ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Основой для обучения детей правописанию является учение офонемном составе слова. Фонема — это минимальная языковая единица, представленная в речи группой чередующихся звуков. Все программы графоорфографических действий, которые необходимо выполнять при написании (кодировании) слов, базируются на фонематическом анализе.
В одной из своих работ Д. Б. Эльконин писал, что от уровня осознания ребенком звуковой действительности языка и строения звуковой формы слова зависит усвоение не только грамоты, но и грамматики, и орфографии.
Умения осуществлять фонематический анализ формируются на трех уровнях: звуковом, фонемно-буквенном (графическом) и орфографическом. В подготовительном (добукварном) периоде ученики анализируют звуковой состав групп звуков или слои. При изучении букв работа переходит на фонемно-буквенный уровень, на соотнесение буквы с фонемой, которую она обозначает; дети знакомятся с мягкими согласными и способами их обозначения, с большой буквой и др. Орфографический уровень подключается, когда школьники изучают ударение, наблюдают в слове ударные и безударные гласные и констатируют факт обозначения одного* того же безударного гласного звука двумя разными буквами (гори* трава). Затем подобные наблюдения осуществляются на материале парных согласных (век— бег).
|
|
Каждый из названных уровней формирования фонематического анализа предусматривает последовательное решение определенных учебных задач и овладение школьниками необходимых для этого умениями.
Задачи звукового уровня:
- различать звуки речи;
- характеризовать их по основным акустическим и артикуляторным признакам;
- выделять в слове ударный и безударные гласные и парные согласные звуки;
- определять количество и последовательность звуков в слове.
Задачи фонемно-буквенного (графического) уровня:
- обозначать фонемы соответствующими буквами;
- обозначать мягкость согласных звуков.
Задачи орфографического уровня:
-понимать и определять сильную и слабую позиции звука;
I опознавать орфограмму (опасное место).