Предмет диагностики

В психологической структуре личности спортсмена высокого класса механизм достижения максимального спортивного результата опирается на способность к максимальной мобилизации волевых усилий не только при участии в соревнованиях, но и при многолетней тренировочной работе.

Ведущее значение при этом имеет стержневое звено направленности личности – мотивы и потребности. Они тесно связаны с мировоззрением, убеждениями, идеалами личности, а так же жизненными ценностями.

Ценности представляют собой определенную социальную установку конкретной личности в отношении окружающей действительности и её социально-политических и нравственных норм. Ценности имеют свою индивидуализированную структуру и иерархию, которая отражает общую жизненную позицию личности, баланс направленности её интересов в определенную сферу – физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Ценности связаны с потребностями, опираются на них, зависят от степени их удовлетворения(см. пирамиду потребностей А. Маслоу).

Потребности – это основной источник активности человека и животных. Это внутреннее состояние нужды в чем-то в зависимости от конкретных условий существования. Потребности человека многообразны, но принято выделять два основных вида: материальные и духовные.

В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры(пища, одежда, жилище и т.п.), а духовные потребности выражаются в усвоении духовной культуры(знания, социальный статус и навыки, мода и т.п.).

Удовлетворение потребностей это сущность механизма активности человека во всех видах деятельности, в том числе и в спортивной. Сущность механизма активности, её конкретные причины проявляются в мотивах личности.

Мотивы это конкретные побуждения к удовлетворению определенных потребностей. Это те самые ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ?, которые объясняют поведение спортсмена при достижении определенных целей.

В спортивной деятельности, для достижения целей (ЧТО НАДО ДОСТИЧЬ?) проявляется, как правило система мотивов, имеющая определенную иерархию, опирающуюся на ценностные представления конкретного спортсмена.

Для исследования структуры и иерархии ценностей, потребностей и мотивов, а так же особенностей целей и разработки схем психологической подготовки в спорте применяются различные психологические методики самооценки и рефлексии характеристик мотивационной сферы: опросники, рейтинговые таблицы, задачи с возрастающей трудностью, сортировки по предпочтению т.д.

Методика 1. Система ценностей человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: