| Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов (6,17).
Внимание подростка характеризуется не только объемом, но и специ-
Делинквентнов поведение -
разновидность отклоняющегося поведения; противоправное, преступное поведение.
фической избирательностью. Оно становится все более произвольным и может быть преднамеренным. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое внимание. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью (в случае послепроизвольного внимания) (6,9).
Память приобретает избирательный характер. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличивается в основном за счет логического осмысливания материала. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала (6,9).
|
|
Мышление. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10-15 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного мышления (6).
Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития (Ж.Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток с равным успехом оперирует как с объектами, так и с высказываниями. Одновременно у него формируется способность к любого рода комбинаторным операциям, широкому варьированию пропорциями, что указывает на сформированность логического мышления.
Подросток становится способным не только представить себе различные возможные пути преобразования данных для эмпирического их испытания, но может и логически истолковать результаты этих проб. Помимо того что подросток способен «парить» над действительностью посредством планирования и контроля своих свободных фантастических построений, он научается прекрасно рефлексировать свои умственные действия и операции и получать от этого интеллектуальные эмоции (9).
Изменение характера и форм учебной деятельности требует от подростков более высокого уровня организации умственной деятельности. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний развивают у подростков способность самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов (17).
|
|
С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. Бели в раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы ребенка, то в процессе его развития память постепенно теряет свою доминирующую роль. Так, мышление ребенка в раннем детском возрасте во многом определяется его памятью, а процесс мышления в значительной степени является процессом воспроизведения (11).
При достижении ребенком младшего школьного возраста между мышлением и памятью сохраняется тесная взаимосвязь. Более того, мышление развивается в непосредственной зависимости от памяти. Однако в подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями. Исследования особенности мнемических процессов подростков показали, что в этом возрасте уже мышление определяет особенности, функционирования памяти. Например, процесс воспроизве-| дения информации в значительной степени определяется [ особенностями функционирования мыслительных процес-[ сов, так же как процесс запоминания, который сводится у подростка к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Поэтому воспроизведение информации заключается в восстановлении материала по этим отношениям (11).
Воображение подростка. Параллельно с развитием мышления, восприятия и памяти у подростка развивается воображение. Это прежде всего проявляется в том, что ребенок
все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества (11).
Следует подчеркнуть, что воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Однако воображение подростка не только существенно богаче фантазии ребенка более младшего возраста, но и является неотъемлемой частью его психической жизни. Это позволило Л.С.Выготскому высказать предположение о том, что фантазия подростка - это игра ребенка, переросшая в фантазию.
Вместе с тем фантазии ребенка выполняют еще одну значимую функцию - регуляторную. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт (11).
Согласно Л.С.Выготскому, под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростка, Л.С.Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии» (цит. по (10)).
icscal Литература по теме:
1. Бодалев А.А. Психология общения. М.- Воронеж: МПСИ, 1996.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.Воронеж: МПСИ, 1995.
3. Возрастная и педагогическая психология./Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1973.
|
|
4. Выготский Л.С. Педология подростка //Психология подростка. Под ред. Ю.И.Фролова. М.: «Роспедагентство», 1997, с. 232-286.
5. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному. // Хрестоматия по возрастной психологии. М.:МПСИ, 1996, с. 237-239.
6. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. //Хрестоматия по возрастной психологии. М.МПСИ, 1996, с. 239-248.
7. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.-Воронеж: МПСИ, 1997.
8. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: ИПП, 1997.
9. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: «Роспедагентство», 1996.
11. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А.Реана. СПб.: "Прайм - Еврознак", 2001.
12. Рабочая книга школьного психолога.//Под ред. И.В. Дубровиной. М.:МПА, 1995.
13. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: "Питер", 2000.
14. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.-Воронеж: МПСИ, 1996.
15. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста.// Хрестоматия по возрастной психологии. М.:МПСИ, 1996, с. 163-168.
16. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста.// Хрестоматия по возрастной психологии. М.:МПСИ, 1996, с. 248-259.
17. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.:МПСИ, из-во «Флинта», 1999.
18. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте. // Психология подростка. Под ред. Ю.И.Фролова. М.: «Роспедагентство», 1997, с. 313-320.
19. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М.- Воронеж: МПСИ, 1998.
J ■ Вопросы контрольной работы:
1. Почему подростковый возраст называют переходным и кризисным? {2,5,6,8,9.14,17)
2. В чем состоят основные проблемы подросткового возраста? (6,9.14,17,19)
3. Каковы основные новообразования подросткового возраста? Укажите, существует ли различие точек зрения по этому поводу в отечественной и зарубежной психологии (2,5,6.9,14,17,19),
4. Каковы причины конфликтов в общении подростка со взрослыми и сверстниками? (6.8,9,11,12,13,17,19)
|
|
5. Каковы условия возникновения и признаки подростковых объединений? (8,13,17)
6. Каковы основные характеристики развития самосознания в подростковом возрасте? (2,4.13,14,19)
7. Каково влияние стиля общения педагога с подростками на формирование их эмоционального опыта? (1)
8. В чем проявляется потребность «быть личностью» в подростковом возрасте?(7)
Тесты для самоконтроля:
Вопрос 1
• По Л.С.Выготскому, кризис под-' росткового возраста связан с:
1. Пубертатностью
2. Маргинальным статусом подростка
3. Претензией подростка на равноправие со взрослыми
4. Нарушением отношений подростка с родителями
5. Возникновением новообразований в области сознания и перестройкой отношений мезкду ребенком и средой
Номер правильного ответа -?
Вопрос 2
• Основными новообразованиями подросткового возраста являются:
1. Развитие способности к труду и умения трудиться
2. Развитие потребности в межличностном общении и коммуникативной компетенции
3. Развитие самосознания и «чувства взрослости»
4. Психическая пубертатность
5. Трудолюбие и инициативность Номер правильного ответа -?
Вопрос 3
• Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:
1. Учебная деятельность
2. Профессиональное самоопределение
3. Самостоятельное обретение знаний и навыков вне школы
4. Интимно-личностное общение со сверстниками
5. Подражание взрослым Номер правильного ответа -?
Вопрос 4
• Характеристика подросткового возраста как периода «бури и натиска» принадлежит:
1. Э.Шпрангеру
2. СХоллу
3. Ш.Бюлер
4. В.Штерну
5. Л.С.Выготскому
Номер правильного ответа -?
Вопрос 5
• По мнению Д.И.Фельдштейна, в подростковом возрасте:
1. Индивид выходит на качественно новую социальную позицию, формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества
2. Происходит срыв адаптации под влиянием изменения групповой принадлежности
3. Индивид освобождается от детской зависимости
4. Формируется ответственное отношение к учебной деятельности
5. Формируется и проявляется подлинная взрослость подростка
Номер правильного ответа -?
Вопрос 6
• Центральным моментом кризиса подросткового возраста, по мнению Л.И.Божович, является:
1. Развитие инициативы
2. Развитие мировоззрения
3. Всплеск познавательной активности
4. Желание стать похожим на взрослого
5. Развитие самосознания Номер правильного ответа -?
Вопрос 7
• Основная причина конфликтов подростков с родителями заключается в:
1. Неразвитости у подростков чувства эмпатии по отношению к родителям
2. Неудовлетворенности родителей инфантилизмом подростков
3. Неудовлетворенном желании родителей видеть подростка равноправным партнером по общению
4. Игнорировании родителями «чувства взрослости» у подростков, сохранении ими «детских форм контроля»
5. Преодолении подростком зависимости от взрослых
Номер правильного ответа -?
Вопрос 8
• Для начала подросткового возраста характерна следующая тенденция в общении со сверстниками:
1. Стремление подростка к автономии в группе сверстников
2. Индивидуализм, предпочтение интересных занятий общению со сверстниками
3. Превалирование коллективно-групповых форм общения со сверстниками
4. Предпочтение общению со сверстниками общения со взрослыми
5. Общая тенденция не выявлена Номер правильного ответа -?
Вопрос 9
• По мнению Э.Эриксона, в подростковом возрасте может сформироваться:
1. Автономия '2. Первая цельная форма эго-идентичности
3. Инициативность
4. Целеустремленность
5. Компетентность
Номер правильного ответа -?