Содержание дисциплины

Программа курса «История зарубежной литературы. Античная литература»

(1 семестр)

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Античность как колыбель европейской цивилизации.

Предмет и значение литературы Древней Греции. Цели и задачи курса. Периодизация греческой литературы.

Истоки древнегреческой литературы. Устное народное творчество как начальный этап развития древнегреческой литературы. Особое значение мифологии как одной из форм коллективной духовной деятельности. Мифологическое мышление как ранняя стадия освоения мира. Эволюция мифологических представлений. Сотворение мира как процесс преображения Хаоса в Космос. Доолимпийская мифология. Понятия о хтонизме, фетишизме, анимизме, зооморфизме и фитоморфизме. Сказания о титанах и борьбе титанов с олимпийцами. Олимпийский пантеон. Атрибуты богов. Боги и люди: герои как потомки от смешанных браков. Понятие о культурном герое и культурной направленности олимпийской мифологии.

Мифология как «почва и арсенал» античного искусства.

ГЕРОИЧЕСКИЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЭПОС

Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». Троянский цикл как мифологическая основа поэм. Исторические сведения о Трое. Время и место возникновения поэм. Опора на народную героическую песнь. Сюжет, художественный стиль, поэтическая техника поэм Гомера. Гомеровский вопрос.

Гесиод. Поэма «Труды и дни». Автобиографическое начало в поэме. Новое представление о целях творчества у Гесиода. Образ «железного века» в «Трудах и днях».

Пародийная поэма «Война мышей и лягушек». Проблема авторства поэмы и времени ее создания. Пародия на старые образы как свидетельство потребности в новых художественных формах.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИРИКА

Древнегреческая лирика. Возникновение классической лирики, лирика и музыка, исторические этапы развития лирики.

Основные разновидности древнегреческого мелоса. Древнегреческая элегия и наиболее яркие ее представители: Тиртей, Солон, Феогнид и др. Древнегреческий ямб и его выражение в поэзии Архилоха. Сольная поэзия Сапфо, Алкея, Анакреонта; вклад «сольных» поэтов в развитие поэтической строфики. «Анакреонтическая» традиция в последующие эпохи. Хоровая поэзия, ее жанры. Оды Пиндара.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРАМЫ И ТЕАТРА.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Происхождение драмы и театра. Роль ритуальных песен и игр в честь Диониса в генезисе жанра.

Структура древнегреческой трагедии, роль хоровых партий в ней. Мифологическая основа трагической фабулы.

Эсхил – «отец трагедии», глобальность конфликтов, представленных драматургом: человек и рок, человек и род, материнское и отцовское право, единовластие и демократия, преступление и наказание. Трилогия «Орестея», трагедии «Персы», «Прометей прикованный» Анализ идейно-тематического содержания, художественной структуры.

Софокл – «любимец богов», вклад драматурга в развитие драмы. Человек и общество как главная проблематика, разрабатываемая Софоклом, Трагедии «Антигона», «Эдип-царь»: идейно-тематическое и художественное своеобразие.

Еврипид - «философ сцены». Изменение характера конфликта в трагедиях Еврипида. Герой под бременем противоборствующих в его душе сил. Возросшая психологичность трагедий («Медея», «Ипполит»).

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

Проблема происхождения комедии. Структура комедии и роль хоровых партий в ней. Роль агона и парабасы в комедии.

Древнеаттическая комедия как остросоциальная, политическая комедия. Свобода насмешки над живыми современниками. Условный, фантастический характер фабулы, гротескность персонажей. Грубоватость комедийной речи, потасовки и перебранки в комедиях. Роль эксода.

Аристофан – «отец комедии». Отражение в комедиях Аристофана кризиса афинской государственности. Изобретательность драматурга в создании фабулы. Отклик на современные политические («Всадники»), философские («Облака»), эстетические («Лягушки») проблемы времени. Тема войны и мира в творчестве Аристофана («Лисистрата», «Мир». «Ахарняне»)

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ПРОЗА

Предпосылки древнегреческой прозы. Древнегреческая проза, ее основные модификации:

1) ораторское искусство (Горгий, Исократ, Лисий, Демосфен), Высокая оценка искусства риторики в Древней Греции. Развитие теории и практики красноречия, формы красноречия;

2) историография: Геродот – «отец истории», история греко-персидских войн в «Музах» Геродота, легендарный элемент в его сочинениях; Пелопоннесская война в «Истории» Фукидида, Ксенофонт о походе на Вавилон в «Анабасисе», Спарта в изображении Ксенофонта. «Киропедия» как модель воспитания идеального монарха;

3) философия (Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель). Философская проза Платона и Аристотеля. Платон как ученик Сократа, Академия Платона, трактаты и диалоги Платона. Учение о Высшем едином начале и мире идей. Учение о душе. Аристотель как ученик Платона. Ликей Аристотеля. Энциклопедичность Аристотеля.

ЛИТЕРАТУРА ЭЛЛИНИЗМА. ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПЕРИОД РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА

Литература эллинизма: 1) александрийская поэзия и ее особенности: отказ от крупных поэтических форм, интерес к рядовому человеку и будничной жизни, поэтизация природы (Каллимах, Аполлоний Родосский, Феокрит, Асклепиад, Леонид); 2) новоаттическая комедия: система персонажей, семейная проблематика, интерес к характеру, гуманность новоаттической комедии (Менандр).

Римский период греческой литературы. Плутарх. Лукиан. Греческий роман как образец позднегреческой литературы. Повествования о злоключениях влюбленной пары. Идеальность чувств, Экзотический колорит. Лонг «Дафнис и Хлоя». Буколическая тема в романе. Ритмическая организация текста. Образы влюбленных.

СВОЕОБРАЗИЕ РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Воздействие древнегреческой литературы на становление и развитие римской. Усвоение древнегреческой мифологии и литературы. Постепенное самоопределение культуры на преемственной основе в соответствии с обстоятельствами общественной и культурной жизни Рима. Своеобразие римской литературы: трезвый анализ жизни, развитие сатирических жанров, обостренный драматизм, психологизм

Периодизация римской литературы.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ

(III ВЕК – 30 ГОД ДО Н.Э.)

Литература периода Республики. Первые явления римской поэзии на основе греческой, Ливий Андроник как переводчик «Одиссеи». Трагедии Л.Андроника. Литературная деятельность Гнея Невия, создателя национальной трагедии. Поэзия Квинта Энния, жанровое многообразие его творчества.

Римская комедия и ее разновидности: паллиата и тогата. Творчество Плавта и Теренция.

Неотерики, творчество Катулла. «Ученые» эпиллии и лирические стихотворения к Лесбии, послания друзьям, эпиграммы на противников. Вклад Катулла в развитие поэтического языка и метрики

Развитие прозы: ораторское искусство Цицерона, литературная деятельность Цезаря.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ

«Золотой век» римской литературы. Август и литература. Поэтическое творчество Горация (эподы, сатиры, оды, послания).

Эпос в древнеримской литературе. Творчество Вергилия: «Буколики» - использование и развитие традиций Феокрита; «Георгики» как прославление италийской земли и сельского труда, поэма «Энеида» - величайший образец древнеримского эпоса, мифологическая основа поэмы, соединение мифа с историческими событиями и лицами Рима. Прославление империи и Августа. Эней как «человек судьбы». Вергилий и Гомер.

Творчество Овидия: «Героиды», «Наука любви» и «Лекарства от любви», «Метаморфозы», «Скорбные элегии».

ПОСЛЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Серебряный век» римской литературы: 1 этап – трагедии Сенеки, продолжение и развитие традиций Еврипида («Медея», «Федра»); роман Петрония «Сатирикон»; Федр-баснописец, связь с эзоповыми традициями и их развитие; 2 этап – эпиграммы Марциала; сатиры Ювенала, обличающие нравы высшего общества.

Поздняя римская литература. Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Использование фабулы Лукана. Ее развитие и обогащение. Мистико-нравоучительный смысл истории Луция. Занимательность повествования. Роль вставных новелл, критика религиозных нравов.

Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения (2 семестр)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: