История зарубежной литературы конца XIX - начала XX вв

Семестр

Программа курса

Общая характеристика зарубежной литературы конца 19 – начала 20 вв. Проблема хронологических границ изучаемого периода. Ф.Ницше как выразитель кризисного состояния европейской культуры рубежа веков. «Переоценка всех ценностей» в трудах Ницше: «Рождение трагедии из духа музыки», «Так говорил Заратустра», «Антихрист». Литературный процесс на рубеже 19-20 вв.: мозаичность картины литературной жизни, открытость границ различных художественных систем, статус русской литературы в общеевропейском литературном процессе рубежа 19-20 вв.

Реализм рубежа 19-20вв.: социально-психологическая линия. Творчество Мопассана, традиции Флобера в романе «Жизнь», традиции Бальзака, Гонкуров и Золя в «Милом друге», обращение Мопассана к исследованию «чистой психологии» в романе «Пьер и Жан». Поздний Мопассан («Сильна как смерть», «Наше сердце») Мопассан-новеллист. Мопассан и русская литература. Творчество Драйзера. Влияние философии Спенсера на писателя. Бальзаковские традиции и мотивы в романе «Сестра Керри». Изображение американского общества в романах «Дженни Герхардт», «Американская трагедия».

Социально-философская линия реализма. Общая характеристика, ведущие представители социально-философского реализма. А.Франс. «Преступление Сильвестра Боннара» - первый опыт философского романа в творчестве писателя. Новый тип героя-интеллектуала в романе. Поэтизация интеллекта и философского размышления в романе «Таис». Скептицизм Франса, усиление пессимистических мотивов в творчестве на рубеже 80-90-х годов (книга «Сад Эпикура»). Роман-хроника «Современная история» и роман-памфлет «Остров пингвинов». Г.Ибсен. Жизнь и творчество. Г.Ибсен – родоначальник «новой драмы». Пьеса «Пер Гюнт»: место пьесы в творчестве драматурга, проблема личности в пьесе. Образ Пера Гюнта. Проблема национальной романтики и трактовка фольклорных мотивов в драме. Пьеса «Кукольный дом»: сущность конфликта в драме, особенности ретроспективной композиции, действие внешнее и внутреннее, этапы эволюции Норы, открытый финал драмы. Б. Шоу. Эстетические взгляды писателя. Влияние Ибсена на Шоу. Основные циклы пьес Шоу. «Дом, где разбиваются сердца» как драма-дискуссия: смысл подзаголовка, тема английской интеллигенции, особенности поэтики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: