Предмет диагностики

Большое значение для организации психологической подготовки и психического восстановления спортсмена играет понимание механизмов воз-никновения и протекания стресса как неотьемлемой части тренировочного и соревновательного процессов.

Существует два наиболее распространенных понимания сущности стресса.

Стресс как процесс, ряд явлений, приводящий к различным психическим отклонениям (реакциям). Автор теории стресса Г. Селье назвал этот процесс "общий адаптационный синдром", постоянно подчеркивая, что "стресс - это не просто нервное напряжение".

Стресс (процесс стресса) - это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку.

Стресс как состояние в виде неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие понимается как сочетание физиологической и поведенческой составляющих.

Стресс как состояние является продуктом сознания спортсмена, его образа мыслей и оценки ситуации собственных возможностей, тренированности, обученности и готовности к саморегуляции своего поведения в экстремальных условиях соревнования.

Это позволяет считать его психологическим стрессом (или стресс ожидания), в отличие от реакций организма непосредственно в ходе нагрузки и сразу после её окончания, которые могут быть обозначены как физиологический стресс (или стресс действия).

Психологический стресс (состояние стресса) - это состояние чрезмерной психической напряжённости и дезорганизации поведения, развившееся под воздействием или реальной угрозы или реально действующих экстремальных стресс-факторов спортивной деятельности.

Основным содержанием психологического стресса для спортсмена является тревога за успех, благополучие, здоровье и жизнь. Стрессовой она может быть признана только когда достигает пороговых уровней его психологических и физиологических резервов и включает рефлексы самосохранения (отказа).

Среди современных теорий психологического стресса наиболее полной является когнитивная теория стресса (Р.Лазарус, 1970). Согласно ей угроза рассматривается как состояние ожидания спортсменом (субьективный образ) опасного, нежелательного развития событий. Опасность условий и факторов оценивается спортсменом по интенсивности воздействия, степени неопределенности фактора, времени воздействия, а так же по величине своих ресурсов для преодоления опасности.

Из когнитивной теории стресса следуют важные практические положения:

1- одинаковые стресс-факторы могут являться или не являться стрессогенными для разных спортсменов; личные когнитивные оценки стресс-факторов определят степень их стрессогенности для конкретного спортсмена.

2- Одни и те же спортсмены могут в одной соревновательной ситуации один и тот же стресс-фактор воспринимать как стрессорный, а в другой (даже похожей) ситуации как обычный, нормальный – что связано с изменениями в психофизиологическом состоянии и социально-психологическом статусе спортсмена.

Для исследования особенностей влияния стресс-факторов на достижение спортсменом максимального спортивного результата используется «Стресс-симптом тест», разработанный психологами ГДР и адаптированный А.Н. Романиным(1976).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: