Трудные случаи в отграничении подлежащего от других членов предложения

I. Отграничение подлежащего от сказуемого.

Отграничение подлежащего от сказуемого вызывает затруднения в тех случаях, когда предикативная основа выражена следующими формами:

1) Именит. пад. сущ. (мест.) (N1 / Pron1) – именит. пад. сущ. (мест.) (N1 / Pron1).

Модель 1а. N1 – N1.

Модель 1б. Pron1 – Pron1.

Модель 1в. N1 – Pron1.

Примеры:

1. Главное в жизни Марютки – мечтание (Б. Лавренев).

2. Скучное мореАрал (Б. Лавренев).

3. Славное место эта долина (М. Лермонтов).

4. «Рудин – гениальная натура!» – подхватил Басистов (И. Тургенев).

5. Славные людисоседи мои! (Н. Некрасов).

6. Ктоя? Чтоя? Только лишь мечтатель… (С. Есенин).

7. Мы не проходили в школе1,

Что такоеантресоли 2 (В. Гафт).

При анализе таких предложений (их называют биноминативными) следует помнить, что сказуемое может не только следовать за подлежащим, но и предшествовать ему (последнее встречается в экспрессивно окрашенной разговорной речи). Ориентиром при анализе могут служить два обстоятельства.

1. Слова с оценочным значением, со значением характеристики в предложениях этой модели всегда входят в группу сказуемого – либо распространяют сказуемое, являясь второстепенными членами, либо непосредственно входят в состав сказуемого. В приведенных примерах оценочными являются прилагательные «главное», «скучное», «славное», «гениальная» и т.д.; следовательно, существительные, которым они подчинены, являются сказуемыми. Остается определить, входит ли само оценочное слово в состав сказуемого. Этот критерий разграничения подлежащего и сказуемого можно назвать семантическим.

2. Приемом, помогающим отграничить сказуемое от подлежащего, служит постановка одного из компонентов основы (т.е. одного из существительных или местоимения в форме именительного падежа) в форму творит. пад.: то слово, которое допускает такое преобразование, и является сказуемым (смысл предложения при этом должен оставаться прежним). При этом почти всегда необходимо бывает ввести связку «является». Например: Главным в жизни Марютки было мечтание; значит, сказуемое здесь – «главное»; <…> чем такимявляются антресоли; сказуемое – «что такое» и т.д. Этот критерий (или прием) разграничения можно назвать формальным.

Примечание. В списке примеров подчеркнуты только формы именительного падежа существительных и местоимений, входящих в предикативную основу данных двусоставных предложений, поскольку вопрос о включении в состав сказуемого прилагательных с оценочным значением пока не обсуждается.

Задание: Разграничить подлежащие и сказуемые в следующих примерах, используя формальный и семантический критерии.

1. Страшная вещь эта соната (Л. Толстой).

2. Европейцу степь – пустыня, монголу степь – родина (Б. Пильняк).

3. А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь женитьба! (Н. Гоголь).

4. Тот миг1, что я песнью своею

Доволен2, – для вас мученье1… (Н. Гумилев).

5. Прекрасная страна – любовь1,

Ведь только в ней бывает счастье2 (Э. Рязанов).

6. Самолюбие – вещь недурная. Она может

человека в люди вывести (Н. Тэффи).

7. «Славный народ – собаки!» – говорил он иногда с добродушной улыбкой (А. Куприн).

8. Друг! Равнодушье – дурная школа!

Ожесточает оно сердца (М. Цветаева).

2) Неопр. форма глагола (Inf) – именит. пад. сущ. ((N1) (и обратный порядок).

Модель 2. Inf – N1.

Примеры:

1. Достичь совершенства в своей работе, дойти до предела – большое счастье

(К. Паустовский).

2. Какая радостьвидеть в вас внимательного и хорошего друга! (К. Федин).

3. Долг наш – защищать крепость до последнего нашего издыхания (А. Пушкин).

4. Существенно говоря, это только прием – описаниями природы дополнять

характеры героев (Б. Пильняк).

5. Вечно жить среди мучений, среди тягостных сомнений –

Это сильных идеал (Н. Гумилев).

Приняв за основу критерии, которые были приведены при разборе предложений модели «N1 – N1. (Pron)», мы должны и во всех этих примерах считать подлежащим инфинитив, а сказуемым – имя существительное, так как оно легко может быть поставлено в форму творит. пад. и имеет оценочно-характеризующее значение, ср.: Видеть в вас внимательного и хорошего друга является радостью; Жить среди … сомнений является идеалом сильных. Таким образом, здесь более простая ситуация, чем в предложениях первой модели: всегда инфинитив является подлежащим.

Задание: Разграничить подлежащие и сказуемые в следующих примерах.

1. Прожить полвека – это не пустяк (В. Высоцкий).

2. Стесняться на войне – последнее дело, товарищ командир (К. Паустовский).

3. Это простое дело и привычное – похныкать да поплакать (А. Иванов).

4. Любить иных – тяжелый крест... (Б. Пастернак).

5. Единственное1, что он может сделать для этого человека2, – остаться с ним1 (В. Кондратьев).

6. Прыгать с правой – дурацкий каприз (В. Высоцкий).

7. А какое это было наслаждение ходить босиком по чистому, намытому полу! (Ф. Абрамов).

8. Уметь владеть (пишущей) машинкой – мастерство, как всякое владение инструментом (Б. Пильняк).

9. Самое главное во время болезни – перехватить кусок (М. Булгаков).

10. Быть удостоенным эпиграммы Гафта, по-моему, большая честь (Э. Рязанов).

3) Неопр. форма глагола (Inf) – неопр. форма глагола (Inf).

Модель 3. Inf – Inf.

Примеры:

1. Чай пить – не дрова рубить (посл.).

2. Дорогу проложить – не половицу застелить (А. Иванов).

3. Учить – ум точить (посл.).

4. Сравнивать жизнь с чем-нибудь – все равно что множить яблоки на груши (Н.
Берберова).

Главная трудность при анализе двусоставных предложений модели «Inf – Inf» (биинфинитивных) состоит в том, что они очень похожи на бессоюзные сложные (БСП), обе части которых являются односоставными инфинитивными предложениями. Иными словами, проблема в данном случае – определить, простое это или сложное предложение? Ср.: Волков бояться 1 – в лес не ходить 2; Жизнь прожить – не поле перейти. Первое из этих предложений является БСП, в нем вообще нет ни подлежащего, ни сказуемого, а второе – простым, двусоставным по структуре, первый инфинитив в нем – подлежащее, второй – сказуемое. Критерием разграничения является следующая простейшая операция: если можно подставить перед первой частью союз ЕСЛИ ® БСП (Если волков бояться1, то в лес не ходить2); если можно между инфинитивами вставить слово ЭТО ® простое предложение, где инфинитивы – подлежащее и сказуемое (Жизнь прожить – это не поле перейти). Кроме того, простыми предложениями являются случаи, когда есть слово «значит» («значило»). Примеры:

Простое предложение (= ЭТО). Главное: есть СРАВНЕНИЕ! Бессоюзное сложное предл. (БСП) (=ЕСЛИ).
Врать – не мякину жевать (посл.). (=ЭТО!) Чай пить – не дрова рубить. В Петербурге житьсловно спать в гробу (О. Мандельштам). Врачей бояться 1без зубов остаться 2. (=ЕСЛИ!) Подлежащего здесь нет ни одного, п.ч. это БСП, обе части которого являются по структуре односоставными инфинитивными предложениями.

Можно предложить еще один критерий разграничения: части односоставных инфинитивных предложений можно преобразовать в обобщенно-личные; ср.: Если будешь волков бояться, в лес не пойдешь; Будешь бояться врачей – останешься без зубов. Инфинитивы в двусоставных предложениях такой замены не допускают.

Задание: Определить, какие из предложений являются простыми двусоставными с подлежащими и сказуемыми, выраженными инфинитивами (модель «Inf – Inf»), а какие – бессоюзными сложными, части которых по структуре являются односоставными инфинитивными предложениями.

1. Хорошего человека узнать – как чистой воды напиться (В. Песков).

2. Биться в одиночку – жизни не перевернуть (посл.).

3. Рассказывать сны – все равно что развертывать горелую бумагу: они рассыпаются! (Л. Леонов).

4. Пить до дна – не видать добра (посл.).

5. «Куда-то идти» – бесспорно – «от чего-то уйти» (М. Цветаева).

6. Промолчать – значит признать поражение (В. Шаламов).

7. Мелко плавать – дно задевать (посл.).

8. Пахать – не в дуду играть (посл.).

9. С волками жить – по-волчьи выть (посл.).

10. Понимать – значит сочувствовать. Любить – значит жить жизнью того, кого любишь (Л. Толстой).

11. О решенном говорить – только путать (посл.).

12. Бродить в лесу вечером – значит купаться в теплой, смолистой ванне (А. Грин).

13. В камень стрелять – стрелы терять (посл.).

14. Без дела жить – только небо коптить (посл.).

15. Искать друга без недостатков – остаться без друга (посл.).

Примечание. Сравнительные союзы и слово «значит» входят в состав сказуемого.

II. Отграничение подлежащего от второстепенных членов предложения.

А. Отграничение подлежащего от ДОПОЛНЕНИЯ.

1) N1 + N4

В случаях, когда формы именит. (N1). и вин. (N4) падежей имен существительных имеют одинаковый вид, следует учитывать смысл предложения, потому что в тексте (особенно поэтическом) дополнение, выраженное формой винительного падежа (N4), может занимать любую позицию по отношению к подлежащему (N1). Сравним примеры: 1) Апрельский ветерт ю л ь колышет (М.Кузмин) и 2) Б о л я щ и йд у х врачует песнопенье (Е. Баратынский). Очевидно, что в первом случае активная роль (а это роль подлежащего) принадлежит «ветру», а во втором – «песнопенью». Соответственно, дополнение в первом предложении – «тюль», а во втором – «болящий дух», т.е. уныние, плохое настроение, преодолеть которые помогает «песнопенье».

Задание: Определить, какие из подчеркнутых форм в следующих предложениях являются подлежащими (N1), а какие – дополнениями (N4).

1. Снега покрыли гладкие равнины,
Едва заметен санок первый след,
Румянец нежный льет закатный свет,
Окрася розою холмов вершины (М. Кузмин).

2. Страницы милые опять персты раскрыли;
Я снова умилен и трепетать готов,
Чтоб ветер иль рука чужая не сронили
Засохших, одному мне ведомых цветов (А. Фет).

3. Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни (А. Ахматова).

4. Все обиды мои годы стёрли,
Но живу я теперь, как в наручниках.
Мне до боли, до кома в горле
Надо встретить того попутчика! (В. Высоцкий).

5. Как запах городских акаций
Напомнит странно дальний луг,
Так между пыльных декораций
Мелькнет нам дядя Бонифаций,
Как неизменный, детский друг (М. Кузмин).

6. Вход скрыл серебрящийся тополь
И низко спадающий хмель (А. Ахматова).

7. Потом новенький свод оглашал зычный крик (О. Форш).

8. Я слышу иволги всегда печальный голос
И лета пышного приветствую ущерб,
А к колосу прижатый тесно колос
С змеиным свистом срезывает серп … (А. Ахматова).

9. Слишком рано мрак таинственный
Опыт грозный разогнал (К. Рылеев).

10. Самые большие откровения артисты делают, когда роль диктует судьба (Валентин Гафт).

11. Хрусталь на прежнее стекло
Воображенье налагает,
Изменчивое так светло! (М. Кузмин).

12. И мощь воды морской зефир колышет (О. Мандельштам).

13. В день ненастный, в час гнетущий
Грудь подымет вздох могучий (Е. Баратынский).

14. Когда же грусть твою погасит время,
Захочешь жить, сначала робко, ты
Другими снами, сказками не теми…
И ты простой возжаждешь красоты (А. Блок).

2) Inf + Inf

В предложениях с двумя инфинитивами, один из которых подчинен другому. зависящий инфинитив может быть как в составе подлежащего (если подлежащее выражено нечленимым словосочетанием или фразеологизмом), так и за его пределами (в роли дополнения).

Опорный материал, который нужно вспомнить: 1) функции инфинитива (субъектный, объектный и целевой инфинитивы; ср.: Когда я ехалслужить на Кавказ, я не хотел брать его и ушел от него потихоньку, а его велелзапереть (Л. Толстой)); 2) фразеологизмы как средство выражения членов предложения; 3) приемы разграничения подлежащего и сказуемого в двусоставных предложениях моделей N1 – N1 и Inf – N1 (см. выше).

Примеры, относящиеся к рассматриваемому случаю: 1. Хорошее дело – уметь удивляться. 2. Уговаривать Прошку спать было даже излишне. Решающим для определения, какими членами предложения являются инфинитивы «удивляться» и «спать», служит то, что 1) они входят в группу подлежащего, так как «уметь» и «уговаривать» – подлежащие (ср.: Хорошим делом является уметь удивляться); 2) «уметь удивляться» – нечленимое словосочетание с информативно недостаточным модальным глаголом «уметь» в роли главного компонента; поэтому оно все является подлежащим; 3) «уговаривать спать» – членимое словосочетание; «уговаривать» – глагол волеизъявления, называющий определенный вид побуждения; поэтому инфинитив, зависящий от него, является объектным, т.е. дополнением.

  Inf + Inf (подлежащее)   Inf + I n f (подлежащее + дополнение)
Хорошее дело – уметь удивляться. (УМЕТЬ – модальный глагол. Ср. подобные словосочетания, а также словосочетания с фазисными глаголами: хотеть удивляться, стремиться понять, начать писать…). Уговаривать Прошку с п а т ь было даже излишне. (Ср. подобные словосочетания: проситьп р и й т и, умолятьо т в е т и т ь, приказыватьо х р а н я т ь, заставлятьр а б о т а т ь...).

3) Inf + N2 (N2 / N3 / N4 / N5 / N6)

Случай похож на предыдущий, только здесь зависимый компонент словосочетания выражен существительным в одном из косвенных падежей – родительном (N2), дательном (N3), винительном (N4), творительном (N5) или предложном (N6). В каждом случае нужно 1) найти подлежащее и сказуемое, используя формальный и семантический критерии (см. выше); 2) выяснить, не является ли словосочетание модели «Inf + N2» фразеологизмом или нечленимым. В этом случае оно все входит в состав подлежащего. Если же не является ни тем, ни другим, то существительные будут дополнениями. При анализе примеров необходимо обращаться к фразеологическим словарям.

Следует помнить, что существительные в вин. падеже входят в состав подлежащего или сказуемого только тогда, когда являются компонентом фразеологизма или описательного глагольно-именного оборота (брать пример, взять слово, иметь привычку, набить руку и т.п.), а также частью нечленимого словосочетания.

  Inf + N2 (подлежащее)   Inf + N2… (подлежащее + доп.)
Фразеологизмы или нечленимые словосочетания: Свободные (членимые) словосочетания:
А ярлыки клеить – дело легкое. Набить руку не значит быть мастером. (= Натренироваться) Казатьсяулыбчивым и простым – Самое высшее в мире искусство (С. Есенин). К о р о б к иклеить – дело легкое. Спросить д о р о г у для Андроныча было обидой (М.-С.). Что за дикость – у ч ё б ыстрашиться (В. Шукшин). Споритьс л ю д ь м и – это тяжко, грустно (В. Шукшин).

Задание: Найти в данных предложениях словосочетания обобщенной модели «Inf + N2» и определить, какими членами предложения они являются.

1. Вредить человеку нехорошо, но вывести негодяя на чистую воду – святое дело (В. Пьецух).

2. Разжечь костер – для меня всегда наслаждение (М. Горький).

3. Судить человека в немилости очень легко (Л. Толстой).

4. И не их дело – ставить отметки своим товарищам (газ.).

5. Быть знаменитым некрасиво (Б. Пастернак).

6. Вообще изучать краски и свет, милый вы мой, наслаждение (К. Паустовский).

7. Быть женщиной – великий шаг,
Сводить с ума – геройство (Б. Пастернак).

Б. Отграничение подлежащего от определения и дополнения.

1) N1 + N2. Сущ. в именит. пад. + сущ. в родит. пад.

При определении, каким членом предложения (компонентом подлежащего, несогласованным определением или дополнением) является сущ. в родит. пад. (N2), зависящее от сущ. в именит. пад. (N1), т.е. находящееся в присубстантивном употреблении, нужно ориентироваться на значения форм родит. падежа.

N1 + N2. (подлежащее) N1 + N2. (подлежащее + опред.) N1 + N2 (подлежащее + доп.)
1. Фразеологизмы. 2. Составные термины. 3. Нечленимые словосочетания. Свободные (членимые) словосочетания с атрибутивными отношениями. Свободные (членимые) словосочетания с объектными отношениями.
1. Фразеологизмы: пальма первенства яблоко разбора нить Ариадны заговор молчания 1. Род субъекта: пение соловья звяканье шишек журчание ручья 2. Род. принадлежности: конспект студента шуба сестры 1. Род. объекта: чтение книги ожиданье дней предощущение стиха завоеватели пустыни
2. Терминологическиесочетания: категория состояния члены предложения части речи 3. Род. целого состава: подножие вулкана вершина горы стена комнаты воротник костюма днище котелка лапа тигра 2. Род. отношения 2 предмета к руководителю, владельцу, производите-лю (род. «начальника»): директор завода, капитан парохода, хозяин квартиры, автор романа
3. Нечленимые словосочетания (с комплетивными отношениями): а) с метафорическим знач. главного слова: корона рассвета горбушка леса мак заката 4. Род. носителя признака: ловкость акробата горечь разлуки задымленность неба красота души отточенность движений 3. Род. содержания (раскрывает содержание отвлеченного сущ.): задача исследования, цель путешествия, назначение работы
б) количественно-именного типа: тройка лошадей дюжина ножей в) с фазисным значением: середина лета, начало дня 5. Род. определительный: мебель красного дерева, материал синего цвета чаша дрезденского фарфора  
г) содержание и содержимое: стакан чая, тарелка супа д) совокупность: стая зверей, компания приятелей, группа людей, косяк птиц и др. модели! 6. Род. отношения 1: к лицу – стихи Есенина, доклад аспиранта; к коллективу, учреждению – член экипажа, общежитие института; к месту – житель города  

Задание: Определить синтаксическую функцию подчеркнутых словоформ. Для этого вспомнить 1) модели нечленимых словосочетаний; 2) значения форм родит. падежа имен существительных.

1. Льются с этих фотографий океаны биографий (Б. Окуджава).

2. Предощущение стиха у настоящего поэта есть ощущение греха 1, что совершен когда-то, где-то2 (Е. Евтушенко).

3. Над соломенными крышами и серыми купами тихих вётел уже высоко поднялась жемчужная корона рассвета (А. Ким).

4. Грянул гром1, чашка неба расколота2,
Тучи рваные кутают лес3.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес (С. Есенин).

