Карта конфликтной ситуации

Кто............................................. Кто............................................. Кто.............................................
Потребности ............................................. ............................................. ............................................. Потребности ............................................. ............................................. ............................................. Потребности ............................................. ............................................. .............................................
Опасения ............................................. ............................................. ............................................. Опасения ............................................. ............................................. ............................................. Опасения ............................................. ............................................. .............................................

Ситуация 1. В течение нескольких дней ученица 6-го класса приходит домой невеселая. Матери не сразу, но все же удалось выяснить, в чем дело.

Классная руководительница поручила девочке отвечать за «журнал поведения», куда учителя записывают замечания ученикам. Обязанностью девочки было подавать журнал учителям для записи замечаний, когда кто-то провинится.

В результате многие дети перестали дружить с девочкой, говоря, что она плохой друг и «редиска». Соседка-одноклассница, с которой они каждый день вместе ходят в школу и возвращаются, предупредила, что еще раз подаст журнал – ходить с ней не будет.

Ситуация 2. В классе пропал журнал. Разбирая это происшествие на классном часе, учительница показала пальцем на девушку из разряда «трудных» и сказала: «Это ты украла журнал», – хотя не имела оснований для таких выводов. Девушка встала, высказала свой протест против таких обвинений и ушла из класса. Классный руководитель вызвала родителей и пригрозила исключить девушку из школы. После этого одноклассники девушки заявили, что если ее исключат из школы, они не будут ходить на уроки.

Ситуация 3. На уроке литературы изучается роман А. Толстого «Петр I». Учительница плохого мнения об этом царе и не скрывает этого. Более того, она настойчиво проводит мысль, что нынешние беды идут от Петра.

Одна из учениц высказала несогласие с учительницей, приводя доводы о том, что Петр I много сделал для страны. Учительница восприняла это как вызов себе и в конце урока поставила девушке тройку, которая портит ей четвертную оценку, а значит и годовую, и препятствует в итоге получению медали.

Ситуация 4. Учительница недавно начала вести уроки в этом классе. Однажды она необоснованно поставила «2» неформальному лидеру класса. Учащиеся в ответ устроили обструкцию педагогу: не отвечали на самые простые вопросы. Урок за уроком – в журнале одни двойки.

Методические указания к выполнению заданий. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на отличительные особенности конструктивного разрешения конфликтов.

Составьте карту конфликтов: выявите проблему, определите субъектов конфликта, выявите подлинные потребности.

Обоснуйте применение эффективных способов разрешения конфликтов. Приведите примеры.

Тема 2. Индивидуально-психологические особенности конфликтного поведения подростков

Вопросы для обсуждения

1. Недостатки характера подростков, проявляющиеся в поведении подростка (леность, пассивность, неорганизо­ванность и неаккуратность, отсутствие настойчивости).

2. Недостатки характера подростков, проявляющиеся в отношении его к себе и другим людям (эгоизм, недисциплинированность, упрямство, грубость и лживость).

3. Поведенческие реакции подростков.

Терминологический тезаурус: реакция отказа, реакция оппозиции, реакция имитации, реакция компенсации, реакция гиперкомпенсации, реакция эмансипации, реакция группировки со сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция), сексуальные влечения-реакции.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте ленивых, неорганизованных, ненастойчивых, эгоистических, недисциплинированных, упрямых, грубых и лживых подростков, подростков с пассивным поведением.

2. В чем причины возникновения лени у подростков? Почему и как с ленью следует бороться?

3. В чем сходство и различие пассивных, неорганизованных и ненастойчивых подростков? Каковы индивидуальные способы и приемы искоренения указанных недостатков у подростков?

4. Какие разновидности эгоизма вы знаете? Как их преодолевать?

5. Укажите способы индивидуального воспитательного воздействия на недисциплинированных, упрямых, грубых, лживых подростков.

6. Какие бывают подростковые поведенческие реакции? Опишите их.

Литература: [11], [18], [22], [29], [32], [38].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: