Семестр. Семинар № 1.Жан-Батист Мольер – великий реформатор комедии

Семинар № 1. Жан-Батист Мольер – великий реформатор комедии.

1. Биография Мольера. Периодизация творчества.

2. Раннее творчество писателя, усвоение опыта народного французского театра и итальянского театра масок (комедиа дель арте). Первые попытки преобразования комедии и споры вокруг мольеровской комедии «Школа жен».

3. Расцвет творчества Мольера. «Тартюф» - лучшее творение драматурга. Судьба комедии. Сюжет, особенности композиции, система персонажей. Способы создания образа Тартюфа. Разоблачение антинародного засилья церкви в комедии.

4. Комедия «Дон Жуан». Черты, сближающие это произведение с литературой ренессансного реализма. Разоблачение развращенного дворянства в комедии. Своеобразие мольеровской трактовки «вечного» образа.

5. «Мизантроп» - образец классицистической «высокой комедии»

6. «Мещанин во дворянстве»: жанровое своеобразие, особенности сюжета, композиции. Отражение в конфликте комедии социальных противоречий эпохи абсолютизма. Критика невежества буржуа в комедии «Мещанин во дворянстве». Средства сатирического изображения действительности. Смех сатирический и смех карнавально-комедийный.

Творческие задания

Отобрать фрагменты из комедий Мольера для инсценирования; подготовить их выразительное чтение; продумать, как распределить роли и разыграть сценку.

Литература

Художественные тексты

Мольер Ж.-Б. «Тартюф», «Мизантроп», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве».

Булгаков М.А. «Жизнь господина Мольера»

Критическая литература

Бордонов Ж. Мольер – М., 1983.

Бояджиев Г. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М., 1967.
Обломиевский Д.Д.
Французский классицизм. – М., 1968.

Семинар № 2. Особенности японской поэтической образности

1. Обзорная характеристика достижений литературы Японии (XII-XVII в.в.)

2. Жанр танка в японской поэзии.

3. Сайгё. Жизненный и творческий путь.

4. Жанр хокку в японской поэзии.

5. Японский поэт Басё.

Творческие задания

1. Подготовиться к конкурсу чтецов: выбрать понравившиеся танка и хокку японских мастеров, выучить их.

2. Сочинить танка и хокку на тему «Поздняя осень».

3. Сделать иллюстрации к понравившимся пятистишиям и трехстишиям.

Литература

Художественные тексты

Классическая японская поэзия: Пятистишия. Трехстишия: Пер. со старояп. В.Марковой. – М., 2004

Японская любовная лирика: Танка, сэдока, тёка / Антология; Пер с старояп. и коммент. Анны Глускиной. – М., 2004.

Критическая литература

1. Маркова В. Японская лирика / Предисловие в сб.: Классическая японская поэзия. – М., 2004. – С. 5-29

2. Олженко Л. Памяти переводчика / Вступит статья в сб.: Японская любовная лирика. – М., 2004. – С. 5-16.

Семинар №3. Самый гениальный поэт Шотландии

1. Биография Роберта Бернса. Место поэта в истории английской культуры.

2. Основные темы и проблемы в творчестве поэта. Народность поэзии Р.Бернса.

3. Своеобразие любовной лирики Роберта Бернса.

4. Пейзажная лирика.

5. Переводы произведений Роберта Бернса на русский язык.

Творческие задания:

1. Подготовиться к конкурсу чтецов (выучить понравившиеся стихотворения Бернса).

2. Составить вопросы литературной викторины по теме «Жизнь и творчество Р.Бернса».

Литература

Бернс Р. Избранное: стихи, поэмы, эпиграммы. - М, 2001

Критическая литература

Колесников Б.М. Роберт Бернс. Очерк жизни и творчества. – М., 1967.

Семинары № 4-5. Немецкая литература XVIII в. Творчество Гете и Шиллера.

1. Лессинг – основоположник Просвещения в Германии. Эстетические взгляды и художественное творчество Лессинга.

2. Литература «Бури и натиска». Гердер как ведущий теоретик движения. Оценка античности, Шекспира, Руссо в литературе «Бури и натиска»

3. Гете: 1) Лирика Гете периода «Бури и натиска»;

2) «Страдания юного Вертера» и немецкий сентиментализм.

4. Шиллер: ранние драмы и движение «Бури и натиска».

5. Веймарский классицизм. Гете и Шиллер: содружество и полемика.

6. «Фауст» Гете: история создания, художественное своеобразие, композиция, прологи, путь исканий Фауста. «Фауст» как синтез художественных исканий в 18 веке.

Творческие задания:

1. Подготовиться к конкурсу чтецов (выучить понравившиеся стихотворения Гете и Шиллера).

2. Подготовиться к конкурсу переводчиков: перевести на русский язык стихотворения Гете «Wilkommen und Abschid», «Wandrers Sturmlied», «Auf dem See»

3. Подобрать фрагмент из драмы Шиллера «Коварство и любовь» для инсценирования, продумать, как распределить роли, как поставить сценку.

Литература

Художественные тексты

Гете И.-В. Лирика. «Страдания юного Вертера». «Фауст».

Шиллер Ф. Лирика. «Коварство и любовь».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: