпохи с аналогичными фактами прошлого.

Анализ «Жизни Наполеона» и «Воспоминаний о Наполеоне» позволяет утверждать, что Стендаль, без сомнения, является серьезным историком наполеоновской эпохи. Мы выявили, что обращение Стендаля к теме наполеоновской эпохи и Наполеона не являлось ни случайным, ни тенденциозным. Долгое время, вынашивая мысль о написании труда о Наполеоне, возможно, он бы его никогда не создал, так как слишком велика была ответственность - писать правду об этом великом человеке. Решиться на поистине кропотливую работу его подтолкнули два фактора - разгул антинаполеоновской пропаганды в первые годы падения империи, и выход книги мадам де Сталь «Рассуждения о главнейших событиях Французской революции», в которой она утверждала свое видение наполеоновской эпохи.

Стендаль серьезно относился к подбору материала для своих работ, об этом наглядно свидетельствует «Жизнь Наполеона». Он использовал в основном мемуарные источники, так другие в это время были для него недоступны, такие, как мемуары аббата де Прадта, Эскоикиса, письма доктора Уордена, литературную рецензию на них в «Эдинбургском обозрении». Несмотря на то, что их содержание почти полностью отвечало мыслям Стендаля, он относился к ним критически, переводя и перерабатывая целые отрывки в текст, который бы соответствовал его пониманию наполеоновской эпохи. К тому же мемуары, использованные Стендалем, почти все они неизвестны в настоящее время широкой публике, поэтому, читая Стендаля, мы знакомимся с состоянием наполеоновской мемуаристики в первые годы Реставрации.

В своих работах, как было определено, Стендаль использовал такие методы исторического исследования, как историко-сравнительный, биографический и описательный, он предельно ясно раскрыл в своем историческом труде личность Наполеона, объяснил мотивы его поступков. На его методологию не могли не повлиять исторические работы историков античности — Геродота, Тацита, Тита Ливия, историков средневековья и Нового времени - Вольтера, Сен-Симона, Сисмонди, Ланци и других. Применяя ссылки на источники, Стендаль тем самым повышал статус своего произведения, придавая ему вид научного сочинения. В этом он следовал средневековым хронистам XII века, которые приводили ссылки для убеждения читателя в том, что все, что приводится в книге, не выдумано, а написано ранее другим писателем.

В курсовой работе была детально изучена характеристика Стендалем наполеоновской эпохи. Проследив развитие его общественно-политических взглядов в эпоху Консульства и Империи, которые постепенно эволюционировали от выражения восхищения Бонапартом-консулом в республиканское неприятие режима Первой Империи, нами был сделан вывод об объективности и непредвзятости сделанного историком анализа характера наполеоновского режима и особенностей управления империей. Стендаль в равной мере обращает внимание, как на недостатки, так и на достоинства наполеоновского правления, справедливо делая заключение о характере его режима как деспотического. Наполеоновское придворное общество, которое формировал Наполеон, по мнению Стендаля не достигает высот двора прежних монархов, несмотря на все старания императора вернуть блеск своему окружению. Стендаль, характеризуя наполеоновский режим и государственное управление, утверждал не только свое понимание Наполеона, но и свои политические взгляды, так как неоднократно противопоставлял Наполеона-человека и Наполеона - общественного деятеля. Конечно, его привлекала энергичная власть, способная поднять народ на великие политические акции и вдохновить на подвиг. Но вместе с тем, как все либералы его эпохи ненавидел деспотизм этого энергичного правителя, так как деспотизм подавляет инициативу народа. Вот почему Стендаль безгранично восхищается генералом Бонапартом, видя в нем народного героя, а в императоре Наполеоне видит деспота, подчинившего политику интересам своего честолюбия. Историк Наполеона различает два периода в деятельности Бонапарта- первый, когда он «шел в ногу» с обстоятельствами, и второй, когда он утратил связь с требованиями эпохи, понимаемыми как высшая справедливость, и стал вести игру для себя. В первый период он продолжал Революцию и спасал Францию и свободу, во второй - он губил то и другое.

Наполеоновская эпоха в представлении Стендаля предстает как череда военных успехов Наполеона, отсюда такое пристальное внимание историка к наполеоновским войнам. Итальянские походы конца XVIII века, египетский поход, испанские события, наконец, франко-русская война 1812 года -интереснейшие страницы «Жизни Наполеона» и «Воспоминаний о Наполеоне». Причина этого интереса кроется в том опыте, который Стендаль пережил в период второй итальянской войны и во время московской кампании 1812 года. Стендаль искренне верил в то, что кроме испанской войны, Наполеон не был виновником ни одной из войн, а «расширение им своей империи явилось следствием необходимости отражать нападения соседей», что, конечно же, не соответствует действительности.

Образ Наполеона и основные черты наполеоновской эпохи нашли свое отражение и в художественном творчестве Стендаля. Действия его романов «Красное и черное» и «Пармская обитель», благодаря которым его имя стала широко известно даже в России, происходят в эпоху Реставрации, но герои рождены и воспитаны в прошлой, бурлящей наполеоновской эпохе, император Наполеон, не участвуя в действии, как бы незримо присутствует при развертывании исторических событий. И именно в художественном творчестве Стендаля, как было показано, а не в «Жизни Наполеона», начинается формироваться его собственный наполеоновский миф - правда, одетая в вымысел, и выдумка с элементами правды.

Литература

1. Стендаль Избранные сочинения: В 3 т. Т1: Красное и черное: Роман/ Пер. с фр. Н. Чуйко. – М.: Литература, Мир книги, 2004. – 528 с.

2. Стендаль. Жизнь Наполеона. Воспоминания о Наполеоне // Собр. соч. в 15 т. Т.П. М.: Правда, 1959. 431 с.

3. Стендаль Ф. История живописи в Италии // Собр.соч. в 15 т. Т.6. М.: Правда, 1959. 557 с.

4. Стендаль. Красное и черное. Новеллы. М.: Художественная литература, 1977. 589 с.

5. Стендаль. Пармская обитель. М.: Художественная литература, 1981. 414 с

6. Жан Прево «Стендаль: опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя». «Художественная литература» М.-1960

7. Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. – Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1982. – 115 с.

8. Зарубежная литература XIX в.: Романтизм. Критический реализм. Хрестоматия./ Сост. Антонов М. Л. и др. – М.: Просвещение, 1979. – 639 с.

9. Затонский Д.В. Европейский реализм XIX в.: линии и пики. – Киев: Науч. думка, 1984. – 279 с.

10. История зарубежной литературы XIX века [Учебник для вузов] /А.С.Дмитриев и т.д. – М.: Высшая школа: Академия, 2000. – 560 с.

11. История зарубежной литературы XIX века. Учеб. Для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» В 2 ч. Ч. 2 / Н.П. Михальская и др. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

12. История всемирной литературы. Т. 6. – М., Наука, 1989. – 959 с.

13. Лотман Ю. М. Несколько слов к проблеме Стендаль и Стерн: Почему Стендаль назвал свой роман Красное и черное? // Учен. зап. Тартуского ун-та. Вып. 698. Тарту. 1985. С. 75.

14. Мемуары современников Стендаля

15. Сталь де Ж. 10 лет в изгнании. М., ОГИ, 2003. 529 с.

16. Источники, использованные Стендалем

17. Мериме П. Стендаль // Собр. соч в 10 т. М.: Правда, 1963. Т. 5. С. 160 170.

18. Молок А.И. Наполеон и его время в изображении Стендаля // Стендаль. Жизнь Наполеона. Воспоминания о Наполеоне // Собр. соч. в 14 т. Л.: Худ. лит., 1950. Т. 14. С V XVII.

19. Прево Ж. Стендаль: опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя. – М.-Л.: Гослитиздат., 1960. – 439 с.

20. Реизов Б.Г. История и теория литературы. Сборник статей. – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1986. – 318 с.

21. Реизов Б.Г. Стендаль: художественное творчество. – Л.: Худ. литература. Ленинградское отделение, 1978. – 407 с.

22. Фрид Я. «Стендаль: очерк жизни и творчества». «Художественная литература». М.-1967

23. щено на Allbest.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: