Имя прилагательное

Слова, называющие признаки предметов

Следующим этапом работы с частями речи станет знакомство со словами, которые называют признаки предметов. Важно обратить особое внимание на введение понятия «признак предмета». Дело в том, что значение слова признак для детей группы риска весьма туманно. Скорее всего, его нет в их лексике в отличие от слов предмет и действие, а поэтому оно не может служить смысловым термином. Вводя его, учитель, по сути, знакомит детей с совершенно новым для них понятием, которое потом еще связать со столь же неизвестным новым понятием «имя прилагательное». Получается объяснение неизвестного через неизвестное.

Из этого следует, что сначала необходимо помочь ученикам осмыслить и принять понятие встретится в определениях и наречия (признак действия, качества или предмета), и причастия (признак предмета по действию), и деепричастия (признак действия по действию).

Усвоение понятия «признак» начинается в конце 3-й четверти I класса.

- Послушайте предложение: Течет широкая река. Начертите его схему. (|_____ ______ _____.)

- Назовите слово-действие. (Течет.) Обозначьте его в схеме. (| ===== ____ ____.)

- Найдите в предложении слово, называющее предмет, который выполняет действие. (Река.) Как нам кажется, о чем рассказывает третье слово? (Ученики высказывают свои соображения.) Я согласна с вами, это слово рассказывает нам о том, какая река, называет ее признак. До­рисуйте, пожалуйста, изображение этого слова до прямоугольника. (|====____.)

— Послушайте следующее предложение: Журчит говорливый ручеек. Начертите его схему. Попробуйте найти слово, которое называет при­знак предмета, рассказывает, какой предмет. (Говорливый.) На какой вопрос отвечает слово говорливый? (Какой?)

Далее следует серия упражнений на выделение слов, называю­щих признак предмета, и закрепление понятия «признак».

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ

1. Послушайте данные предложения. Повторите слова, которые отве­чают на вопросы какой? какая? какое? или какие?

Посреди болота был большой остров. На острове сосновый лес и ромашковое поле. И жили там люди красивые, веселые да ласковые.

2. Назовите признаки, которыми отличаются данные предметы.

Учитель показывает детям два предмета (или две предметные картинки), которые различаются одним или несколькими признаками: величиной, цветом, материалом и т. п. Упражнение можно выполнять несколькими способами.

а) Подумайте и назовите признаки, которыми эти кубики различаются. (Большой — маленький, пластмассовыйдеревянный.)

б) Покажите широкую реку. Покажите узкую реку.

Повторите пожалуйста, признаки, подсказавшие вам, на какую картинкунадо указать? (Широкая, узкая.)

в)Давайте посчитаем, каким числом признаков различаются арбуз и апельсин.

Дети называют признаки, одновременно считая их: большой, маленький (величина - первый признак) сладкий, кисловатый (вкус - второй признак) и т.д.

3. Послушайте предложение. Добавьте в него слово-признак.

Бабочка расправила крылышки и пьет из цветка сок.

Перед выполнением задания совместными усилиями составляется план действий.

Слово-признак рассказывает о том, какой предмет. Значит, сначала найдем в предложении слово, называющее предмет.

Затем придумаем для него слово, отвечающее на вопрос какой? (какая? какое? какие?).

Число требуемых слов может быть обозначено в задании или определено самими учениками. Например, формулировка второй фразы задания может быть разной: «Добавьте в него два слова-признака», «Как вы думаете, сколько слов-признаков можно в него добавить?», что зависит либо от возможного количества слов-предметов, либо от желания учеников.

Наблюдение грамматической связи слов-признаков с именами существительными

Когда у детей сформируется правильная ассоциативная связь между термином «признак» и словами определенного граммати­ческого класса, учитель побуждает их к прослеживанию взаимо­связи слова-признака с именем существительным. Делать это удоб­нее в процессе синтаксического анализа небольшого предложе­ния, оперируя прямоугольниками, символизирующими слова. Рассмотрим конкретный пример.

Ученикам предъявляется предложение: Грохочет могучий водо­пад. Учитель выясняет, все ли слова в нем понятны детям и при необходимости уточняет их смысл. На партах складывается схема: — без обозначения начала предложения угол­ком и конца точкой, поскольку дальше ученики будут составлять синтаксическую схему.

Затем следует задание выделить слова, называющие действие, и предмет, который его выполняет. На соответствующих прямо­угольниках дети чертят две линии и одну: == После этого они сопоставляют слово могучий с другими в по­исках наиболее тесной смысловой связи: грохочет — могучий, мо­гучий — водопад. Выяснив, что таковой является связь со словом водопад, они помещают соответствующий прямоугольник ниже этого слова:

Произведя аналогичным способом анализ еще нескольких предложений, состоящих из трех слов, ученики делают вывод: «В предложении слово-признак связано по смыслу («дружит») со словом-предметом, а со словом-действием не связано («не дружит»).

Наблюдение этой связи можно продолжить в упражнениях.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ

1. Послушайте предложения. Выделите в них слова-признаки и назовите предметы, которым они относятся.

На стене и потолке сияла ослепительная солнечная полоса. Легкий ветерок пробежал по березовой рощице.

2. Прочитайте (послушайте) предложение. Объясните, какая внем сделана ошибка. Исправьте ее.

Вот уже и последняя снег растаял.

3. Подумайте, от каких имен существительных «убежали» слова-при­знаки, написанные в столбике справа. Верните их на место и запишите текст. Чтобы не ошибиться, можно сначала поставить цифры туда, где должны стоять и тексте слова-признаки, а потом уже записать текст. 1 2

На полянках мелководья холодной, сумрачной,

растут водоросли, похожие 3 4

на волосы. На эти полян- песчаных, длинные

ки из глубины выплывают 5 6

мальки – погреться под зеленые, ласковым

светом 7 8

солнечным, тонкие

Знакомство с термином «имя прилагательное»

Наблюдая связь слова-признака со словом-предметом, учени­ки приходят к выводу о том, что слова-признаки как бы «прила­гаются» к словам-предметам, определяя и описывая их. Когда та­кая описательная связь становится для учеников понятной и при­вычной, учитель может назвать слова-признаки именами прила­гательными и помочь детям сформулировать их определение, как это было сделано при определении глагола. Постепенно термин «слово, называющее признак» («слово-признак») заменяется тер­мином «имя прилагательное».

Порядок предъявления слов при знакомстве с этой частью речи такой же, как было описано выше. Сначала для наблюдения и упражнений используются слова, более привычные и знакомые детям, свойственные их небогатому словарю: красный, синий, горький, сладкий, круглый, большой и т.п. Постепенно вводятся реже употребляемые детьми прилагательные типа светло-синий, зеленоватый, радужный, искристый и т. п. Расширять словарь удобно в процессе распространения предложений (см. § 2 гл. VII). В работе со словами-признаками есть одна весьма существенная

особенность, которая касается создания у младших школьников четких ассоциативных связей.

Когда ученики знакомились с существительными и глаголами, они рассматривали и прямую, и обратную связь между сущностной стороной этих понятий (предметностью и действием) и грамматическими вопросами: глаголы называют действие и отвечают на вопрос что делает? и др.; если слово отвечает на вопрос что делает?, то оно называет действие и является глаголом. При начальном знакомстве с именем прилагательные проводить такую параллель, потому что на вопросы какой? какая? какое? какие? отвечают еще и причастия (снег - какой? — тающий). Поэтому вывод о том, что если слово отвечает на вопросы какой? и др., то оно является именем прилагательным, будет просто неверным. Следовательно, надо огра­ничиться только прямым выводом: имена прилагательные называют признаки предмета и отвечают на вопросы какой? ка­кая? какое? какие?.

При знакомстве с основными частями речи целесообразно срав­нивать их друг с другом. Если ученики в I классе поймут, чем похожи и чем отличаются слова-предметы и слова-признаки, сло­ва-признаки и слова-действия и т.д., то в дальнейшем при их подробном изучении детям будет легче отделить существенные признаки каждой части речи от несущественных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: