2.1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.:
Как уже было сказано, основной идеей маршрута было прохождение в рамках туриады ТК ННГУ «Абрис» маршрута 3(4) к.с., включив в него препятствия, которые заинтересовали нас в предшествующие годы (2010 и 2011). Одной же из основных идей маршрута было совершение траверса Эльбруса с запада на восток (удалось выполнить лишь частично, из-за неблагоприятной погоды) и восхождение на вершину Куршо (успешно).
Понятно, что восхождение на Эльбрус с запада требовало от группы должной акклиматизации, технической подготовки и физической формы. Первое и третье было получено группой в процессе прохождения первой части маршрута в районе хр. Куршо и восхождением на Эльбрус с севера в июле 2012, в рамках другого похода. Техническая же подготовка осуществлялась в многочисленных предыдущих похода (состав команды довольно постоянен уже не первый год).
Маршрут в целом носит кольцевой характер с возвращением в точку (аул Хурзук), близкую к стартовой – аул Учкулан. Следствием небольшогосостава группы была её мобильность, т.к. такие группы более быстры при передвижении и сборах. В состав группы включались лишь физически хорошо подготовленные и самые опытные туристы.
Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.
Заброска:
1) Часть группы (3 человека) приехала в Хурзук из Нижнего Новгорода ещё в июле, 2 человека – на автомобиле, который был в дальнейшем оставлен у наших друзей. Один – поездом с другой группой.
2) Остальные двое прибыли на поездах: Нижний Новгород – Москва, Москва – Грозный до Невинномысска, оттуда мы забрали их на машине.
Выброска:
1) Из Хурзука группа на своём автомобиле выехала на море в Геленджик.
2) Из Геленджика уезжали в разное время на поездах Новороссийск – Нижний Новгород (№472), отпр. 16:25, приб. 9:37, стоимость 2094,3 руб.
Вот пример заброски/выброски, который типичен для Карачаево-Черкессии. Этот вариант мы использовали осенью 2011 года в походе по Архызу:
Заброска:
3) Нижний Новгород – Москва – на поезде 109, с отправлением из Нижнего Новгорода в 3:41 01.10.2011 и прибытием в 10:08 01.10.2011 на Курский вокзал Москвы. Стоимость 548,3 рубля.
4) Москва – Невинномысск – на поезде 382 сообщением Москва – Грозный, с отправлением из Москвы 01.10.2011 в 14:37 и прибытием в Невинномысск 02.10.11 в 21:32. Стоимость 1384,4 рубля.
5) Невинномысск – Архыз на микроавтобусе, заказанном заранее, который встретил нас на вокзале и около 1:00 03.10.2011 высадил на поляне Таулу.
Выброска:
3) До Невинномысска на том же автобусе, который привёз нас на заброске (договаривались заранее).
4) Невинномысск – Москва – на поезде 381 сообщением Грозный? – Москва с отправлением из Невинномысска в 03:31 12.10.2011 и прибытием в Москву 13.10.2011 в 10:52. Стоимость 1384,4 рубля.
Москва Яр – Нижний Новгород – на поезде 018 с отправлением из Москвы в 12:45 13.10.2011 и прибытием в Нижний Новгород 13.10.2011 в 19:06. Стоимость 874,1 рубля.
Собственно, таким же образом можно осуществлять заброска и в Хурзук летом, только цена на билеты летом выше – сезонные коэффициенты РЖД.
Заказ автотранспорта:
1) Турфирма «Домбай-турист» (г.Карачаевск) 8-928-029-06-29, 8-(87879)-29-6-29, 8-(963)-282-22-09.
2) Вячеслав (микроавтобусы) 8-928-922-97-00, 8-918-715-72-33.
3) Султан (такси г.Карачаевск) 8-928-02-64-147, 8-928-02-64-147.
Граница Национально парка Приэльбрусье проходит по перевалам Фрунзе и Буруктыш. Мы попали на территорию НП начав спуск с Западной вершины, спускаясь на относительно «дикую» стороны, никаких сборщиков платы не видали ни в 2010, ни в 2011, ни в 2012 году, соответственно никому ничего не платили.
Карачаево-Черкессия: зональный Поисково-спасательный отряд расположен в г.Черкесск, в северной части города, напротив завода «Каскад». Телефоны: 8-928-446-00-82, 8-(878)-22-44-901 (город), 8-(878)-22-44-909 (факс). При регистрации мы заезжали к спасателям лично.
Посты МЧС расположены также в ур.Джылы-Суу (КЧР, истоки р.Битиктебе), на Северном Приюте Эльбруса (КБР) и на поляне Эммануэля (КБР, д.р. Кызылкол, восточная оконечность плато Ирахисырт).
Часть маршрута группы проходила в пограничной зоне РФ. Требуется получить разрешение в г.Черкесск или на погранзаставе «Хурзук» у устья р. Узункол (где будете получать – оговаривается заранее). Заявку на получение разрешения на посещение погранзоны нужно заказывать заранее. Это можно сделать дистанционно. Гражданам РФ – за 30 дней, иностранцам – за 60. Телефон в Черкесске – 8-(878)-220-18-00.
В Хурзуке есть фельдшерский пункт и аптека.
2.3. Аварийные выходы с маршрута:
На большей части маршрута (до Западного плеча Эльбруса) аварийный выход состоит в спуске в долины рек Учкуланичи, Узункол, Кубань (Уллу-Кам) или Уллухурзук, там можно найти людей и транспорт и далее в Хурзук.
В Северном Приэльбрусье – спуск на север, долее - на плато Ирахисырт и далее на поляну Эммануэля. Можно на юг, но там местность для нас неизвестная.
После перевала Буруктыш (хребет Садырляр) – спуск в долину р. Уллухурзук и далее в Хурзук.
2.4. Изменения маршрута и их причины:
Маршрут пройден без значительных изменений. Все определяющие объекты и препятствия были пройдены. Изменения коснулись лишь прохождения двух перевалов 1А и 1Б, что является следствием оптимизации маршрута:
а) Вместо перевала Траверсный (1А) был осуществлён обход ребра Куршо из следующих соображений. Перевал визуально показался сложнее 1А, а погода оставляла желать лучшего.
б) Вместо перевала Плевакой (1Б) был пройден параллельный ему перевал Мурсалы-Черенкол (1А) также по подобной причине. Видимо, из-за таяния ледников, сложность многих перевалов изменилась и требует уточнения. Так стало и с перевалом Плевако. Кроме того, была вторая половина дня и в районе перевала Плевако постоянно сходили камни разного размера, вплоть до метрового. Из соображений безопасности от прохождения отказались.
в) Траверс Эльбруса с запада на восток через обе вершины, был заменён сквозным прохождением Западной вершины с последующим спуском на север: через скалы Ленца на Северный приют. На это решение повлияла крайне неблагоприятная погода, державшаяся на Эльбрусе больше недели.