Этот параметр появился в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, которое стало придаваться развитию социальной компетентности людей, независимо от тяжести и характера имеющихся у них отклонений.
Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для
этого условиями, включая условия как чисто бытовые, например наличие пандусов для въезда на коляске, так и социально-психологические — готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.
II уровень — закономерности, характерные для группы дизон-
тогенетическихрасстройств (например, возникших вследствие не
доразвития анализаторных систем — зрительной, слуховой, кож
ной, двигательной) или имеющих в своей основе раннее органи
ческое повреждение головного мозга (умственная отсталость,
задержка психического развития церебрально-органического ге-
неза и т.д.).
|
|
III уровень — специфические закономерности, присущие кон
кретному виду дизонтогенеза (общему стойкому психическому не
доразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному
развитию по типу раннего детского аутизма, или дефицитарному
развитию вследствие недостаточности зрительного анализатора,
и т.д.).
Контрольные вопросы и задания
1.Определите понятие «среднестатистическая норма развития» и ее
значение для работы педагога и педагога-психолога.
2. Определите, что такое «функциональная норма» и ее значение для
работы в специальном образовательном пространстве.
3. Перечислите, каковы условия, обеспечивающие нормальное психи
ческое развитие ребенка.
4. Что такое «фактор развития» и какие факторы отклоняющегося раз
вития вы знаете?
5. Перечислите общие закономерности отклоняющегося развития.
6.Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития.
7. В чем состоит принцип возрастной обусловленности типа нарушен
ного развития?
8. Перечислите основные параметры дизонтогенеза и дайте их содер
жательное описание.
9. Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретар
дация, асинхрония, дефицитарность.
Литература
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 5. Годфруа Ж. Что такое психология. — М., 1992. — Т. 2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей — М 1985.
Лурия А. Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. — М |1973.
Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — М., 1996.
Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. — М., 1995.
Приложение к разделу