Особенности развития познавательных процессов подростков

| Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержа­тельно, последовательно, планомер­но. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов (6,17).

Внимание подростка характеризу­ется не только объемом, но и специ-

Делинквентнов поведение -

разновидность отклоняющегося поведения; противоправное, преступное поведение.

фической избирательностью. Оно становится все более про­извольным и может быть преднамеренным. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интен­сивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое внимание. Вни­мание подростка становится хорошо управляемым, контро­лируемым процессом и увлекательной деятельностью (в слу­чае послепроизвольного внимания) (6,9).

Память приобретает избирательный характер. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличи­вается в основном за счет логического осмысливания мате­риала. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого мате­риала, запоминание и воспроизведение опирается на смы­словые связи. Становится доступным запоминание абст­рактного материала (6,9).

Мышление. Существенные сдвиги происходят в интеллек­туальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10-15 лет является нарастающая с каждым годом способ­ность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - фор­мирование активного, самостоятельного мышления (6).

Мышление в подростковом возрасте характеризуется за­вершением развития (Ж.Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток с равным успехом опе­рирует как с объектами, так и с высказываниями. Одновре­менно у него формируется способность к любого рода комби­наторным операциям, широкому варьированию пропорция­ми, что указывает на сформированность логического мышле­ния.

Подросток становится способным не только представить себе различные возможные пути преобразования данных для эмпирического их испытания, но может и логически истолко­вать результаты этих проб. Помимо того что подросток спо­собен «парить» над действительностью посредством планиро­вания и контроля своих свободных фантастических построе­ний, он научается прекрасно рефлексировать свои умствен­ные действия и операции и получать от этого интеллектуаль­ные эмоции (9).

Изменение характера и форм учебной деятельности требу­ет от подростков более высокого уровня организации умст­венной деятельности. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предме­тов и явлений действительности. Содержание и логика изу­чаемых предметов, характер усвоения знаний развивают у подростков способность самостоятельно и творчески мыс­лить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, ре­гулируемых и управляемых процессов (17).

С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. Бели в раннем детском возрасте память являет­ся одной из основных психических функций и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы ребен­ка, то в процессе его развития память постепенно теряет свою доминирующую роль. Так, мышление ребенка в раннем детском возрасте во многом определяется его памятью, а про­цесс мышления в значительной степени является процессом воспроизведения (11).

При достижении ребенком младшего школьного возраста между мышлением и памятью сохраняется тесная взаимо­связь. Более того, мышление развивается в непосредствен­ной зависимости от памяти. Однако в подростковом возрас­те происходит существенный сдвиг в отношениях между па­мятью и другими психическими функциями. Исследования особенности мнемических процессов подростков показали, что в этом возрасте уже мышление определяет особенности, функционирования памяти. Например, процесс воспроизве-| дения информации в значительной степени определяется [ особенностями функционирования мыслительных процес-[ сов, так же как процесс запоминания, который сводится у подростка к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Поэтому воспроизведение ин­формации заключается в восстановлении материала по этим отношениям (11).

Воображение подростка. Параллельно с развитием мыш­ления, восприятия и памяти у подростка развивается вооб­ражение. Это прежде всего проявляется в том, что ребенок

все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые под­ростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисова­нием и другими видами творчества (11).

Следует подчеркнуть, что воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Однако воображение подростка не только существенно богаче фан­тазии ребенка более младшего возраста, но и является неотъ­емлемой частью его психической жизни. Это позволило Л.С.Выготскому высказать предположение о том, что фанта­зия подростка - это игра ребенка, переросшая в фантазию.

Вместе с тем фантазии ребенка выполняют еще одну зна­чимую функцию - регуляторную. Неудовлетворенность по­требностей и желаний подростка в реальной жизни легко во­площается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая на­пряженность и устраняя внутренний конфликт (11).

Согласно Л.С.Выготскому, под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростка, Л.С.Выготский отмечал, что «она обра­щается у него в интимную сферу, которая скрывается обыч­но от людей, которая становится исключительно субъектив­ной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тай­ну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаружи­вает свои фантазии» (цит. по (10)).

icscal Литература по теме:

1. Бодалев А.А. Психология общения. М.- Воронеж: МПСИ, 1996.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.­Воронеж: МПСИ, 1995.

3. Возрастная и педагогическая психология./Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1973.

4. Выготский Л.С. Педология подростка //Психология под­ростка. Под ред. Ю.И.Фролова. М.: «Роспедагентство», 1997, с. 232-286.

5. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному. // Хресто­матия по возрастной психологии. М.:МПСИ, 1996, с. 237-239.

6. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики пе­реходного возраста. //Хрестоматия по возрастной психо­логии. М.МПСИ, 1996, с. 239-248.

7. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.-Воронеж: МПСИ, 1997.

8. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: ИПП, 1997.

9. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: «Роспедагент­ство», 1996.

11. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А.Реана. СПб.: "Прайм - Еврознак", 2001.

12. Рабочая книга школьного психолога.//Под ред. И.В. Дуб­ровиной. М.:МПА, 1995.

13. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возрас­та. СПб.: "Питер", 2000.

14. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.-Воронеж: МПСИ, 1996.

15. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности де­тей подросткового возраста.// Хрестоматия по возрас­тной психологии. М.:МПСИ, 1996, с. 163-168.

16. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личнос­ти на примере подросткового возраста.// Хрестоматия по возрастной психологии. М.:МПСИ, 1996, с. 248-259.

17. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.:МПСИ, из-во «Флинта», 1999.

18. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического разви­тия в подростковом возрасте. // Психология подростка. Под ред. Ю.И.Фролова. М.: «Роспедагентство», 1997, с. 313-320.

19. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М.- Воро­неж: МПСИ, 1998.

J ■ Вопросы контрольной работы:

1. Почему подростковый возраст называют переходным и кризисным? {2,5,6,8,9.14,17)

2. В чем состоят основные проблемы подросткового возрас­та? (6,9.14,17,19)

3. Каковы основные новообразования подросткового воз­раста? Укажите, существует ли различие точек зрения по этому поводу в отечественной и зарубежной психологии (2,5,6.9,14,17,19),

4. Каковы причины конфликтов в общении подростка со взрослыми и сверстниками? (6.8,9,11,12,13,17,19)

5. Каковы условия возникновения и признаки подростко­вых объединений? (8,13,17)

6. Каковы основные характеристики развития самосозна­ния в подростковом возрасте? (2,4.13,14,19)

7. Каково влияние стиля общения педагога с подростками на формирование их эмоционального опыта? (1)

8. В чем проявляется потребность «быть личностью» в под­ростковом возрасте?(7)

Тесты для самоконтроля:

Вопрос 1

По Л.С.Выготскому, кризис под-' росткового возраста связан с:

1. Пубертатностью

2. Маргинальным статусом подро­стка

3. Претензией подростка на равно­правие со взрослыми

4. Нарушением отношений подро­стка с родителями

5. Возникновением новообразова­ний в области сознания и пере­стройкой отношений мезкду ре­бенком и средой

Номер правильного ответа -?

Вопрос 2

Основными новообразованиями подросткового возраста явля­ются:

1. Развитие способности к труду и умения трудиться

2. Развитие потребности в меж­личностном общении и комму­никативной компетенции

3. Развитие самосознания и «чув­ства взрослости»

4. Психическая пубертатность

5. Трудолюбие и инициативность Номер правильного ответа -?

Вопрос 3

Ведущей деятельностью в под­ростковом возрасте является:

1. Учебная деятельность

2. Профессиональное самоопреде­ление

3. Самостоятельное обретение зна­ний и навыков вне школы

4. Интимно-личностное общение со сверстниками

5. Подражание взрослым Номер правильного ответа -?

Вопрос 4

Характеристика подростково­го возраста как периода «бури и натиска» принадлежит:

1. Э.Шпрангеру

2. СХоллу

3. Ш.Бюлер

4. В.Штерну

5. Л.С.Выготскому

Номер правильного ответа -?

Вопрос 5

По мнению Д.И.Фельдштейна, в подростковом возрасте:

1. Индивид выходит на качест­венно новую социальную пози­цию, формируется его созна­тельное отношение к себе как к члену общества

2. Происходит срыв адаптации под влиянием изменения груп­повой принадлежности

3. Индивид освобождается от дет­ской зависимости

4. Формируется ответственное отношение к учебной деятель­ности

5. Формируется и проявляется подлинная взрослость подро­стка

Номер правильного ответа -?

Вопрос 6

Центральным моментом кри­зиса подросткового возраста, по мнению Л.И.Божович, явля­ется:

1. Развитие инициативы

2. Развитие мировоззрения

3. Всплеск познавательной ак­тивности

4. Желание стать похожим на взрослого

5. Развитие самосознания Номер правильного ответа -?

Вопрос 7

• Основная причина конфликтов подростков с родителями за­ключается в:

1. Неразвитости у подростков чув­ства эмпатии по отношению к родителям

2. Неудовлетворенности родителей инфантилизмом подростков

3. Неудовлетворенном желании ро­дителей видеть подростка рав­ноправным партнером по обще­нию

4. Игнорировании родителями «чувства взрослости» у подрост­ков, сохранении ими «детских форм контроля»

5. Преодолении подростком зави­симости от взрослых

Номер правильного ответа -?

Вопрос 8

Для начала подросткового воз­раста характерна следующая тенденция в общении со свер­стниками:

1. Стремление подростка к авто­номии в группе сверстников

2. Индивидуализм, предпочтение интересных занятий общению со сверстниками

3. Превалирование коллективно-групповых форм общения со сверстниками

4. Предпочтение общению со сверстниками общения со взрослыми

5. Общая тенденция не выявлена Номер правильного ответа -?

Вопрос 9

По мнению Э.Эриксона, в подро­стковом возрасте может сформироваться:

1. Автономия '2. Первая цельная форма эго-идентичности

3. Инициативность

4. Целеустремленность

5. Компетентность

Номер правильного ответа -?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: