Всего из номенклатуры | Высшее руководство | Партийная элита | Региональная элита | Правительство | Бизнес-элита | В целом |
75,0 | 57,1 | 82,3 | 74,3 | 61,0 | 69,9 | |
в том числе: | ||||||
из партийной | 21,2 | 65,0 | 17,8 | 13,1 | 23,4 | |
из комсомольской | 5,0 | 1,8 | 37,7 | 8,9 | ||
из советской | 63,6 | 25,0 | 78,6 | 26,9 | 3,3 | 39,5 |
из хозяйственной | 9,1 | 5,0 | 42,3 | 37,7 | 18,8 | |
из другой | 6,1 | 10,0 | 30,8 | 8,2 | 11,0 |
Как видно из таблицы 10, у разных субэлитных групп были весьма различные источники пополнения. Региональная и президентская субэлиты формировались за счет чиновников советских аппаратов или депутатов. Но этот путь совсем не свойствен бизнес-элите, которая черпала свои кадры преимущественно из комсомола. Правительство профессионализировалось, активно воспроизводясь из кадров хозяйственников, дипломатов и «силовиков».
Таблица 11
Рекрутация ельцинской когорты из высшего слоя старой номенклатуры (в процентах)
Высшее руководство | Партийная элита | Региональная элита | Правительство | Бизнес-элита | В целом | |
Всего из номенклатуры | 75,0 | 57,1 | 82,3 | 74,3 | 61,0 | 69,9 |
в том числе: | ||||||
из высшей номенклатуры | 24,2 | 35,0 | 8,9 | 15,4 | 5,0 | 17,7 |
Высшие эшелоны номенклатуры, безусловно, не были основной базой для старта в нынешнее руководство. Лишь треть лидеров партий и четверть членов президентского окружения занимали высокие посты в прежних структурах власти. Основным плацдармом движения наверх были второй и третий ранги номенклатуры (см. табл. 11).
|
|
© О. Крыштановская, 1995
* Статья написана на основе социологических исследований, которые проводились сектором изучения элиты Института социологии РАН под руководством О. Крыштановской в 1989-1994 годах.
[1] Приведенные данные – результат анализа учредительных документов, хранящихся в Министерстве юстиции (исследование 1991 года).