5. Я в деревне Лазаревке живу1, где налево от ворот любых километры лесов голубых2 (Б. Окуджава).

6. Пулями пробито днище котелка (Б. Окуджава).

7. И опять в нашей душе летают бабочки и стрекозы счастья … (Т. Егорова).

8. Все мы, все мы в этом мире тленны1,
Тихо льется с кленов листьев медь 2... (С. Есенин).

9. Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны (К. Паустовский).

10. Каждую весну здесь рушились ломти берега, иногда прямо со скамейками, с соснами (Ю. Трифонов).

11. Странность ситуации, молниеносность превращений ошеломляли меня (Б. Ямпольский).

12. Вот коростеля крик
Послышался опять… (Н. Рубцов).

13. В нем (Чехове) жила боязнь пафоса, сильных чувств и неразлучных с ним несколько театральных эффектов (А. Куприн).

14. Хорек твоей бестактности не вправе
Обнюхивать чувак моей души! (Л. Филатов).

15. Светлая льдинка дня обтаивала по краям, самое уж донышко ее несмело подсвечивало перегорелым пеплом лета (В. Астафьев).

16. Волновала география1; разглядывание карт стало любимым занятием2 (Вяч. Вс. Иванов).

17. Перестали болтать с ветром вершины сосен 1, бор задремал…2 (И. Шмелев).

2) N1 / Pron + N5. Сущ.(мест.) в именит. пад. + сущ. в твор. пад.

Как и в предыдущем случае, решающим для определения синтаксической функции зависимого существительного является значение падежной формы. При этом существенны словообразовательные особенности и лексическое значение существительных, являющихся главными словами в словосочетаниях.

  N1 + N5 (подлежащее) N1 + N5. (подлежащее + опред.) (словосочетания с атрибутивными отношениями) N1 + N5 (подлежащее + доп.) (словосочетания с объектными отношениями)
Нечленимые словосочетания со значением совместности. Сказуемое стоит в форме множ. числа: Мы с тобой на кухне посидим (О. Мандельштам). кошка с котятами мать с ребенком 1. Твор. сопровождающего признака: лицо со шрамом лампа с абажуром дом с мезонином шляпа с пером 2. Твор. содержимого: мешок с сахаром, тарелка с супом, воз с сеном, письмо с рекомендацией, бутерброд с икрой 1. Твор. при отглаг. сущ.: знакомство с материалом, встреча с лесником, связь с городом, сравнение с оригиналом, свидание с матерью 2. Творит. с предлогами над, перед – при отвлеч. сущ.: победа над противником; страх перед стихией

Нечленимые словосочетания модели «N1 + N5» (т.е. когда компоненты выражены существительными) обычно можно бывает преобразовать в сочинительные словосочетания с союзом И, это тоже важный различительный признак. Например: «В саду березки с клёнами Встречают нас поклонами» (М. Матусовский) ® Березки и клёны встречают

Задание: Определить синтаксическую функцию подчеркнутых словоформ. Для этого вспомнить 1) модели нечленимых словосочетаний; 2) значения форм творит. падежа имен существительных.

1. Были мы с сестрой однолетки (А. Ахматова).

2. Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным (Лермонтов).

3. Каждая встречас любимым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения (К. Паустовский).

4. С моим Серёгоймы шагаем по Петровке (Ю. Визбор).

5. У тёти Зины есть шкатулка с медной ручкой, в которой она хранит письма (А. Алексин).

6. Я с облегчением оторвался от телескопа, и киевские улицыс их неяркими огнями, грохотом извозчичьих пролеток и пыльным запахом отцветающих каштанов показались мне уютными и надежными (К. Паустовский).

7. Художник с Васей едва добрались до дому (К. Паустовский).

8. Вечером пошла Суламифь в старый город, туда, где длинными рядами тянулись лавки менял, ростовщиков и торговцев благовонными снадобьями (А. Куприн).

9. Мы встречались с тобой на закате (А. Блок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: