Постсекулярное общество

По мере перехода человечества от модерна к постмодерну секулярное общество сменяется постсекулярным. Но поскольку современный мир темпорально (социально-исторически) многослоен, то мы являем­ся свидетелями сосуществования досекулярного, секулярного и пост-секулярного обществ.

Секуляризация была революционным процессом радикального пре­образования отношений религии с человеком и обществом. До начала реализации проекта модерна в обществе светское и религиозное были тесно связаны друг с другом. Модерн осуществил десакрализацию об­щества, превратив светское в автономное от религии и самодостаточ­ное явление. Религия была вытеснена за пределы «актуальной» жизни и должна была секуляризоваться, чтобы выжить. Церковь была лишена значимой социальной роли, а социум был секуляризован. Социальная идентификация утратила религиозный характер и стала преимущест­венно светской (гражданской). Религиозная идентичность преврати­лась в одну из множества идентичностей человека. Произошла десакрализация человека, государства, экономики и культуры.

В ситуации постмодерна религия оказывается в новой ситуации по сравнению с модерном, где было противоборство веры и разума, ре­лигии и науки, а также конфликт старых религий с новыми квазирели­гиями, к которым можно отнести позитивизм, марксизм, прогрессизм. В культуре постмодерна секулярное смешивается и переплетается с религиозным. Постсекулярное общество предполагает коммуникацию, поиски компромисса между секулярным и религиозным. Религия долж­на не отвергать, а признавать секуляризм и его достижения как истори­ческий факт, примириться с ним. А секуляризованное общество должно признать права такой «примирившейся» религии на существование.

В постсекулярном обществе религия, утрачивая исключительный статус, оказывается в плюралистическом и толерант­ном социокультурном пространстве. Постсекулярный вызов для рели­гиозных сообществ состоит в их искушении свободой, плюрализмом и обостренной конкуренцией на рынке духовности. Эти сообщества видят опасность в тенденции релятивизации своих, считавшими­ся абсолютными, ценностей, в возможности или даже неизбежности превращения религии в одну из множества субкультур общества, в без­различии общества к религии, а также в тенденции размывания рели­гиозных представлений.

В 2008 г. в Великобритании вызвало большую дискуссию предложе­ние главы англиканской церкви Великобритании Р. Уильямса включить в британское законодательство элементы шариата как способа нала­живания сосуществования с мусульманскими общинами. Это событие является подтверждением постсекулярного этапа развития человечес­тва, так как то, что предлагает британский религиозный деятель, было бы немыслимо в секулярную эпоху. Он желает изменить европейское сознание посредством отказа в сфере права от принципа всеобщности системы права, отделенной от морали как частного дела личности. Он утверждает, что сегодня этот принцип не отвечает интересам плюралис­тических обществ, состоящих из социальных групп, имеющих разные моральные принципы. Предложение Р. Уильямса состоит в сокраще­нии сферы всеобщего права, поддерживаемого государством и обяза­тельного для всех граждан. Объем прямых запретов и гарантированных гражданину прав должен остаться тем же, но можно будет использовать не все из прав, а только те, которые соответствуют моральным принци­пам конкретного гражданина. Все остальные вопросы могут регулиро­ваться в рамках одновременно существующих и конкурирующих между собой морально-правовых систем различных социальных групп. Тем самым предлагается отказаться от универсалистского мировоззрения и осуществить постсекулярное по характеру возвращение морали в право через свободный выбор различных моральных ценностей (хрис­тианских, иудаистских, исламских и др.). Этот шаг мог бы содейство­вать «органическому» функционированию части норм шариата внутри британской правовой системы.

Достижение толерантности в мультиконфессиональных постсекулярных обществах является лишь первым шагом к установлению взаимопонимания в масштабах конкретных государств. Конституцион­ное закрепление свободы вероисповедания должно дополняться пре­одолением изоляции религиозных общин друг от друга посредством осознанного участия их членов в деятельности гражданского общества и в формировании новой политической культуры. Только через взаим­ное признание и создание общей перспективы может быть достигнута интерсубъективно разделяемая интерпретация.


[1] Использован материал книги «Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы». М., 2009. Гл. 6.

[2] См.: Ульрих Бек. Общество риска На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

[3] Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.

[4] Чемпионат мира по футболу.

[5] Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000. С. 41.

[6] См.: Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003. С. 61-88.

[7] Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003. С. 347.

[8] См.: Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003. С. 255-260.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: