Формирование личности подростка

Проблемой формирования личности подростка в течение многих лет занимается Д.И.Фельдштейн. Исследования, про­веденные под его руководством, показывают, что переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противо­речивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные про­явления, дисгармоничность личности, свертывание и изме­нение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой поло­жительных факторов - возрастает самостоятельность ребен­ка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятель­ности, развивается ответственное отношение ic себе и к дру­гим людям и т. д. Главное, данный период отличается выхо­дом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества (16).

Д.И.Фельдштейн показал, что центральным в личности подростка является активное стремление к занятию новой социальной позиции, осознание своего «я» и утверждение во взрослом мире. При этом речь идет не о желании подростка подражать взрослым людям, а о том, что он жаждет приоб­щиться к их делам и отношениям; у него появляется чувство социальной ответственности как возможность и необходи­мость отвечать за себя и за других на уровне взрослого че­ловека. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуа­цию взрослого в системе реальных отношений (16).

Выступая как важный этап становления личности, подро­стковый возраст представляет вместе с тем не единовремен­ный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся равноуровневыми характеристиками соци­ального созревания (16).

Уровень социальных возможностей подростка, условия и скорость его социального развития соотнесены с осмысле­нием подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, уровнем ов­ладения миром современных вещей и отношений, насыщен­ностью дальних и ближних связей, их дифференцированно-стью. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общест­ва, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям

(14).

Наряду с самооценкой важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму как осознания подростком своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. И, нако­нец, значимым показателем социального развития выступа­ют интересы растущих людей, в которых выражается на­правленность личности, ее интеллектуальная и эмоциональ­ная активность (16).

Д.И.Фельдштейн утверждает, что процесс развития ребен­ка в подростковом возрасте имеет разные уровни социально­го созревания, фиксируемые в последовательных стадиях становления личности. Этот процесс отличается сложными сдвигами, прерывистостью тенденций, глубокой дифференциацией и расслоениями. В то же время четко проявляется особая пластичность и сензитивность определенных стадий этого важного периода онтогенеза к социальному развитию, формированию личностного самоопределения растущих лю­дей (16).

Первая стадия подросткового периода характеризуется тем, что уже на рубеже между 9 и 10 годами появляется тен­денция ребенка к самостоятельности и потребность в при­знании этой его самостоятельности во взрослом мире и обще­стве, которое осознается не просто как совокупность знако­мых людей, а как социальный организм, где его «я» выступает наравне с другими. Для ребенка в это время типично стрем­ление и потребность быть взрослым, «значимым среди взрос­лых», желание выйти из круга отношений с близкими людь­ми в круг ширбких общественных отношений.

Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-пси­хологическим особенностям и потребность в оценке собствен­ных личностных качеств и качеств других людей. Этим, в ча­стности, вызван бурный рост негативных самооценок, отра­жающих, помимо всего прочего, обостренное понятие ребен­ком чувства долга (16).

Главное для десяти-одиннадцатилетнего подростка - по­лучить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добиться доверия, ибо «я тоже взрослый», «я вместе со всеми». Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характе­ром, поиск таких видов деятельности, которые имеют соци­альное признание и получают социальную оценку (16).

Накопление объема разных форм социально признавае­мых дел приводит на второй стадии данного периода, в 12-13 лет, к развертыванию потребности в общественном призна­нии, осознанию не только своих обязанностей, но и прав в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой и социально одобряемой деятельности, потенции которой достигают здесь максимального развития.

Данная стадия характеризуется формированием нового уровня самосознания ребенка как осознания себя в системе общественных отношений, осознания себя общественно зна­чимым существом, субъектом.

где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жиз­ненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть раз­ными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки - готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста - очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствую­щие занятия взрослых.

4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание кбторой выходит за пределы школьной про­граммы. Значительный объем знаний у подростков - ре­зультат самостоятельной работы. Учение приобретает у та­ких школьников личный смысл и превращается в самообра­зование.

Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Сотрудники Л.И.Вожович описали характерный для подростка «аффект неадекватности» - бурную неуправляемую реакцию ребенка, не соответствующую по выраженности вызвавшему ее пово­ду. Их исследования показали, что в основе «аффекта неадекватности» ле­жит несоответствие самооценки, как правило низкой для подростков, их высокому уровню притязаний (12).

Противоречивость в настроениях, побуждениях и желаниях подростка приводят к тому, что у подростков не­редко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверен­ность в своих силах иногда большая, чем это отвечает объективному поло­жению вещей, и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у него часто возникает состояние не­уверенности в себе, сознание своей неполноценности, и это бывает связа-

"Аффект неадекватности" -

неадекватные эмоциональные реакции, характерные для подростков. Переживание мнимой несправедливости и неадекватной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неуспех и в неудачах обвиняются другие или обстоятельства.

но с тяжелыми переживаниями, которые далеко не всегда проявляются внешне.

Рост самосознания подростка приводит к тому, что он иногда достаточно придирчиво оценивает свои внешние ка­чества и душевные свойства. Подросток много думает о своих волевых качествах и путях их укрепления. Он очень чутко от­носится к тому, как взрослые оценивают его качества ума, его способности.

В этот период роста дети (особенно девочки) становятся угловатыми, даже дурнеют. Вот почему подросток может бо­лезненно переживать невинное замечание о том, что оказал­ся неловок, сказал что-то не очень кстати или не очень склад­но. А поскольку такие замечания падают на почву его внут­ренней неуверенности в себе, то это может, в зависимости от обстоятельств и обстановки, вызвать у подростка аффектив­ную вспышку (надерзит, нагрубит, заплачет) или обиду, ко­торую он затаит глубоко в себе, или же чувство тоски от того, что он неудачлив, неспособный и т.д. И все эти обстоятельст­ва могут привести его в состояние депрессии, заставить «замкнуться», сделать его стеснительным (19).

Другой серьезной причиной депрессивного состояния под­ростка могут быть его эротические мысли, которых он стес­няется, стыдится, а вместе с тем они невольно владеют им. Сознание того, что он не может заставить себя нужным обра­зом отвлечься от этих мыслей и побуждений, заставляет его чувствовать собственное бессилие, и это также приводит его в депрессивное эмоциональное состояние. Он всячески стре­мится его скрыть от окружающих, особенно родных, опаса­ясь, что они могут доискаться причин его угнетенного состо­яния, а этого он очень стыдится (19).

Но в целом основными мотивами действий подростков яв­ляются положительные социальные побуждения, пережива­ния благожелательности к людям, сочувствия их горю и не­счастью. Именно такими, часто подспудными и противоре­чащими повседневному внешнему поведению чувствами объясняются многие героические поступки подростков во время несчастья, когда пожар, кто-то тонет, потерпел ава­рию и т.д. Желание сделать людям хорошее - помочь им при горе, несчастье, неприятностях, восстановить попранную справедливость, проявить горячее сочувствие угнетенным и

обездоленным - занимает существенное место в эмоциональ­ном мире подростка. Эти желания и устремления часто ста­новятся осознанными, а иногда и недостаточно осознавае­мыми мотивами действий и поступков подростков. И если эти устремления войдут в нужное, действенное русло, то под­росток будет испытывать большое моральное удовлетворе­ние (19).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: