VI класс (2 п/г), или VII класс (1 п/г), 2 ч/нед., 34 час

ВВОДНАЯ ТЕМА (для учащихся, не изучавших специального курса "Молекулярно-кинетическая интерпретация физических явлений: введение в химию и молекулярную физику, 5-6 кл.).

МОЛЕКУЛЯРНОЕ СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА. ДВИЖЕНИЕ МОЛЕКУЛ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. ЯВЛЕНИЙ ДИФФУЗИИ, РАСТВОРЕНИЯ, КРИСТАЛЛИЗАЦИИ. ПОНЯТИЕ О ПРИТЯЖЕНИИ (СЦЕПЛЕНИИ) МОЛЕКУЛ. РАЗЛИЧИЕ НЕКОТОРЫХ СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВ, ЗАВИСИМОСТЬ ИХ ОТ СЦЕПЛЕНИЯ МОЛЕКУЛ (АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИ ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ, ЛЕТУЧЕСТЬ ВЕЩЕСТВ, РАСТВОРИМОСТЬ ТВЕРДЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ, ВЗАИМНАЯ РАСТВОРИМОСТЬ ЖИДКОСТЕЙ. ДВИЖЕНИЕ И СЦЕПЛЕНИЕ МОЛЕКУЛ КАК "ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИЕ" ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ "АГРЕГАТНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ ВЕЩЕСТВА.

СВЯЗЬ ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ С ТЕМПЕРАТУРОЙ. ПРОБЛЕМА АБСОЛЮТНОГО НУЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ. ШКАЛЫ ТЕМПЕРАТУР. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ. СВЯЗЬ СОСТАВА ВЕЩЕСТВА (СМЕСИ) И АГРЕГАТНОГО СОСТОЯНИЯ.

ТЕМА 1. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРЕВРАЩЕНИЙ ВЕЩЕСТВ. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ И РЕАКТИВЫ. ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕЩЕСТВ И СЕКРЕТ" ХИМИЧЕСКОЙ ФОРМУЛЫ. КРУГ И ЗВЕНО ЦЕПИ ПРЕВРАЩЕНИЙ (ГЕНЕТИЧЕСКИЕ) ПРЕВРАЩЕНИЯ СОЕДИНЕНИЙ). "РАСТВОРИТЕЛЬ" И "ОСАДИТЕЛЬ": НОВЫЕ "ХИМИЧЕСКИЕ" СРЕДСТВА "ВОЗДЕЙСТВИЯ" НА ВЕЩЕСТВО.

Превращение веществ как цель и средство деятельности человека, приводящей к образованию химических знаний. Способы "заставить" вещество превратиться в другое. Формула - ключ к химическим знаниям. Трудный путь установления формулы. Соотношение названия и формулы. Умеем ли мы оставить и прочесть следы? Алхимический язык.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

ЗАНЯТИЕ 1. Круг и звено цепи превращений (генетические превращения соединений) [изучаются соединения меди (II): оксид, гидроксид, сульфат, хлорид, основной карбонат*; реактивы - соляная и серная разбавленные кислоты, гидроксид и карбонат*натрия].

* - более сложный вариант

Знакомство со "звеном цепи превращений" (осуществление ближайшего превращения заданного вещества в другое и ближайшего превращения, в котором заданное вещество само получается). Обьединение звеньев цепи (представленных в работе пары учеников) в круг посредством соединения разрозненных звеньев. Проблема установления одинаковости и различия похожих веществ и ее экспериментальное решение (следующий шаг "по кругу"). Введение терминов: реакция, исходные вещества, продукты. Средства превращений: нагревание, действие других веществ.

ЗАНЯТИЕ 2. "Рецепт". "Растворитель" и "осадитель".

Экспериментальная задача: установить функциональные различия одинаковых с виду жидкостей, используя их для проведения "противоположных" (и взаимообратных) превращений (растворение) нерастворимого в воде вещества и осаждение из раствора) Составление группами учеников инструкции ("рецепта") заданного превращения для другой группы. Название как указание на свойство вызывать определенное превращение. Экспериментальная проверка адекватности "рецепта". Использование вещества согласно закрепленному названию.

ЗАНЯТИЕ 3. Исследование воды как реактива. Решение экспериментальной задачи: вода - растворитель, осадитель, или...? Растворимые и нерастворимые в воде вещества круга. Разбавление раствора. Работа с кругом превращений (внесение новых названий "бесцветных жидкостей", проверка предположений о природе других "бесцветных жидкостей", используя известные "растворяющиеся" и "осаждающиеся" вещества как индикаторы наличия данного свойства). Опытное обнаружение "особой " природы воды, как вещества, которое не проявляет ни свойств "растворителя", ни свойств "осадителя" в отношении "индикаторных" веществ. Установление одинаковой природы двух веществ из круга, кажущихся различными ("зеленая жидкость" и "голубая жидкость"). Превращение их друг в друга при добавлении и испарении воды. Внесение изменений и дополнений в круг превращений: обьединение зеленого и голубого раствора, фиксация использования "осадителей и растворителей". Экспериментальная задача: различить выданные "осадитель", "растворитель" и воду, не отличимые по внешнему виду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: