Этиологические факторы, способствующие формированию алкогольной зависимости у подростков

В настоящее время среди этиологических факторов алко­голизма выделяют: социальные, психологические и биоло­гические.

К социальным факторам относят житейские традиции на­рода, социальное положение индивидуума (семейное положе­ние, образование, экономическая обеспеченность, профессия,

образ жизни), этническую и религиозную принадлежность, обычаи и влияние ближайшего окружения (семья, товари­щи, компания и пр.). Социальные факторы, предраспола­гающие к развитию и пьянства, и алкоголизма, обычно сов­падают.

П.Н.Литвинов (1968) выделил следующие основные социальные факторы, способствующие развитию пьянства и алкоголизма у подростков и юношей: 1) низкий уровень образования (77 %); 2) обычаи ближайшего окружения (90,7 % — рабочие с низкой квалификацией); 3) условия воспитания в семье (52 % воспитывались без отца и 62 % в семьях, где отец алкоголик); 4) раннее вступление в само­стоятельную жизнь (89 % начали работать до 17 лет); 5) раннее употребление алкоголя (79 % стали употреблять алкоголь до 17 лет).

Многие исследователи среди факторов, способствующих формированию пьянства у подростков, выделяют отсутствие антиалкогольного воспитания в школе, ошибочное представ­ление об истинных свойствах алкоголя, терпимость общест­ва к пьянству подростков, высокооплачиваемость неквали­фицированного труда, не стимулирующую подростков к профессиональному росту и образованию, и др. (В. Л. Бы­ков и соавт., 1974).

Среди большого числа социальных факторов особое зна­чение имеет влияние микросреды, окружающей подростка, и в первую очередь семьи. Исследования последних лет показа­ли, что это воздействие нельзя расценивать однозначно: хоро­шая непьющая семья — хорошее влияние, плохая семья — плохое влияние. По данным Horburg et al. (1982), в семьях, где родители тяжело больны алкоголизмом, нередко дети со­всем не пьют, а дети трезвенников, наоборот, могут злоупот­реблять алкоголем.

И тем не менее роль семьи как первичного побудителя к пьянству нельзя недооценивать. Наибольшее значение в этом плане играют такие социальные факторы, как алко­гольные традиции семьи, низкий культурный уровень и кон­фликтные взаимоотношения родителей, отрицательное отно­шение к образованию, игнорирование общественных интересов и т. п.

По данным Е. С. Скворцовой (1980), в 78 % случаев приобщение детей и подростков к алкоголю происходит в семье, под влиянием родителей и близких родственни­ков. Если в семье подростку разрешено пить, алкоголизм у него формируется примерно в 9 раз чаще, чем там, где употребление алкоголя считается недопустимым (П. И. Сидоров, 1979).

Г. И. Шурыгин (1981) указывает на то, что склонность к раннему систематическому употреблению спиртного у де­тей и подростков в семьях, где родители страдают алкоголиз­мом и пьянствуют на глазах у детей, примерно в 6 раз выше, чем в семьях, не злоупотребляющих алкоголем.

Семьи, в которых воспитываются пьющие подростки, от­личаются, как правило, социальной неустойчивостью, в них, наряду с пьянством, обычно царит напряженная ат­мосфера конфликта, нередко процветают разврат, тунеядст­во, стяжательство. Асоциальное и аморальное поведение часто приводит к лишению родительских прав, судимости, распаду семьи.

Н. Е. Буторина и соавт. (1978), обследовав группу подро­стков, склонных к пьянству, установили, что 59 % из них жи­ли в неполных семьях, у 42 % не было отцов, у 12 % — мате­рей, у 5 % — обоих родителей. В 3 % случаев матери, а в 2 % — оба родителя были лишены родительских прав. У 76 % подро­стков родители систематически злоупотребляли алкоголем, у 37 % имели судимость.

Е. С. Скворцова (1980) указывает, что 68,6 % отцов и 64,3 % матерей в таких семьях имели начальное или восьми­летнее образование. По нашим данным, 26 % родителей в семьях подростков-алкоголиков вообще нигде не работали и вели паразитический образ жизни, а 22 %, наоборот, были от­ветственными работниками или предпринимателями.

Дети в неблагополучных семьях обычно лишены внимания и контроля со стороны родителей. Они предоставлены сами себе, часто пропускают занятия, отстают в учебе, рано приоб­щаются к асоциальным группам, совершают противоправные поступки. В итоге формируется своеобразная «алкогольная личность» (А. Л. Нелидов, 1978; Э. Е. Бехтель, 1986), не спо­собная противостоять все расширяющемуся алкогольному

окружению. Интересны наблюдения Forslung, Gustafson (1970), которые показали, что алкогольное поведение матери существенно влияет на алкоголизацию прежде всего дочерей, а алкогольное поведение отца — на раннее пьянство сыновей.

К психологическим факторам прежде всего относят пре-морбидные особенности личности, а также релаксирующее и эйфоризирующее свойства алкоголя, способствующие вызы­ванию «психического комфорта», облегчающие межличност­ные контакты.

Б. С. Братусь, П. И. Сидоров (1984) считают, что основная притягательная сила опьянения - не в эйфоризации. Психоло­гические причины «тяги к вину» глубже и кроются, во-первых, в тех иллюзорных возможностях удовлетворения желаний и разрешения конфликтов, которые дает состояние опьянения, и, во-вторых, в тех психологических и социальных условиях, ко­торые толкают начинающего пить подростка на этот путь.

Отрицательные социальные факторы не только определя­ют отношение личности к алкоголю, но в какой-то мере фор­мируют личность, предрасположенную к злоупотреблению алкоголем.

Личность подростка в силу ее психической и социальной незрелости менее защищена от воздействия внешних и внут­ренних стрессоров, чем личность взрослого человека. Поэто­му патологическая зависимость от алкоголя у подростков формируется особенно быстро (Е. А. Данилова, 1978; И. В. Стрельчук, 1978; М. Д. Пятое, Г. Г. Шуйский, 1983).

В то же время изучение личностных особенностей взрос­лых, склонных к злоупотреблению алкоголем, показало, что и они, так же как и подростки, отличаются психической и соци­альной незрелостью (В. Т. Кондрашенко, А. Ф. Скугаревский, 1983). Одни из них легкоранимы, плохо приспособлены к практической жизни, слабовольны, инфантильны; другие — излишне самоуверены, тщеславны, болезненно переживают малейшие жизненные неудачи, настойчиво ищут признания. Все злоупотребляющие алкоголем плохо адаптированы к ок­ружающей обстановке и проявляют низкую толерантность к обычным по силе стрессорам, не способны сопротивляться напряжению и при малейших трудностях склонны прибегать к «помощи» алкоголя-релаксанта.

Психологические особенности подростков и взрослых, склонных к злоупотреблению алкоголем, сходны: и для тех, и для других характерны резкие колебания настроения, неус­тойчивость интересов, сенситивность, чувствительность, по­вышенная рефлексия и склонность к самоанализу, излишняя самоуверенность, переоценка своих возможностей, одновре­менное проявление полярных качеств психики (самоуверен­ность и легкая ранимость, развязность и застенчивость, лас­ковость и жестокость и т. п.).

Особенности личности, склонной к злоупотреблению ал­коголем, могут быть врожденными, но чаще развиваются под влиянием внешней среды. Hill (1962) выделил четыре типа личности, которые формируются семьей и больше других предрасположены к алкоголизму: 1) считающие себя безу­пречными, стоящими вне критики, осуждений и замечаний (дети переняли от родителей убежденность в сверхценности своего существования и безупречности поведения); 2) агрес­сивные, асоциальные, императивные, возбудимые, жестокие, с легко возникающим чувством ненависти; 3) неприспособ­ленные, непродуктивные, беспомощные, со склонностью к невротическим реакциям (результат воспитания сверхза­ботливых родителей); 4) странные, с чертами депрессивности и параноидности.

А. Е. Личко (1983) считает, что раннее формирование ал­коголизма у подростка («ранняя алкоголизация») зависит прежде всего от типа акцентуации характера. В этом плане, по мнению автора, наиболее угрожаемыми являются неустойчи­вый (45 %) и эпилептоидный (35 %) типы. В то же время сре­ди подростков шизоидного и сенситивного типов лишь еди­ницы злоупотребляли алкоголем.

В плане исследования роли психологических факторов в развитии алкоголизма несомненный интерес представляет работа И. Г. Уракова, В. В. Куликова (1977), изучавших пре-морбидные особенности личности как один из предиспони-рующих факторов, позволяющих прогнозировать течение ал­коголизма. При психологической оценке личности авторы использовали такие параметры, как уравновешенность — не­уравновешенность, ригидность — лабильность, экстраверти-рованность — интровертированность.

Сопоставление типологических особенностей личности в преморбиде со сроками развития алкоголизма показало, что синдром патологической зависимости формируется позже у лиц с ригидностью нервных процессов; основные симптомы алкоголизма возникают раньше и более выражены у неурав­новешенных; у интровертированных личностей позже появ­ляются такие симптомы, как утрата контроля, абстиненция, амнезия периодов опьянения, изменения картины опьянения и формы потребления алкоголя.

Перспективны работы сотрудников ВНИИ общей и судеб­ной психиатрии им. Сербского (ныне - ГНЦ социальной и су­дебной психиатрии Российской Федерации), основанные на клинико-катамнестическом подходе к исследованию лично­стного фактора в формировании и развитии алкоголизма (А. Л. Игонин, 1980; Г. В. Морозов, Н. И. Иванец, 1980; Т. П. Небаракова, 1980; О. Н. Трубчанинова, 1980; и др.). Ав­торы установили у лиц с преобладанием тех или иных черт характера в преморбидном периоде существенные различия как в общих клинических закономерностях течения алкого­лизма, особенностях отдельных симптомов и синдромов бо­лезни, так и в эффективности дифференцированной терапии и прогностической оценке болезни.

К биологическим факторам (врожденным и приобретен­ным) относят нарушения обменных процессов (катехолами-нового, алкогольного, витаминного и пр.), висцерогумораль-ные и эндокринные расстройства, неполноценность высших отделов центральной нервной системы, способствующие раз­витию алкоголизма, а также некоторые психические болезни и патологию характера.

Накоплен большой фактический материал, свидетельст­вующий о том, что дети, рожденные в семьях алкоголиков, бо­лее подвержены алкоголизму, чем дети здоровых родителей (Jellinek, 1943; Cloninger et al, 1981; и др.).

По данным Goodwin (1971), риск заболеть алкоголизмом в общей популяции у мужчин составляет 3-4 %, у женщин — до 1 %. В то же время у сиблингов-мужчин, больных алкоголиз­мом, он может достигать 46 %, а для сиблингов-женщин, боль­ных алкоголизмом,— 50 %. Конкордантность по алкоголизму у монозиготных близнецов равняется 54 %, у дизиготных —

28 %• Bohman (1978) при обследовании 2000 детей из общей популяции, взятых на воспитание (не родственниками) в воз­расте до 3 лет, выявил статистически достоверную корреля­цию между алкоголизмом биологических родителей и их де­тей.

Однако в настоящее время нет достаточных оснований для категоричного утверждения о том, что алкоголизм — наслед­ственное заболевание. Наследуется, скорее, не сам алкого­лизм, а психические (характерологические) и биологические особенности, способствующие его развитию.

Не возражая против того, что риск заболеть алкоголизмом у детей, рожденных в семьях алкоголиков, выше, чем у детей здоровых родителей, мы не можем вместе с тем согласиться с мнением о существовании «врожденных алкоголиков» (Swinson, 1983; и др.). Такая крайняя точка зрения сторонни­ков генетической концепции умаляет роль социальных фак­торов и сводит на нет смысл мероприятий, направленных на профилактику алкоголизма.

К условиям, способствующим развитию алкоголизма у подростков, относят также различного рода экзогенно-ор-ганические вредности: перинатальные, антенатальные и ран­ние постнатальные воздействия, инфекции, перенесенные в раннем детстве, тяжелые соматогении, черепно-мозговые травмы и пр. (Н. Е. Буторина и соавт., 1978; В. Я. Семке и со-авт., 1982; и др.).

В этиологии алкоголизма несомненна роль психических, чаще всего патохарактерологических, особенностей лично­сти. Сторонники этой крайней точки зрения рассматривают алкоголизм как следствие психопатии, невроза, интеллек­туальной недостаточности, эпилепсии, маниакально-де­прессивного психоза и других психических расстройств (Cameron, 1971; Hurst, Bagley, 1972; и др.). Эта точка зре­ния, достаточно популярная в некоторых зарубежных стра­нах, не находит широкой поддержки у отечественных пси­хиатров.

Действительно, патологическая зависимость от алкоголя особенно быстро формируется у психопатов, у лиц с отдельны­ми последствиями органического поражения головного моз­га, страдающих некоторыми формами невроза. Алкоголизм

нередко осложняет такие психические заболевания, как ши­зофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и др. Но во всех этих случаях алкоголизация — проявление основного заболевания или признак, осложняющий его.

Подводя итоги, следует констатировать, что в настоящее время единой теории, объясняющей природу алкогольной за­висимости, нет. Можно говорить только об отдельных теоре­тических концепциях, среди которых наиболее популярны в последние десятилетия следующие:

• биопсихологическая концепция;

• концепция развития и поддержания патологической зависимости, основанная на теории научения;

• концепция «опосредующих личностных факторов».

В рамках биопсихологической концепции лучше всего отображает психофизиологические процессы, происходящие при возникновении зависимости, модель оппонентных про­цессов (Solomon & Corbit, 1974). Хотя изначально она созда­валась как общая мотивационная модель, строящаяся на принципах негативного подкрепления, она оказалась приме­нимой к зависимостям от психоактивных веществ, в частно­сти, алкогольной зависимости (Elbert & Rockst, 1990; Rosenhan & Sehgman, 1995; Koob & LeMoal, 1997). Модель ос­новывается на феноменах, играющих решающую роль при развитии зависимости:

• на гедонистическом состоянии, которое возникает при первом приеме вещества и, несмотря на различия в субъективном опыте, может быть описано как общий позитивный первичный аффект;

• на аффективной толерантности, возникающей при дальнейшем употреблении вещества и означающей, что при одной и той же дозе приема психоактивного веще­ства (включая алкоголь) субъективные ощущения при­тупляются; чтобы вновь достичь первоначального эф­фекта, необходимо последовательно повышать дозу;

• в связи с развитием толерантности возникает аффек­тивный феномен абстиненции.

Он определяется как негативный гедонистический компо­нент (т. е. в качестве оппонента) конкретного эпизода приема психоактивного вещества, который наступает во второй фазе

(одновременно с метаболическим разрушением вещества) во время абстиненции. Вследствие этого продолжение злоупот­ребления психоактивным веществом обуславливается уже не столько «поиском удовольствия», сколько стремлением к из­бавлению от нарастающего ощущения дискомфорта.

Концепции, основанные на теории научения, концентри­руются на механизмах, которые поддерживают зависимость от психоактивных веществ (Buhringer, 1994). Решающими побуждающими факторами для первого и всех последующих приемов называют любопытство, социальное давление, авер-сивные ситуации, абстинентные явления и общую потреб­ность в веществе. В качестве позитивных подкрепляющих стимулов выступают дающее эйфорию воздействие алкоголя, приобретаемое «социальное признание» (в алкоголизирую-щейся микросоциальной группе), повышенная коммуника­бельность во время действия алкоголя, а также уменьшение напряжения, заторможенности, чувства неполноценности, скуки или страха.

С концепцией научения тесно связана и гипотеза сни­жения напряжения. В ней ответственность за возникнове­ние всевозможных зависимостей косвенно возлагается на неумение преодолевать тревогу и стресс. Алкоголь, как и многие другие психоактивные вещества, оказывает отчасти редуцирующее воздействие на тревогу и напряжение, а также заторможенность, чувства неполноценности, скуки или страха.

Исследования, проводимые в рамках концепции «опо­средующих личностных факторов», направлены на поиск опосредующих факторов, которые принимают участие при передаче риска от родителей к детям. Большое значение, на­ряду с определением генетических маркеров, придается сбо­ру коморбидных психопатологических данных, а также уче­ту личностных особенностей, когнитивных функций и психофизиологических отклонений от нормы (Lachner & Wittchen, 1995).

Среди психопатологических отклонений у членов семей, неблагополучных в плане злоупотребления алкоголем, преоб­ладают тревожные расстройств и депрессия, по частотности в несколько раз превосходящие средние показатели (Chassin,

Pillow, Curran, Molina & Barrera, 1993), но при этом все же не­понятно, что рассматривать в качестве причины этого явле­ния — сложности внутрисемейных отношений из-за алкого­лизма родителей или психопатологические отклонения от нормы одного из родителей. Это означает, что у групп риска тревожные и аффективные расстройства, обусловленные от­клоняющимся от нормы поведением родителей, развиваются по времени еще до того, как у них проявляются патологиче­ские влечения к психоактивным веществам.

В рамках исследований личности в группах риска из се­мей алкоголиков обращалось внимание прежде всего на два признака: на так называемое антисоциальное личностное расстройство (Harford & Parker, 1994) и на гиперактив­ность и импульсивность (Tarter, McBride, Bounpane & Schneider, 1977).

В какой степени отягощены когнитивными нарушениями дети из семей алкоголиков, является спорным вопросом. Ис­следования различных интеллектуальных факторов, таких как способность к абстрактному мышлению, способность к научению и объем памяти, умение решать проблемы или ло­гически мыслить, до сих пор не внесли ясность в этот вопрос (Lachner & Wittchen, 1995).

Если при описании проблем потребления алкоголя и нар­котиков молодежью в качестве важнейшей детерминанты упоминают ситуации дисфункциональной семьи («broken home»), то чаще всего имеют в виду семьи, для которых ха­рактерны отсутствие твердо установленных нормативных требований, отсутствие согласия, недостаточный контроль, а также слабое влияние и недостаточная поддержка (Baumrmd, 1991). Напротив, молодые люди, у которых нет проблем с алкоголем и наркотиками или они незначитель­ны, — это в основном дети из семей, члены которых относят­ся друг к другу тепло и внимательно, имеют ясные ожидания и благодаря этому нацелены на развитие своих когнитивных и социальных навыков и умений (Silbereisen, 1996). В по­следнем из названных случаев стиль семейного воспитания является основным протективным фактором для предотвра­щения развития у подростков алкогольной и наркотической зависимости.

Таким образом, наиболее важными факторами риска фор­мирования пьянства и алкоголизма у подростков являются:

1) ранний возраст начала алкоголизации (10-12 лет);

2) индивидуальный характер реакций организма на алко­голь (высокая изначальная толерантность и др.);

3) неблагоприятные микросоциальные условия (семья алкоголиков, асоциальная группа сверстников);

4) особенности характера, преимущественно эксплозив­ного, неустойчивого, эпилептоидного и гипертимного типов;

5) отягощенная наследственность;

6) пограничные нервно-психические расстройства;

7) плохо поставленное противоалкогольное воспитание.

Этиологию и пьянства, и алкоголизма следует рассмат­ривать под углом зрения воздействия на организм комплек­са диалектически взаимосвязанных и взаимообусловлен­ных внешних патогенных причин и внутренних предрасполагающих условий. Выделение «основных», «главных» этиологических факторов, например, социаль­ных (семья, компания), психологических (тип особенно­стей характера), психопатологических (психопатия) и т. п., непродуктивно и не решает проблемы профилактики алко­голизма в целом. Она может быть решена только при уча­стии широкого круга общественности и при подходе к при­чине пьянства и алкоголизма как к комплексу воздействия взаимосвязанных факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: