Методика оценки индивидуальных показателей центильным методом

При оценке физического развития данным методом исполь­зуют одномерные центильные шкалы, которые разработаны со­трудниками Горьковского медицинского института по результа­там углубленных медицинских осмотров здоровых школьников. Центильные шкалы составлены по 10 признакам, характеризу­ющим морфофункциональное состояние организма: длина, мас­са тела, окружность грудной клетки, жировая складка живота, жизненная емкость легких, мышечная сила правой и левой кисти, максимальное и минимальное артериальное

давление, час­тота сердечных сокращений. В шкалах указаны максимальные и минимальные значения каждого из 10 признаков и диапазон колебаний каждого признака по центильным интервалам. Шка­лы позволяют детально охарактеризовать морфологический ста­тус, определить гармоничность физического развития, выявить детей, склонных к ожирению, с изменением сосудистого тонуса, оценить функциональное состоя­ние организма.

Центильные шкалы разработаны для определенных возрастно-половых групп: для мальчиков и девочек школьного возрас­та 7-17 лет.

Оценка индивидуальных показателей как обычно проводится после определения точного возраста ребенка и принадлежности его к определенной возрастной группе (табл.).

Оценка показателей по центильным интервалам. После установления точного возраста школьника определяют положение каждого его показателя в одном из 8 центильных ин­тервалов, пользуясь одномерными центильными шкалами, и дают им соответствующую оценку.

Оценка гармоничности физического развития. По центильным шкалам можно судить о гармоничности раз­вития массы тела по отношению к длине тела. Если значения рас­сматриваемых показателей оказываются в одном или соседних центильных интервалах, то физическое развитие оценивают как гармоничное. Если значения изучаемых показателей выходят за границы соседнего интервала, то физическое развитие ребенка считают дисгармоничным. Если разница в оценке составляет более двух интервалов, то физическое развитие оценивается как резко дисгармоничное.

Оценка избыточного жироотложения. Оценивая гармоничность физического развития, следует учи­тывать, что основными компонентами, определяющими массу тела, являются костная, мышечная и жировая ткани. Для опре­деления жировой массы необходимо оценить толщину жировой складки. Если её величина оценивается по 6 или более высоким центильным интервалам, это свидетельствует об избытке жировой ткани у ребенка. При нормальной толщине жировой складку и общей большой массе тела избыток её обусловлен костно-мышечным компонентом. Дифференцированный подход к оценке массы тела позволяет выявить детей с различной степенью ожи­рения.

Оценка жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и мышечной силы рук

Оценка ЖЕЛ и мышечной силы рук проводится по следую­щей схеме: отличное - ЖЕЛ и мышечная сила рук оценивается не ниже чем по 6 центильному интервалу; хорошее - не ниже, чем по 4-5 центильному интервалу; удовлетворительное - не ниже, чем по 2-3 центильным интервалам; неудовлетворительное - по 1 центильному интервалу. Высокие значения ЖЕЛ и мышечной силы рук всегда указывают на хороший уровень физической дееспособности школьника.

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы. За средние показатели уровня артериального давления (АД) принимают его значения в диапазоне 4-5 центильных интервалов при допустимых границах отклонений в пределах 3-6 центильных интервалов. Если АД соответствует 7-8 или 1-2 центильным интервалам, то такой ребенок нуждается в тщательном медицинском обследовании при постоянном контроле за динамикой АД.

Частота сердечных сокращений соответствует возрастной норме, если её показатели лежат в пределах 3-6 центильных интервалов (лучше в 4-5). Если показатели пульса оказываются в диапазоне 7-8 центильных интервалов, то это свидетельствует о тахикардии, а в диапазоне 1-2 центильных интервалов- обрадикардии. Подобные случаи также требуют консультации специалистов и контроля за динамикой сердечных сокращений.

Оценив с помощью центильных шкал всю группу показателей, характеризующих физическое развитие, составляютразвернутое заключение на каждого ребенка.

Примеры: Мальчик 13 лет.
Величина признака Центильный интервал
Длина тела Масса тела Окружность грудной клетки Жировая складка живота ЖЕЛ Мышечная сила правой руки Мышечная сила левой руки Частота сердечных сокращений Максимальное АД Минимальное АД 162см 6 61,5 кг 8 83 см 8 2,5 см 8 3 000 мл 6 40 кг 8 31 кг 6 90 уд./мин. 6 125 мм рт.ст. 8 70 мм рт.ст. 6

Заключение: мальчик имеет повышенный показатель длины тела, очень высокие значения массы тела и окружности грудной клетки. Физическое раз­витие дисгармоничное за счет избыточного жироотложения. ЖЕЛ и мышеч­ная сила рук развиты отлично. Отмечено повышение максимального АД, ми­нимальное давление и частота сердечных сокращений в пределах возрастной нормы. Необходимо осуществлять контроль за уровнем АД, а также консуль­тация эндокринолога.

Комплексная оценка физического развития.

В практике оценки физического развития детей используется комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие пас­портного возраста ребенка уровню биологического развития. Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее воз­расту и гармоничное физическое развитие, а также детей с раз­личными отклонениями в физическом развитии.

Определение уровня биологического развития детей и подростков. Для определения биологического возраста можно использовать различные показатели (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зре­лость разных систем организма. В практической деятельности педиатра наиболее пригодны и достаточно информативны морфо­логические критерии (длина тела, погодовые прибавки длины тела). Биологический возраст детей старшего дошкольного и млад­шего школьного возраста можно определять по длине тела, массе тела и числу постоянных зубов.

Начиная с 10-11 лет у мальчиков и с 9-10 лет у девочек при оп­ределении биологического возраста необходимо учитывать сте­пень полового созревания.

1. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов.

Общее количество постоянных зубов подсчитывается на верхней и нижней челюстях, суммарно учитываются зубы всех стадий прорезывания - от четкого выступания режущего края зуба над десной до зуба, полностью сформировавшегося. Возрастные нормативы дают представление о диапазоне наличия постоянны зубов (М±о) детей, развитие которых соответствует календарному возрасту ребенка (табл.).

Меньшее количество зубов (менее М-1<7) говорит о замедленном развитии, большее (более М+1<7) - об ускоренном. Дети с замед­ленным и ускоренным темпом развития постоянных зубов долж­ны направляться на консультацию к детскому эндокринологу.

Таблица.

Возрастные нормативы прорезывания постоянных зубов (М±0).
Возраст в годах Мальчики Девочки
5,5 от 0 до 3 от 0 до 5
6,0 от 1 до 5 от 1 до 6
6,5 от 3 до 8 от 3 до 9
7,0 от 5 до 10 от 6 до 11
7,5 от 8 до 12 от 8 до 13
8,0 от 8 до 14 от 11 до 14
8,5 от 11 до 17 от 12 до 17
9,0 от 12 до 17 от 12 до 18
9,5 от 12 до 18 от 13 до 19
10,0 от 14 до 21 от 15 до 22
10,5 от 15 до 22 от 16 до 24
11,0 от 16 до 24 от 18 до 25
11,5 от 18 до 26 от 21 до 27
12,0 от 21 до 27 от 22 до 28
12,5 от 25 до 29 от 26 до 29

*) Дети с замедленным и ускоренным темпом развития постоянных зубов направляются на консультацию к детскому эндокринологу.

2. Оценка уровня биологической зрелости по вторичным по­ловым признакам.

При осмотре устанавливается выраженность волосяного по­крова на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах), а у девочек, кроме того, - развитие грудных желез (Ма). Наибольшее внимание следует обращать на развитие показателей Ма и Р; Ах - наиболее вариабельный и потому менее надежный показатель. Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков у детей приведены в таблице.

С 11-летнего возраста у девочек к формуле полового созревания добавляются данные о наличии (Ме+ или Me-) регул, у мальчиков по показаниям может проводиться оценка полового развития.По возрастным нормативам устанавливают следующие вари­анты возрастного развития биологической зрелости:

1. Развитие соответствует календарному возрасту, (выражен­ность вторичных половых признаков соответствует возрастно­му нормативу).

2. Развитие ускоренное (опережение по выраженности вторич­ных половых признаков составляет 1 год и более).

3. Развитие замедленное (отставание по выраженности вто­ричных половых признаков составляет 1 год и более).

Дети с замедленным и ускоренным развитием направляются на консультацию к эндокринологу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: