Модератором сессии выступил главный редактор «ФВ» Герман Иноземцев. Первый доклад на тему надлежащих аптечных практик представила исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева. Она отметила, что GPP по-прежнему остается «вопросом вопросов» для ЕАЭС, и напомнила, что в перечне всех GxP, необходимых для введения на общем рынке, GPP сначала стоял на последнем месте, а потом от общих аптечных стандартов вообще было решено отказаться.
«Собравшись вместе, представители стран Таможенного союза пришли к выводу, что заниматься разработкой GPP на сегодняшний день еще рано. И действительно, аптечные организации в странах ТС очень отличаются друг от друга. В Белоруссии и Казахстане есть свои стандарты надлежащих аптечных практик, в РФ их пока еще нет. Однако в поправках к ФЗ-61, которые вступают в силу в ближайшее время, необходимость таких стандартов прописана», — рассказала эксперт.
При этом Нелли Игнатьева отметила, что РААС добивается принятия положительного решения по разработке GPP и для общего рынка: «Следующий уровень — наднациональный. Все наше фармацевтическое сообщество, практическое и научное, сходится во мнении, что общий стандарт должен быть».
|
|
Далее выступил как раз «представитель научного фармацевтического сообщества», управляющий партнер «Проектирование систем управления» Павел Лисовский, который, однако, усомнился в необходимости скорейшего внедрения GPP даже на территории РФ: «Практически любая аптечная сеть при правильной организации своих процессов может увеличить прибыльность на 20%. А момент для введения GPP настанет тогда, когда все существующие способы повысить прибыльность аптек себя исчерпают и только переход на более высокий уровень будет обеспечивать организации дополнительный доход».
Исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина решила задать выступающему вопрос: — Если мы отойдем от уставной деятельности коммерческого предприятия, где первым пунктом стоит получение прибыли, то тогда задача аптеки, она в чем?
— В предоставлении фармацевтических услуг населению, — ответил г-н Лисовский.
— А в чем фармацевтическая услуга заключается? — продолжала экзаменовать эксперта Елена Неволина.
— Это отпуск товара и правильная организация фармацевтической консультации, — не растерялся Павел Лисовский.
— А что должна сделать аптека с качественным товаром, который к ней попал от производителя? — не отступала представитель НФП.
— Это качество сохранить, — смиренно признал Павел Лисовский и позволил г-же Неволиной наконец-то перейти к наступлению.
— Самое большое количество замечаний при проверках — по условиям хранения. Это значит, что и штрафов по этому пункту аптеки платят больше всего. Это ли не потерянная прибыль? Также задача GPP заключается в том, чтобы поставить во главу угла потребителя. Мы должны вернуть фармучреждениям ту роль, которую они пока еще играют для населения.