Структура сложного дефекта. Этиология, клиника, патогенез. Понятие «сложный» и «сочетанный» дефект. Проблема первичного и вторичного дефекта по Л.С. Выготскому. Классификация сложной структуры дефекта. Междисциплинарные подходы к обучению и воспитанию детей со сложными недостатками развития.
История развития помощи детям со сложными нарушениями развития
Основные вехи развития помощи детям со сложной структурой дефекта за рубежом. Перкинсовская школа в США. Первые успехи воспитания слепоглухих детей: Лора Бриджмен и Елена Келлер. История обучения слепоглухих в нашей стране. Открытие первой школы для слепоглухих детей в Санкт-Петербурге. Школа в Харькове. Работа со слепоглухими детьми в институте дефектологии в г.Москве. Загорский дом для слепоглухонемых. Работа психологов И.А.Соколянского, А.В.Ярмоленко, А.И.Мещерякова, А.В. Апраушева. Жизнь О.И. Скороходовой, слепоглухонемые – студенты МГУ.
Этиология сложных недостатков развития
Наследственно обусловленные синдромы, экзогенно обусловленные множественные нарушения, глубокая недоношенность, внутриутробные инфекции, менингиты и менингоэнцефалиты. Распространенность сложных нарушений.
|
|
Специфика психического онтогенеза детей со сложными недостатками развития
Психологическая характеристика детей с различными вариантами сочетанных дефектов: нарушение зрения и слуха, слуха и интеллекта, зрения и интеллекта, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Особенности восприятия и познания мира слепоглухонемыми. Эмоционально-личностное развитие детей со сложными нарушениями развития
Психологическая диагностика детей со сложными недостатками развития
Значение психолого - педагогического изучения детей со сложными недостатками развития для разработки специальных коррекционно-образовательных программ в условиях семьи и образовательных учреждений. Методы психолого-педагогической диагностики познавательной активности и эмоционально-личностного развития.
Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации лиц со сложными дефектами
Роль психолога при разработке воспитательных и образовательных программ. Роль детских образовательных учреждений в профилактике вторичных нарушений. Возможности социальной адаптации детей со сложными дефектами. Роль труда в жизни детей с «особыми потребностями».