Понятие «поведение» в психологии тесно связано с такими понятиями, как «потребность», «мотивы», «установка», «мотивация», «деятельность» и т. д.
Деятельность подростка теснейшим образом связана с его психическим развитием. Такая связь впервые была выявлена в рамках теории деятельности применительно к детскому возрасту (А. Н. Леонтьев, 1965; Д. Б. Эльконин, 1971).
В процессе формирования деятельности возможны сбои, кризисы, которые нередко переживаются подростками как
состояния неудовлетворенности, растерянности, неопределенности, «размытости» планов и желаний. Выделяют два варианта (типа) таких кризисов. При первом варианте быстро меняющаяся потребность требует для своего удовлетворения все новых и новых средств, и в итоге может наступить такое состояние (кризис), когда возможности эти исчерпываются и субъект уже не располагает нужными для осуществления деятельности средствами. При втором варианте деятельность, напротив, постоянно усложняется, быстро приобретает нужные для ее осуществления средства и как бы перерастает лежащую в ее основе потребность.
|
|
Кризисное состояние, взятое как фрагмент формирования поведения (движения деятельности), обозначается как переходное потребностное состояние. По образному выражению Б. С. Брату-ся, П. И. Сидорова (1984), человек, находящийся в подобном состоянии, «жаждет (порой очень страстно) того, чего сам толком не знает, чему не может дать однозначного описания».
Потребностные состояния (кризис) рано или поздно переходят в потребность, нашедшую свой предмет — мотив (оп-редмеченная потребность). Возникшая потребность побуждает к деятельности, а деятельность, в свою очередь, к новой потребности и т. д. Так длится до тех пор, пока цепь потребность—деятельность не прервется новым кризисом, и тогда все начинается сначала, но уже на качественно новом уровне.
Для построения психологической модели формирования поведения недостаточно таких понятий, как потребность, мотивы, действие. Не менее важны в этом смысле понятия «значение» и «смысл».
Если значение представляет собой выработанное человечеством и зафиксированное в понятиях обобщенное отражение действительности и норм деятельности, то отражение их через призму индивидуального практического опыта образует субъективную ценность значения — смысл. Смысл связан с мотивационной стороной личности, определяющей активность деятельности человека. Внутреннее отношение между смыслом и значением характеризует психологическую структуру сознания (А. Н. Леонтьев, 1965).
Смысл есть специфически человеческое функциональное образование, определяющее решение мыслительных и творческих
|
|
задач. Преобразование системы смыслов и задач в зависимости от условий реальной деятельности составляет важнейшее содержание человеческого поведения.
Может возникнуть вполне закономерный вопрос: о каком смысле, о каких моральных ценностях идет речь, если мы говорим о пьянице или правонарушителе? Однако даже в тех случаях, когда мы имеем в виду аморальное поведение, речь идет не об отрицании морали вообще, а о моральной позиции, пусть извращенной, чуждой большинству людей. В частности, своя мораль, своя достаточно жесткая система ценностей существует у асоциальных групп (А. Подгурецкий, 1974).
Психологический анализ поведения предполагает ответы по крайней мере на четыре вопроса: «как?», «почему'», «для чего?», «ради чего?». Чтобы ответить на них, необходимо прежде всего соотнести основные свойства личности с ее деятельностью.
В этом плане представляет интерес попытка Б. С. Братуся, П. И. Сидорова (1984) рассматривать личность как некое трехмерное пространство, отдельными взаимно пересекающимися осями которого являются деятельность, значения, смыслы.
Первая ось: деятельность, поведение, поступки. Параметры: мера внутренней сложности, опосредованности, широта связей и др. Ответы на вопросы: «как?», «почему?».
Вторая ось: значения или обобщенно — культура как система значений, программ, норм поведения, образцов действия и др. Параметры: развитие, широта, восхождение представлений от житейских к научным и др. Ответ на вопрос «для чего?».
Третья ось: смыслы — «значения значений». Динамические системы сознания, несущие пристрастные отношения человека к действительности, стержнем которых является нравственное сознание с присущими ему уровнями: от эгоцентрического до коллективистического. Ответ на вопрос «ради чего?».
Ключом для более глубокого понимания причин девиант-ного поведения могут служить специальные исследования, проводимые в криминальной психологии. Речь идет прежде всего об изучении мотивации преступного поведения
(К. Е. Игошев, 1971; Н. А.Дремова, 1972; В.Г.Асеев, 1976; В. В. Лунеев, 1980; Б. С. Волков, 1982; В. Н. Кудрявцев и со-авт., 1986).
Мотивацию как один из факторов, детерминирующих поведение, следует отличать от более широкого понятия — механизма поведения.
Современная психология рассматривает поведение как процесс, развивающийся в пространстве и времени. Основные этапы этого процесса: актуализация потребности, возникновение и формирование мотива, выработка цели, выбор путей ее достижения, прогнозирование планируемых действий, желательных и нежелательных результатов, принятие решения, контроль и коррекция поведения.
Таким образом, мотивация не охватывает всего механизма поведения, поскольку последний включает в себя еще такие элементы, как ситуация, ее оценка, принятие решения и, наконец, само действие. Однако мотивация является основным «психологическим стержнем» формирования и осуществления поведения (В. Н. Кудрявцев и соавт., 1971). Поэтому, анализируя мотивацию, мы исследуем «логику» поведения, его внутренние движущие силы.
Если анализ механизма дает ответ на вопрос, как осуществляется поведение, то изучение мотивации отвечает на вопрос, почему человек поступает так, а не иначе.
Выделяют следующие основные функции мотивации: отражательную, побудительную, регулятивную и контролирующую. Естественно, что каждая наука, используя феномен мотивации, пытается с его помощью решить свои специфические задачи. «Поэтому,— пишет В. В. Лунеев (1986),— философские исследования мотивации больше тяготеют к ее отражательной функции, психологические — к побудительной, педагогические — к регулятивной, для морали и права важны аксиологические аспекты».
|
|
Психиатров, изучающих вопросы девиантного поведения, в равной мере интересуют все функции мотивации.
Мотивация является специфической формой субъективного отражения объективной среды, в которой функционирует и действует личность. Мотивация девиантного поведения отражает в себе не только асоциальную ситуацию, но главным
образом все предшествующее негативное влияние социальной среды, сформировавшей личность с антисоциальной направленностью. Именно через отражательную функцию мотивации реализуется детерминация девиантного поведения внешней средой. Мотивация отражает также и основные свойства личности, ибо «человек нигде не виден так ясно и так полно, как в мотиве поведения» (Д. А. Кикнадзе, 1968).
Если истоки мотивации поведения человека лежат в социальной среде, то непосредственной побуждающей силой поведения являются интересы, эмоции, требования, привычки и, особенно, актуальная потребность, трансформированная в конкретный мотив. Потребность человека служит основой для формирования целей поведения и познания тех объектов, на которые оно направлено. Многие потребности человека имеют биологическую основу (потребность в самосохранении, размножении, питании), но все они социализированы.
Потребность, побуждая человека к активности, может реализоваться в мотивах его поведения непосредственно (материальная потребность — корысть; половая потребность — сексуальное -возбуждение и пр.) или опосредованно. Например, такие мотивы поведения, как месть, озлобленность, обида, не являются непосредственным продолжением тех или иных потребностей.
Исследуя структуру мотивов правонарушений у несовершеннолетних, Н. А. Дремова (1972) показала, например, что мотивы краж и хищений у подростков в большинстве случаев не сводятся к корысти, а включают подражание моде, увлечение вещью, потребность в самоутверждении.
По данным К. Е. Игошева (1971), анализировавшего потребности и интересы несовершеннолетних преступников, жадность отмечалась у 23,2 % обследованных, привычка к алкоголю — у 57,1 %, выраженный индивидуализм — у 47,2 %, бедность духовных интересов — у 38,9 %. Об интеллектуальном уровне обследованных автором лиц свидетельствовало хотя бы уже то, что художественную литературу среди них более или менее регулярно читало всего 10-13 %, в то время как в контрольной группе этот показатель достигал 60 %.
|
|
Следует отметить, что духовные потребности, в особенности познавательного и творческого содержания, практически не встречаются в качестве субъективных причин преступного
поведения. В то же время потребности в социальном общении, такие как стремление к признанию со стороны неформальной группы, престиж, самолюбие, ложно понимаемое чувство товарищества, наоборот, довольно часто становятся причиной правонарушения.
Нередко деформация потребностей достигает степени извращенности (накопительство, стремление к превосходству, патологический эгоцентризм и пр.). Об извращенных потребностях можно говорить в отношении лиц с патологическим влечением к алкоголю и наркотикам (Б. В. Зейгарник и со-авт., 1980; Н. П. Дубинин и соавт., 1982).
Однако потребностей и мотивов, которые были бы присущи только преступному поведению, по мнению большинства авторов, не существует (У. С. Джекебаев, 1971; В. Н. Кудрявцев, 1982; и др.). Благодаря одному и тому же внешне сходному побуждению могут быть совершены и антиобщественные, и благородные поступки. Социальная оценка мотива зависит не от его абстрактного содержания, а от того, в систему каких объективных отношений он вовлечен и каким общественным отношениям противопоставлен.
Регулятивная функция мотивации заключается в выборе пути к поставленной цели. Для достижения любой цели существует много путей, и, следовательно, последствия поведения могут быть различными. Например, потребность обогащения может быть реализована честным трудом и более легким путем — кражей. Преступная цель обычно предопределяет и преступный путь ее реализации. Последний выбирается правонарушителем чаще всего потому, что в рамках усвоенной им системы ценностей такой путь представляется более коротким, доступным и выгодным. Особенностью прогнозирования в преступном поведении является искаженное содержание социальной информации и нежелание (или неумение) сопоставить свою социальную активность с существующими общественными отношениями. Предпочитая преступный путь, субъект утрачивает адекватность отражения реальной действительности, поскольку даже на уровне физиологических механизмов «происходит отметение всей информации, мешающей удовлетворению потребностей» (К. В. Судаков, 1971).
с позиции права социальная общность, если ее образ жизни кажется весьма привлекательным для человека, не входящего в состав группы. Формированию мотивов противоправного поведения в этом случае способствует сам престижный, в понимании подростка, образ жизни этой «эталонной» группы, за которым он может «просто» наблюдать, и уже только это, а главное, стремление к обладанию такими благами может стать мотивом его антиобщественной деятельности.
Существует еще один важный аспект влияния образа жизни малой группы на мотивацию поведения индивидуума. Образ жизни привычной малой группы (семья, группа сверстников) вырабатывает у подростка своеобразный стереотип мотивации поведения. Если подросток попадает в новую для него микросреду (общежитие, новая школа, новая семья, армия), он не может воспроизводить в своем поведении образ жизни той микросреды, к которой он раньше принадлежал. Поэтому мотивом многих его поступков может быть защита (часто неосознанная) своей принадлежности к прежним малым группам, к их образу жизни. Если образ жизни меняется внезапно и, как правило, расходится, а иногда даже противоречит ведущим мотивам субъекта, человек стремится к воспроизведению того образа жизни, который в большей степени обеспечивал бы функционирование характерных для него ведущих мотивов.
Игнорирование указанной личностной тенденции к соответствию привычного образа жизни и мотивации поведения нередко является причиной непонимания таких, например, поступков, как побеги из школы, армии, или, наоборот, неэффективности мероприятий включения в общественно полезный образ жизни бродяг, злостных правонарушителей.
Составными элементами образа жизни являются ее уровень и стиль. Уровень жизни указывает на степень материальной обеспеченности человека. Известно, что низкий жизненный уровень представляет собой один из основных факторов, способствующих возникновению корыстных мотивов, формированию пьянства, отрицательного отношения к труду и пр.
Однако прямой связи между уровнем и образом жизни нет. При одном и том же уровне образ жизни может резко
различаться. Опыт ряда стран показывает, что рост материального благосостояния общества не всегда ведет к снижению правонарушений и других форм девиантного поведения, особенно среди подростков (В. Т. Кондратенко, 1986).
Стиль жизни отражает ее индивидуализированную, активную побудительную стороны. Можно выделить четыре основных стиля жизни человека:
1) гедонистический (стремление к наиболее полной реализации своих потребностей);
2) аскетический (стремление к снижению интенсивности своих потребностей);
3) созерцательный (стремление к упрощению своих отношений с внешним миром, ориентация на внешние впечатления);
4) деятельный (стремление к самосовершенствованию и всестороннему развитию).
Мотивообразующая функция индивидуального стиля жизни — перспективный, но еще малоизученный аспект криминальной психологии. Имеются указания, что для убийц наиболее типичен «аскетический», а для воров — «созерцательный» стиль жизни (Ю. М. Антонян, 1986).
Особый интерес представляет анализ роли социальной группы в мотивации девиантного поведения. Достаточно сказать, что основная масса противоправных нарушений среди несовершеннолетних происходит в группе.
Формирование криминальных мотивов в малой группе (семья, неформальная группа) происходит путем усвоения личностью групповых ценностей в процессе ее социализации. Ценности, которые группа считает наиболее важными для своего существования, она навязывает всем членам и способна развить в этих людях черты, которые заставляют их поступать так, как «нужно» в данной группе.
Ведущие мотивы поведения человека формируются в течение всей его жизни. Прежде всего должна быть определена роль семьи. Криминологи неоднократно обращали внимание на то, что личность, особенно на первых порах своей социализации, может активно усваивать негативные ценности и представления родителей (А. Р. Ратинов, 1979; Ю. М. Антонян, 1986). Однако совершенно не обязательно, чтобы в семье
с антиобщественными тенденциями формировался правонарушитель или пьяница. В своей практике нам неоднократно приходилось наблюдать подростков, воспитывающихся в семьях алкоголиков, но ведущих тем не менее абсолютно трезвый образ жизни. Однако чаще все-таки прослеживается прямая зависимость между антиобщественным образом жизни семьи и формированием мотивов девиантного поведения у воспитывающихся в ней подростков.
Наибольшей мотивообразующей силой девиантного поведения обладают неформальные группы сверстников с асоциальными тенденциями. Влияние группы особенно значимо, если субъект дорожит принадлежностью к ней и образ жизни группы не противоречит внутренним позициям личности, ее наиболее актуальным, ведущим мотивам. Иначе говоря, асоциальная группа лишь в том случае «находит» субъекта, если сам субъект «ищет» такую группу.
Для подростков, легко поддающихся влиянию асоциальной группы, характерны следующие психологические особенности: постоянная ориентация на мнение окружающих, высокая коммуникабельность и восприимчивость, неуверенность в себе, обостренное чувство собственной уязвимости и зависимости от окружающей среды.
В формировании мотивов девиантного поведения под влиянием асоциальной группы большое значение имеют такие способы групповой интеграции, как внушение, принуждение, убеждение.
Для подросткового возраста характерен феномен «заражения», в основе которого лежат обычное любопытство, конформность, внушение. Однако внушение с особой силой действует лишь на лиц, не обладающих развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений. Психотерапевты знают, что человек даже в гипнотической сомнамбуле не будет делать того, чего он принципиально не приемлет в бодрствующем состоянии. Таким образом, воздействие асоциальной группы на формирование мотивов девиантного поведения бесспорно, но не фатально, а главное, неоднозначно. Человек не рождается с заранее заданными социально-положительными или социально-отрицательными свойствами.
Его личность формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми, объединенными в определенные социальные группы. При этом каждый человек одновременно входит в несколько социальных групп (семья, неформальная группа и пр.), а поэтому его поведение не может рассматриваться только как воплощение норм поведения, принятых в какой-либо одной из них.
Поведение любого человека зависит от характера так называемой «социальной роли», которая возлагается на него обществом. В понятие «социальная роль» заключены «определенные требования и ожидания в отношении поведения человека в конкретной социальной ситуации» (А. М. Яковлев, 1986), а также представления человека о том, как он должен вести себя в той или иной ситуации.
Мотивом девиантного поведения может стать «конфликт ролей», т. е. такая ситуация, когда одна из воспринятых социальных ролей как «ожидаемое поведение» вступает в противоречие с правилами поведения взятой на себя второй роли. Так, например, подросток, являясь членом семьи, учащимся школы может быть одновременно членом или даже «вожаком» неформальной асоциальной группы.
Мотивообразующим фактором в определенных условиях может стать конкретная жизненная ситуация, которая способствует принятию решения о совершении того или иного поступка. Сам факт, что ситуация влияет на мотивацию девиантного поведения, у большинства авторов, изучавших этот вопрос, не вызывает сомнений (К. Е. Игошев, 1971; В. Н. Кудрявцев, 1978; Л. Б. Филонов, 1981). Однако исследования последних лет показывают, что ситуация большей частью только актуализирует мотивы девиантного поведения, т. е. вызывает к жизни мотивы, уже имеющиеся у человека, и создает условия для их реализации (Ю. М. Антонян, 1986). Поэтому антиобщественные поступки подростков носят чаще всего не «случайный» ситуативный характер, а являются, при всей их внезапности, импульсивности и эмоциональной зависимости, логическим развитием всей предшествующей жизни.
Воздействие внешних мотивообразующих факторов, о которых до сих пор шла речь, опосредуется через личность,
через ее внутренние условия. Это воздействие зависит не только от объективного содержания внешних факторов, но и от социальной сущности личности.
Социальным ядром человека, в том числе и с низким моральным уровнем, является система его потребностей, его мо-тивационная сфера. В упрощенном виде мотивационную сферу личности можно представить в виде ряда пирамид взаимосвязанных и взаимообусловленных мотивов. На вершине одной пирамиды может быть гражданский долг, второй — карьера, третьей — развлечения, пьянство и т. д.
Из мотивационной сферы черпаются конкретные мотивы поведения человека. Через нее, в частности, личность правонарушителя включается в механизм преступного поведения.
Одним из наиболее сложных вопросов, который возникает при анализе внутренних личностных условий мотивации антиобщественного поведения, является вопрос о том, существуют ли какие-либо личностные свойства и особенности, отличающие, в частности, правонарушителя от неправонарушителя, и если существуют, то каковы они.
Исследования последних десятилетий показывают, что личность преступника характеризуется относительно устойчивой совокупностью антисоциальных качеств, свойств и особенностей, которые тем не менее не являются абсолютными (В. В. Лунеев, 1986; и др.).
Критериями, позволяющими отличить неправонарушителей от правонарушителей, служат прежде всего деформации и отклонения в мотивационной сфере последних. «Мотива-ционная сфера правонарушителей,— пишет В. В. Лунеев (1986),— сдвинута от общественного к личностному, от социального к индивидуальному, от объективного к субъективному, от культурного к естественному (витальному), от духовного к материальному, от внешнего к внутреннему, от должного к желаемому, от устойчивого к ситуативному, от перспективного к сиюминутному, от рационального к эмоциональному».
Специфические особенности, деформации и отклонения в мотивационной сфере личности правонарушителя являются совокупностью основных внутренних условий, которые оказывают определяющее влияние на формирование
криминальной мотивации, на ее конкретное социальное (антисоциальное) содержание.
При изучении внутренних условий мотивации преступного поведения некоторые исследователи (А. Р. Ратинов, 1975; В. П. Емельянов, 1980) указывают на такие психологические особенности правонарушителей, как, например, преимущественно конкретно-образное мышление, слабое предвидение своего поведения и недостаточная способность регулировать его в экстремальных условиях, эмоциональная неустойчивость и др. Однако связь этих психических свойств с преступным поведением, как правило, опосредована через социальную ориентацию личности, ее мотивационную сферу.
Понять истоки побудительной силы тех или иных поступков помогает изучение процесса возникновения и формирования мотивов поведения. Особый интерес для нас представляют исследования общих закономерностей возникновения и формирования мотивов девиантного поведения.
Возникновению мотивов любой деятельности часто предшествует появление определенной потребности. Переживание доминирующей потребности рождает актуальное для данного субъекта потребностное состояние, которое оказывает большое влияние на его отношение к объектам (предметам), способным удовлетворить эту потребность.
Как показал анализ, в структуре потребностной сферы несовершеннолетних правонарушителей ведущая роль принадлежит элементарным витальным потребностям при отсутствии или крайней бедности духовных, значительное место занимают извращенные потребности, в частности, в алкоголе и наркотиках (Н. П. Дубинин и соавт., 1982).
В процессе формирования мотивов та или иная потребность в сознании человека приобретает различное значение. В зависимости от того, какое значение придает индивид конкретной потребности, последняя становится побудительной силой и формируется в мотив поведения или остается в его сознании как факт, не имеющий актуального значения. На процесс преобразования потребности в мотив, помимо субъективной ее значимости, серьезное влияние оказывает конкретная жизненная ситуация. Так образуется замкнутая цепочка: потребность — личностный смысл — ситуация.
На формирование мотивов девиантного поведения на данном этапе воздействуют в основном нарушения равновесия между различными видами потребностей, актуализация второстепенных потребностей и искаженное восприятие или недооценка конкретной жизненной ситуации.
Появлением мотивов поведения процесс формирования мотивационной сферы не заканчивается. При совершении девиантного поступка и особенно после него первоначально возникшие потребности могут измениться или уступить место другим. Так, подросток, совершив проступок, боится наказания, и новая потребность — избежать его — порождает новый мотив, который является мощным «активатором» всего последующего, в том числе и противоправного, поведения.
Борьба мотивов, их смена всегда сопровождаются эмоциями, влияющими, в свою очередь, на процесс мотивообразова-ния. В определенных условиях эмоции могут приобретать форму выраженных реакций или устойчивых состояний, которые становятся мощными побудительными факторами в структуре всей мотивационной сферы личности.
Учитывая важную роль, которую могут играть эмоции в мотивационной основе некоторых правонарушений, в Уголовный кодекс в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, введено понятие сильного душевного волнения.
Значительное воздействие на процесс мотивообразования девиантного поведения оказывает фрустрация — сложное эмоционально-мотивационное состояние, возникающее в ответ на невозможность удовлетворения какой-либо значимой для субъекта потребности. Фрустрация вызывает, наряду с исходной, новую мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия на пути к намеченной цели.
Фрустрация может проявляться в виде раздражительности, гнева, агрессивности. Не имея точной цели, эти реакции могут направляться на случайный объект или трансформироваться в суицидальное поведение. Именно в этих случаях, когда истинные мотивы поведения скрыты от окружающих, правонарушения подростков нередко кажутся «немотивированными», а самоубийства — загадочными.
Изучение динамики мотивации в связи с внешними (социальными) и внутренними (личностными) условиями помогает
установить общие причинно-следственные отношения между ними. Выделяют ситуативный и преднамеренный типы динамики мотивации.
Ситуативная мотивация обычно кратковременна и ограничена конкретными жизненными обстоятельствами. Будучи заранее неподготовленной и недостаточно осознанной, она в значительной мере определяется ситуацией и психическим состоянием субъекта. Большую роль в формировании ситуативных мотивов, «мотивов-стимулов» (В. Г. Асеев, 1976) играют аффекты, лишенные смыслообразующей функции.
Ситуативный тип мотивации характерен для детей и подростков в силу незрелости их психики. Такая мотивация обычно бывает нестойкой и легко разрушается под влиянием той же ситуации, однако апелляция к сознанию подростка в этих случаях оказывается малоэффективной.
Преднамеренная мотивация по сравнению с ситуативной более продолжительна по времени формирования, глубоко осмыслена и, как правило, мало связана с ситуацией. Поведение в этих случаях заранее спланировано и отличается холодным расчетом и продуманностью деталей.
Динамика мотивации девиантного поведения устойчиво коррелирует с возрастными изменениями. В частности, в мотивации девиантного поведения у подростков в отличие от взрослых преобладают мотивы импульсивного и ситуативного характера, ложного самоутверждения, группового поведения, мотивы, обусловленные внушением и подражанием (К. Е. Игошев, 1974; В. Н. Кудрявцев и соавт., 1986).
Таким образом, мотивация девиантного поведения является результатом сложного взаимодействия неблагоприятной социальной среды (микросреды) и личности. Следовательно, только изменение этих внешних и внутренних условий может влиять на изменение мотивации поведения. В этом заключены истоки профилактики девиантного поведения (В. Т. Кондрашенко, 1988).