В настоящее время среди этиологических факторов алкоголизма выделяют: социальные, психологические и биологические.
К социальным факторам относят житейские традиции народа, социальное положение индивидуума (семейное положение, образование, экономическая обеспеченность, профессия,
образ жизни), этническую и религиозную принадлежность, обычаи и влияние ближайшего окружения (семья, товарищи, компания и пр.). Социальные факторы, предрасполагающие к развитию и пьянства, и алкоголизма, обычно совпадают.
П.Н.Литвинов (1968) выделил следующие основные социальные факторы, способствующие развитию пьянства и алкоголизма у подростков и юношей: 1) низкий уровень образования (77 %); 2) обычаи ближайшего окружения (90,7 % — рабочие с низкой квалификацией); 3) условия воспитания в семье (52 % воспитывались без отца и 62 % в семьях, где отец алкоголик); 4) раннее вступление в самостоятельную жизнь (89 % начали работать до 17 лет); 5) раннее употребление алкоголя (79 % стали употреблять алкоголь до 17 лет).
|
|
Многие исследователи среди факторов, способствующих формированию пьянства у подростков, выделяют отсутствие антиалкогольного воспитания в школе, ошибочное представление об истинных свойствах алкоголя, терпимость общества к пьянству подростков, высокооплачиваемость неквалифицированного труда, не стимулирующую подростков к профессиональному росту и образованию, и др. (В. Л. Быков и соавт., 1974).
Среди большого числа социальных факторов особое значение имеет влияние микросреды, окружающей подростка, и в первую очередь семьи. Исследования последних лет показали, что это воздействие нельзя расценивать однозначно: хорошая непьющая семья — хорошее влияние, плохая семья — плохое влияние. По данным Horburg et al. (1982), в семьях, где родители тяжело больны алкоголизмом, нередко дети совсем не пьют, а дети трезвенников, наоборот, могут злоупотреблять алкоголем.
И тем не менее роль семьи как первичного побудителя к пьянству нельзя недооценивать. Наибольшее значение в этом плане играют такие социальные факторы, как алкогольные традиции семьи, низкий культурный уровень и конфликтные взаимоотношения родителей, отрицательное отношение к образованию, игнорирование общественных интересов и т. п.
По данным Е. С. Скворцовой (1980), в 78 % случаев приобщение детей и подростков к алкоголю происходит в семье, под влиянием родителей и близких родственников. Если в семье подростку разрешено пить, алкоголизм у него формируется примерно в 9 раз чаще, чем там, где употребление алкоголя считается недопустимым (П. И. Сидоров, 1979).
Г. И. Шурыгин (1981) указывает на то, что склонность к раннему систематическому употреблению спиртного у детей и подростков в семьях, где родители страдают алкоголизмом и пьянствуют на глазах у детей, примерно в 6 раз выше, чем в семьях, не злоупотребляющих алкоголем.
|
|
Семьи, в которых воспитываются пьющие подростки, отличаются, как правило, социальной неустойчивостью, в них, наряду с пьянством, обычно царит напряженная атмосфера конфликта, нередко процветают разврат, тунеядство, стяжательство. Асоциальное и аморальное поведение часто приводит к лишению родительских прав, судимости, распаду семьи.
Н. Е. Буторина и соавт. (1978), обследовав группу подростков, склонных к пьянству, установили, что 59 % из них жили в неполных семьях, у 42 % не было отцов, у 12 % — матерей, у 5 % — обоих родителей. В 3 % случаев матери, а в 2 % — оба родителя были лишены родительских прав. У 76 % подростков родители систематически злоупотребляли алкоголем, у 37 % имели судимость.
Е. С. Скворцова (1980) указывает, что 68,6 % отцов и 64,3 % матерей в таких семьях имели начальное или восьмилетнее образование. По нашим данным, 26 % родителей в семьях подростков-алкоголиков вообще нигде не работали и вели паразитический образ жизни, а 22 %, наоборот, были ответственными работниками или предпринимателями.
Дети в неблагополучных семьях обычно лишены внимания и контроля со стороны родителей. Они предоставлены сами себе, часто пропускают занятия, отстают в учебе, рано приобщаются к асоциальным группам, совершают противоправные поступки. В итоге формируется своеобразная «алкогольная личность» (А. Л. Нелидов, 1978; Э. Е. Бехтель, 1986), не способная противостоять все расширяющемуся алкогольному
окружению. Интересны наблюдения Forslung, Gustafson (1970), которые показали, что алкогольное поведение матери существенно влияет на алкоголизацию прежде всего дочерей, а алкогольное поведение отца — на раннее пьянство сыновей.
К психологическим факторам прежде всего относят пре-морбидные особенности личности, а также релаксирующее и эйфоризирующее свойства алкоголя, способствующие вызыванию «психического комфорта», облегчающие межличностные контакты.
Б. С. Братусь, П. И. Сидоров (1984) считают, что основная притягательная сила опьянения - не в эйфоризации. Психологические причины «тяги к вину» глубже и кроются, во-первых, в тех иллюзорных возможностях удовлетворения желаний и разрешения конфликтов, которые дает состояние опьянения, и, во-вторых, в тех психологических и социальных условиях, которые толкают начинающего пить подростка на этот путь.
Отрицательные социальные факторы не только определяют отношение личности к алкоголю, но в какой-то мере формируют личность, предрасположенную к злоупотреблению алкоголем.
Личность подростка в силу ее психической и социальной незрелости менее защищена от воздействия внешних и внутренних стрессоров, чем личность взрослого человека. Поэтому патологическая зависимость от алкоголя у подростков формируется особенно быстро (Е. А. Данилова, 1978; И. В. Стрельчук, 1978; М. Д. Пятое, Г. Г. Шуйский, 1983).
В то же время изучение личностных особенностей взрослых, склонных к злоупотреблению алкоголем, показало, что и они, так же как и подростки, отличаются психической и социальной незрелостью (В. Т. Кондрашенко, А. Ф. Скугаревский, 1983). Одни из них легкоранимы, плохо приспособлены к практической жизни, слабовольны, инфантильны; другие — излишне самоуверены, тщеславны, болезненно переживают малейшие жизненные неудачи, настойчиво ищут признания. Все злоупотребляющие алкоголем плохо адаптированы к окружающей обстановке и проявляют низкую толерантность к обычным по силе стрессорам, не способны сопротивляться напряжению и при малейших трудностях склонны прибегать к «помощи» алкоголя-релаксанта.
|
|
Психологические особенности подростков и взрослых, склонных к злоупотреблению алкоголем, сходны: и для тех, и для других характерны резкие колебания настроения, неустойчивость интересов, сенситивность, чувствительность, повышенная рефлексия и склонность к самоанализу, излишняя самоуверенность, переоценка своих возможностей, одновременное проявление полярных качеств психики (самоуверенность и легкая ранимость, развязность и застенчивость, ласковость и жестокость и т. п.).
Особенности личности, склонной к злоупотреблению алкоголем, могут быть врожденными, но чаще развиваются под влиянием внешней среды. Hill (1962) выделил четыре типа личности, которые формируются семьей и больше других предрасположены к алкоголизму: 1) считающие себя безупречными, стоящими вне критики, осуждений и замечаний (дети переняли от родителей убежденность в сверхценности своего существования и безупречности поведения); 2) агрессивные, асоциальные, императивные, возбудимые, жестокие, с легко возникающим чувством ненависти; 3) неприспособленные, непродуктивные, беспомощные, со склонностью к невротическим реакциям (результат воспитания сверхзаботливых родителей); 4) странные, с чертами депрессивности и параноидности.
А. Е. Личко (1983) считает, что раннее формирование алкоголизма у подростка («ранняя алкоголизация») зависит прежде всего от типа акцентуации характера. В этом плане, по мнению автора, наиболее угрожаемыми являются неустойчивый (45 %) и эпилептоидный (35 %) типы. В то же время среди подростков шизоидного и сенситивного типов лишь единицы злоупотребляли алкоголем.
В плане исследования роли психологических факторов в развитии алкоголизма несомненный интерес представляет работа И. Г. Уракова, В. В. Куликова (1977), изучавших пре-морбидные особенности личности как один из предиспони-рующих факторов, позволяющих прогнозировать течение алкоголизма. При психологической оценке личности авторы использовали такие параметры, как уравновешенность — неуравновешенность, ригидность — лабильность, экстраверти-рованность — интровертированность.
|
|
Сопоставление типологических особенностей личности в преморбиде со сроками развития алкоголизма показало, что синдром патологической зависимости формируется позже у лиц с ригидностью нервных процессов; основные симптомы алкоголизма возникают раньше и более выражены у неуравновешенных; у интровертированных личностей позже появляются такие симптомы, как утрата контроля, абстиненция, амнезия периодов опьянения, изменения картины опьянения и формы потребления алкоголя.
Перспективны работы сотрудников ВНИИ общей и судебной психиатрии им. Сербского (ныне - ГНЦ социальной и судебной психиатрии Российской Федерации), основанные на клинико-катамнестическом подходе к исследованию личностного фактора в формировании и развитии алкоголизма (А. Л. Игонин, 1980; Г. В. Морозов, Н. И. Иванец, 1980; Т. П. Небаракова, 1980; О. Н. Трубчанинова, 1980; и др.). Авторы установили у лиц с преобладанием тех или иных черт характера в преморбидном периоде существенные различия как в общих клинических закономерностях течения алкоголизма, особенностях отдельных симптомов и синдромов болезни, так и в эффективности дифференцированной терапии и прогностической оценке болезни.
К биологическим факторам (врожденным и приобретенным) относят нарушения обменных процессов (катехолами-нового, алкогольного, витаминного и пр.), висцерогумораль-ные и эндокринные расстройства, неполноценность высших отделов центральной нервной системы, способствующие развитию алкоголизма, а также некоторые психические болезни и патологию характера.
Накоплен большой фактический материал, свидетельствующий о том, что дети, рожденные в семьях алкоголиков, более подвержены алкоголизму, чем дети здоровых родителей (Jellinek, 1943; Cloninger et al, 1981; и др.).
По данным Goodwin (1971), риск заболеть алкоголизмом в общей популяции у мужчин составляет 3-4 %, у женщин — до 1 %. В то же время у сиблингов-мужчин, больных алкоголизмом, он может достигать 46 %, а для сиблингов-женщин, больных алкоголизмом,— 50 %. Конкордантность по алкоголизму у монозиготных близнецов равняется 54 %, у дизиготных —
28 %• Bohman (1978) при обследовании 2000 детей из общей популяции, взятых на воспитание (не родственниками) в возрасте до 3 лет, выявил статистически достоверную корреляцию между алкоголизмом биологических родителей и их детей.
Однако в настоящее время нет достаточных оснований для категоричного утверждения о том, что алкоголизм — наследственное заболевание. Наследуется, скорее, не сам алкоголизм, а психические (характерологические) и биологические особенности, способствующие его развитию.
Не возражая против того, что риск заболеть алкоголизмом у детей, рожденных в семьях алкоголиков, выше, чем у детей здоровых родителей, мы не можем вместе с тем согласиться с мнением о существовании «врожденных алкоголиков» (Swinson, 1983; и др.). Такая крайняя точка зрения сторонников генетической концепции умаляет роль социальных факторов и сводит на нет смысл мероприятий, направленных на профилактику алкоголизма.
К условиям, способствующим развитию алкоголизма у подростков, относят также различного рода экзогенно-ор-ганические вредности: перинатальные, антенатальные и ранние постнатальные воздействия, инфекции, перенесенные в раннем детстве, тяжелые соматогении, черепно-мозговые травмы и пр. (Н. Е. Буторина и соавт., 1978; В. Я. Семке и со-авт., 1982; и др.).
В этиологии алкоголизма несомненна роль психических, чаще всего патохарактерологических, особенностей личности. Сторонники этой крайней точки зрения рассматривают алкоголизм как следствие психопатии, невроза, интеллектуальной недостаточности, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза и других психических расстройств (Cameron, 1971; Hurst, Bagley, 1972; и др.). Эта точка зрения, достаточно популярная в некоторых зарубежных странах, не находит широкой поддержки у отечественных психиатров.
Действительно, патологическая зависимость от алкоголя особенно быстро формируется у психопатов, у лиц с отдельными последствиями органического поражения головного мозга, страдающих некоторыми формами невроза. Алкоголизм
нередко осложняет такие психические заболевания, как шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и др. Но во всех этих случаях алкоголизация — проявление основного заболевания или признак, осложняющий его.
Подводя итоги, следует констатировать, что в настоящее время единой теории, объясняющей природу алкогольной зависимости, нет. Можно говорить только об отдельных теоретических концепциях, среди которых наиболее популярны в последние десятилетия следующие:
• биопсихологическая концепция;
• концепция развития и поддержания патологической зависимости, основанная на теории научения;
• концепция «опосредующих личностных факторов».
В рамках биопсихологической концепции лучше всего отображает психофизиологические процессы, происходящие при возникновении зависимости, модель оппонентных процессов (Solomon & Corbit, 1974). Хотя изначально она создавалась как общая мотивационная модель, строящаяся на принципах негативного подкрепления, она оказалась применимой к зависимостям от психоактивных веществ, в частности, алкогольной зависимости (Elbert & Rockst, 1990; Rosenhan & Sehgman, 1995; Koob & LeMoal, 1997). Модель основывается на феноменах, играющих решающую роль при развитии зависимости:
• на гедонистическом состоянии, которое возникает при первом приеме вещества и, несмотря на различия в субъективном опыте, может быть описано как общий позитивный первичный аффект;
• на аффективной толерантности, возникающей при дальнейшем употреблении вещества и означающей, что при одной и той же дозе приема психоактивного вещества (включая алкоголь) субъективные ощущения притупляются; чтобы вновь достичь первоначального эффекта, необходимо последовательно повышать дозу;
• в связи с развитием толерантности возникает аффективный феномен абстиненции.
Он определяется как негативный гедонистический компонент (т. е. в качестве оппонента) конкретного эпизода приема психоактивного вещества, который наступает во второй фазе
(одновременно с метаболическим разрушением вещества) во время абстиненции. Вследствие этого продолжение злоупотребления психоактивным веществом обуславливается уже не столько «поиском удовольствия», сколько стремлением к избавлению от нарастающего ощущения дискомфорта.
Концепции, основанные на теории научения, концентрируются на механизмах, которые поддерживают зависимость от психоактивных веществ (Buhringer, 1994). Решающими побуждающими факторами для первого и всех последующих приемов называют любопытство, социальное давление, авер-сивные ситуации, абстинентные явления и общую потребность в веществе. В качестве позитивных подкрепляющих стимулов выступают дающее эйфорию воздействие алкоголя, приобретаемое «социальное признание» (в алкоголизирую-щейся микросоциальной группе), повышенная коммуникабельность во время действия алкоголя, а также уменьшение напряжения, заторможенности, чувства неполноценности, скуки или страха.
С концепцией научения тесно связана и гипотеза снижения напряжения. В ней ответственность за возникновение всевозможных зависимостей косвенно возлагается на неумение преодолевать тревогу и стресс. Алкоголь, как и многие другие психоактивные вещества, оказывает отчасти редуцирующее воздействие на тревогу и напряжение, а также заторможенность, чувства неполноценности, скуки или страха.
Исследования, проводимые в рамках концепции «опосредующих личностных факторов», направлены на поиск опосредующих факторов, которые принимают участие при передаче риска от родителей к детям. Большое значение, наряду с определением генетических маркеров, придается сбору коморбидных психопатологических данных, а также учету личностных особенностей, когнитивных функций и психофизиологических отклонений от нормы (Lachner & Wittchen, 1995).
Среди психопатологических отклонений у членов семей, неблагополучных в плане злоупотребления алкоголем, преобладают тревожные расстройств и депрессия, по частотности в несколько раз превосходящие средние показатели (Chassin,
Pillow, Curran, Molina & Barrera, 1993), но при этом все же непонятно, что рассматривать в качестве причины этого явления — сложности внутрисемейных отношений из-за алкоголизма родителей или психопатологические отклонения от нормы одного из родителей. Это означает, что у групп риска тревожные и аффективные расстройства, обусловленные отклоняющимся от нормы поведением родителей, развиваются по времени еще до того, как у них проявляются патологические влечения к психоактивным веществам.
В рамках исследований личности в группах риска из семей алкоголиков обращалось внимание прежде всего на два признака: на так называемое антисоциальное личностное расстройство (Harford & Parker, 1994) и на гиперактивность и импульсивность (Tarter, McBride, Bounpane & Schneider, 1977).
В какой степени отягощены когнитивными нарушениями дети из семей алкоголиков, является спорным вопросом. Исследования различных интеллектуальных факторов, таких как способность к абстрактному мышлению, способность к научению и объем памяти, умение решать проблемы или логически мыслить, до сих пор не внесли ясность в этот вопрос (Lachner & Wittchen, 1995).
Если при описании проблем потребления алкоголя и наркотиков молодежью в качестве важнейшей детерминанты упоминают ситуации дисфункциональной семьи («broken home»), то чаще всего имеют в виду семьи, для которых характерны отсутствие твердо установленных нормативных требований, отсутствие согласия, недостаточный контроль, а также слабое влияние и недостаточная поддержка (Baumrmd, 1991). Напротив, молодые люди, у которых нет проблем с алкоголем и наркотиками или они незначительны, — это в основном дети из семей, члены которых относятся друг к другу тепло и внимательно, имеют ясные ожидания и благодаря этому нацелены на развитие своих когнитивных и социальных навыков и умений (Silbereisen, 1996). В последнем из названных случаев стиль семейного воспитания является основным протективным фактором для предотвращения развития у подростков алкогольной и наркотической зависимости.
Таким образом, наиболее важными факторами риска формирования пьянства и алкоголизма у подростков являются:
1) ранний возраст начала алкоголизации (10-12 лет);
2) индивидуальный характер реакций организма на алкоголь (высокая изначальная толерантность и др.);
3) неблагоприятные микросоциальные условия (семья алкоголиков, асоциальная группа сверстников);
4) особенности характера, преимущественно эксплозивного, неустойчивого, эпилептоидного и гипертимного типов;
5) отягощенная наследственность;
6) пограничные нервно-психические расстройства;
7) плохо поставленное противоалкогольное воспитание.
Этиологию и пьянства, и алкоголизма следует рассматривать под углом зрения воздействия на организм комплекса диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных внешних патогенных причин и внутренних предрасполагающих условий. Выделение «основных», «главных» этиологических факторов, например, социальных (семья, компания), психологических (тип особенностей характера), психопатологических (психопатия) и т. п., непродуктивно и не решает проблемы профилактики алкоголизма в целом. Она может быть решена только при участии широкого круга общественности и при подходе к причине пьянства и алкоголизма как к комплексу воздействия взаимосвязанных факторов.