Синева М.Д.
Практикум по
Информатике и ИКТ
Тема: Системы счисления
Выкса 2012
К изучению курса и Информатике и ИКТ. Практикум. – В., 2012, с.14
Цель практикума – помочь студентам овладеть необходимым минимумом по дисциплине, расширить возможности самосовершенствования.
Практикум по информатике и ИКТ предназначен для оказания помощи студентам в организации самостоятельной работы. Практикум содержит необходимый минимум теоретических сведений по теме «Системы счисления», алгоритмы решения типовых задач, задания для самостоятельной работы.
Пособие может быть использовано для текущего контроля, самоконтроля знаний и при подготовке к экзамену.
Практикум составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Одобрен предметной комиссией
«______» _________________20__ г.
Председатель:
Составитель: М.Д. Синева – преподаватель информатики и ИКТ.
Рецензент: старший преподаватель Выксунского филиала «Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»
Л.В. Шевлякова
Содержание
Введение
1 Системы счисления - определения
2 Развернутая форма записи
3 Перевод чисел в десятичную систему счисления
4 Перевод десятичных числе в другие системы счисления
5 Перевод правильной десятичной дроби
6 Перевод смешанных десятичных чисел в другую систему счисления
7 Перевод из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в двоичную
8 Сложение, умножение в двоичной системе счисления
Введение
Практикум предназначен для проведения практических и самостоятельных работ по информатике. Согласно требованиям «Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования», в практикум включены: системы счисления.
Практикум используется учащимися для закрепления пройденного материала, а также при подготовке к экзаменам, т.к. содержит большое количество разработанных задач по теме «Системы счисления»
Цель практикума: организациясамостоятельной работы студентов с числами, представленных в различных системах счисления.
Учащийся должен:
Знать:
· определения следующих понятий: «цифра», «число», «система счисления», «непозиционная система счисления», «позиционная система счисления»;
· правила выполнения арифметических операций в разных системах счисления;
Уметь:
· приводить примеры позиционной и непозиционной системы счисления;
· переводить числа из одной системы счисления в другую;
· записывать числа в непозиционных системах счисления;
· выстраивать натуральный ряд чисел позиционных систем счисления.
Иметь практические навыки:
· определять основные недостатки и преимущества непозиционных систем счисления;
· уметь строить натуральный ряд чисел в позиционных системах счисления.
«Мысль – выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, ещё значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна»
Пьер Симон Лапласс
Система счисления - это совокупность правил и приемов записи чисел с помощью набора цифровых знаков. (Система счисления – совокупность правил наименования и изображения чисел с помощью набора символов, называемых цифрами)
Позиционная система счисления – это такая система счисления, в которой количественное значение каждой цифры числа зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записано та или иная цифра (0,7 7 70)
Непозиционная система счисления - это такая система счисления, в которой количественное значение цифр не зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра I (1), V (5), X (10), L (50), C (100), D (500), M (1000)