ВВОДНАЯ ТЕМА (для учащихся, не изучавших специального курса "Молекулярно-кинетическая интерпретация физических явлений: введение в химию и молекулярную физику, 5-6 кл.).
МОЛЕКУЛЯРНОЕ СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА. ДВИЖЕНИЕ МОЛЕКУЛ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. ЯВЛЕНИЙ ДИФФУЗИИ, РАСТВОРЕНИЯ, КРИСТАЛЛИЗАЦИИ. ПОНЯТИЕ О ПРИТЯЖЕНИИ (СЦЕПЛЕНИИ) МОЛЕКУЛ. РАЗЛИЧИЕ НЕКОТОРЫХ СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВ, ЗАВИСИМОСТЬ ИХ ОТ СЦЕПЛЕНИЯ МОЛЕКУЛ (АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИ ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ, ЛЕТУЧЕСТЬ ВЕЩЕСТВ, РАСТВОРИМОСТЬ ТВЕРДЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ, ВЗАИМНАЯ РАСТВОРИМОСТЬ ЖИДКОСТЕЙ. ДВИЖЕНИЕ И СЦЕПЛЕНИЕ МОЛЕКУЛ КАК "ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИЕ" ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ "АГРЕГАТНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ ВЕЩЕСТВА.
СВЯЗЬ ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ С ТЕМПЕРАТУРОЙ. ПРОБЛЕМА АБСОЛЮТНОГО НУЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ. ШКАЛЫ ТЕМПЕРАТУР. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ. СВЯЗЬ СОСТАВА ВЕЩЕСТВА (СМЕСИ) И АГРЕГАТНОГО СОСТОЯНИЯ.
ТЕМА 1. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРЕВРАЩЕНИЙ ВЕЩЕСТВ. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ И РЕАКТИВЫ. ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕЩЕСТВ И СЕКРЕТ" ХИМИЧЕСКОЙ ФОРМУЛЫ. КРУГ И ЗВЕНО ЦЕПИ ПРЕВРАЩЕНИЙ (ГЕНЕТИЧЕСКИЕ) ПРЕВРАЩЕНИЯ СОЕДИНЕНИЙ). "РАСТВОРИТЕЛЬ" И "ОСАДИТЕЛЬ": НОВЫЕ "ХИМИЧЕСКИЕ" СРЕДСТВА "ВОЗДЕЙСТВИЯ" НА ВЕЩЕСТВО.
|
|
Превращение веществ как цель и средство деятельности человека, приводящей к образованию химических знаний. Способы "заставить" вещество превратиться в другое. Формула - ключ к химическим знаниям. Трудный путь установления формулы. Соотношение названия и формулы. Умеем ли мы оставить и прочесть следы? Алхимический язык.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
ЗАНЯТИЕ 1. Круг и звено цепи превращений (генетические превращения соединений) [изучаются соединения меди (II): оксид, гидроксид, сульфат, хлорид, основной карбонат*; реактивы - соляная и серная разбавленные кислоты, гидроксид и карбонат*натрия].
* - более сложный вариант
Знакомство со "звеном цепи превращений" (осуществление ближайшего превращения заданного вещества в другое и ближайшего превращения, в котором заданное вещество само получается). Обьединение звеньев цепи (представленных в работе пары учеников) в круг посредством соединения разрозненных звеньев. Проблема установления одинаковости и различия похожих веществ и ее экспериментальное решение (следующий шаг "по кругу"). Введение терминов: реакция, исходные вещества, продукты. Средства превращений: нагревание, действие других веществ.
ЗАНЯТИЕ 2. "Рецепт". "Растворитель" и "осадитель".
Экспериментальная задача: установить функциональные различия одинаковых с виду жидкостей, используя их для проведения "противоположных" (и взаимообратных) превращений (растворение) нерастворимого в воде вещества и осаждение из раствора) Составление группами учеников инструкции ("рецепта") заданного превращения для другой группы. Название как указание на свойство вызывать определенное превращение. Экспериментальная проверка адекватности "рецепта". Использование вещества согласно закрепленному названию.
|
|
ЗАНЯТИЕ 3. Исследование воды как реактива. Решение экспериментальной задачи: вода - растворитель, осадитель, или...? Растворимые и нерастворимые в воде вещества круга. Разбавление раствора. Работа с кругом превращений (внесение новых названий "бесцветных жидкостей", проверка предположений о природе других "бесцветных жидкостей", используя известные "растворяющиеся" и "осаждающиеся" вещества как индикаторы наличия данного свойства). Опытное обнаружение "особой " природы воды, как вещества, которое не проявляет ни свойств "растворителя", ни свойств "осадителя" в отношении "индикаторных" веществ. Установление одинаковой природы двух веществ из круга, кажущихся различными ("зеленая жидкость" и "голубая жидкость"). Превращение их друг в друга при добавлении и испарении воды. Внесение изменений и дополнений в круг превращений: обьединение зеленого и голубого раствора, фиксация использования "осадителей и растворителей". Экспериментальная задача: различить выданные "осадитель", "растворитель" и воду, не отличимые по внешнему виду.