Общество возможностей

Общество возможностей — общество информационное, расширяю­щее границы восприятия социального времени и пространства, откры­вающее перед человеком целый спектр позитивных и негативных перспектив — возможность заимствовать другой образ жизни, следовать иным императивам, возможность защищаться от иных, неизвестных ра­нее угроз. Возможности являются не просто скрытыми потенциями, но наглядными вариантами развития событий, различающимися содержа­тельно и эмоционально. Среда масс-медиа умножает картинки и опре­деления действительности, предоставляя слово множеству субъектов, разворачивая в плоскости экрана мозаику культурного разнообразия, вникая в многочисленные подробности повседневного существования.

Информационное общество делает современную аудиторию более искушенной (ее сложно чем-то удивить), но означает ли это и более осведомленной, знающей? Парадоксально, но именно в обществе возможностей наблюдается постоянная потребность в информации и информационный дефицит. Каждый день мир раскрывается как на ладони, но это не делает его более понятным и предсказуемым. Информационный опыт не спасает от неизвестности, но учит, что за пределами наших знаний может быть все, что угодно. Более того, на уровне среды масс-медиа переживания возможного и действительного становятся взаимозаменяемыми: гипо­тетическим предположениям зачастую приписывается статус действи­тельности, а информацию о реальных событиях могут воспринимать как очередную интерпретацию. Динамика информации, ее противоречи­вость, приращение и тиражирование мешают сделать выбор в пользу наиболее правдоподобного сюжета, а актуально присутствующая мно­жественность затрудняет беззаветную приверженность той или иной интерпретации, которая может оказаться ложной, неполной, прямо противоположной происходящему в действительности.

В условиях социального ускорения возникает вопрос о понимании возможностей, существующих в форме информационных сообщений, на уровне массового сознания. Любое понимание, помимо соответству­ющих знаний, предполагает соотнесение нового с предыдущим опытом, процесс постижения неизвестного на основе известного, творческую адаптацию к элементам нового. Всякая неизвестность потенциально является возможностью, но возможностью неосвоенной, не вписанной в привычный круг мышления. «Критическая масса» неизвестного, ко­торое окружает человека, создает атмосферу растерянности, стресса, выбивает из привычной жизненной колеи, заставляет подпадать под гипнотическое действие «преходящих» сенсаций. Вместе с тем эта кри­тическая масса открытий, откровений, потенциальных изменений мо­жет и не прерывать налаженный ритм повседневных взаимодействий. В изобилии информационных возможностей исчезает восприятие воз­можного как такового: личностное потрясение, озадаченность, удивле­ние, чувство нового, еще не бывшего. Невосприимчивость к контрастам на уровне обыденного сознания не является феноменом только нашего времени, хотя эпоха постмодерна безусловно открывает новые масш­табы этой невосприимчивости, информационной «всеядности», спо­собности знакомиться со всем происходящим, не допуская его в свой мир, не теряя психологического равновесия. Такое равнодушие, поми­мо осуждения, получает и практическое оправдание как защита от пси­хологических перегрузок, неотъемлемый компонент жизнестойкости и здравого смысла: какие бы удивительные картинки не возникали в СМИ, жизнь должна продолжаться.

Современное общество позиционируется как общество избытка и многообразия, общество, в котором производство новых идей неотде­лимо от производства новых вещей и услуг. Экономическая необходи­мость, т. е. необходимость следовать ограниченному ролевому реперту­ару, трудиться ради выживания, жить в окружении одних и тех же вещей (передающихся из поколения в поколение, существующих благодаря бесконечным ремонтам или доживающим свой век «в любом состоя­нии» за неимением лучшего), превращается в «рассказ» из прошлого. В современном обществе вещи приходят и уходят, их существование мимолетно, они рассчитаны на принцип «использовал — выбросил»[6]

Выбор вещей поддерживает в человеке чувство присутствия в мире — присутствия не абстрактного, но индивидуально-конкретного, обогащенного надеждами, мечтания­ми, размышлениями о собственном Я. Вещи не заполняют социальное пространство исходя из общих распределительных схем или стандар­тов, но включаются в индивидуальные жизненные стили, становятся со­ставляющими неповторимых дизайнов. Массовое производство, ори­ентированное на стандартного потребителя, который хочет быть таким же, как все, не отставать от остальных, уступает место экономике, наце­ленной на индивидуальные запросы человека, стремящегося выразить свои неповторимые вкусы и пристрастия, найти себя, высказаться, оп­ределиться. Выбор вещей — это и подтверждение неизменности одного жизненного стиля, непрерывности своих привычек, и сфера, в которой возможны революции, кардинальные изменения, капризы, эксперимен­ты со своей жизненной средой, обстановкой, обиходом. Приобретение вещей приравнивается к событийному потоку жизни, в котором все воз­можно и который требует от человека быть смелым, дерзким, не стес­няться своих желаний, завоевывать новые сферы жизненного опыта.

Выбор вещей в современном обществе — одновременно и выбор функций, и выбор смысловых, эстетических нюансов. Это включение в соответствующие драматические истории, в атмосфере которых су­ществуют сегодня предметы потребления. Язык рекламы во многом превращает пространство вещей в пространство приключения, где царствует фортуна, в пространство сказки, где возможны исполнения самых заветных желаний, чудесные метаморфозы.

Современное общество стимулирует индивида приобретать вещи, нагруженные возможностями, или возможности, открывающие доступ к вещам, а также «потреблять», получать в неограниченном количестве эф­фекты налаженного быта, в котором можно не считаться с экономической необходимостью или с сопротивлением материальной, природной среды. Человек обретает легкость — экономическую и техническую.

Возможность нового — своеобразный выход из рутины повседнев­ности, из круга типизаций и повторения одного и того же. Возможнос­тями исполнена жизнь искателей приключений, свободных художников, первопроходцев — всех тех, для кого потребности выживания, матери­ального достатка становятся вторичными перед потребностями выйти за границы известного, исследовать области, недоступные простым обывателям, всех тех, кто неудовлетворен раз и навсегда данным мес­том в обществе, ограничен определенным кругом функциональных обя­занностей.

Современное общество (и плюралистическая социальность) в боль­шей степени благоприятствует развитию индивидуальности, невозмож­ному ни в традиционном обществе, где опыт прошлых поколений явля­ется схемой для будущего развития, ни в индустриальном обществе, где давление общего приобретает вид жесткого расписания контор и фабрик. Общество в лице образовательных, экономических, культурных институ­тов призывает индивида «быть собой», быть непохожим на остальных, не быть инертным и пассивным, участвовать в собственной жизни, выбирать профессии и жизненные стили. В этом обществе много позитивных мо­ментов, связанных с активизацией человеческого фактора, с поощрением творческой деятельности и различных видов социальной мобильности. В нем создается атмосфера лучшей жизни не благодаря навязыванию той или иной идеологии, не благодаря разрешению всех социальных проблем, но в связи с преодолением механистического мировоззрения и механис­тической среды, в которой цели, средства, социальное окружение чело­века оказываются предопределенными безличными социальными струк­турами. Общество возможностей можно определить как «практопию» (Э. Тоффлер), в которой множество возможностей подчинено одной — возможности быть автором своей жизни, делать осознанный выбор, от­казываться от тех или иных социальных благ, искать, творить, подключая все имеющиеся информационные и технические ресурсы, созданные культурой. Современное общество, не отменяя специализацию, пред­лагает индивиду больше свободы в проведении досуга, в использовании свободного времени. Это касается и выбора жизненных стилей, субкуль­тур, идентичностей (в том числе в виртуальной реальности), и возмож­ности меняться, раскрывая свои личностные качества в разнообразных социальных группах, овладевать искусствами и другими видами деятель­ности дополнительно к основной профессии. Такое общество «дает боль­ше возможности создавать собственные ниши, чем все существовавшие общества, вместе взятые»[7].

Идея «конца эры природы и вещей» изначально содержит веру в человека, «преодолевающего сопротивление материи, инерцию при­родных стихий, гравитационную силу экономической необходимости, вещный характер жизни, ориентированной на реализацию стратегий выживания в условиях жесткой стратификации и недостатка социаль­ных благ. Конец эры природы и вещей — конец эры человека-исполнителя и начало эры человека-автора, для которого учеба, работа, от­дых — сферы самореализации, где возможны открытия, свершения, а также борьба за желаемое, удивление перед неизвестным, напря­женность поиска — вся гамма человеческих умонастроений, харак­терных для свободных художников, отказывающихся от повторения привычных схем и моделей практической или интеллектуальной де­ятельности.

Общество возможностей создает условия для того, чтобы менять вещи, социальное окружение, места проживания, жизненные стили, профессии. У человека появляется время, чтобы заниматься собой, из­меняться, привлекать в свою жизнь благоприятные факторы и устранять отрицательные посредством разработанных психологических методик, медицинских и образовательных технологий. Вместе с тем результат этих технологий достаточно предсказуем и не выходит из-под соци­ального контроля. Желание измениться часто оборачивается стрем­лением приблизиться к ожидаемой модели — счастливого, жизнера­достного, коммуникабельного, конкурентноспособного, удачливого, привлекательного, здорового человека. Если в прошлом для того что­бы измениться, необходимо было дистанцироваться от существующих социальных институтов, то теперь социальные институты, организации и учреждения спешат помочь человеку реализовать его возможности: духовные, психические, физические, гендерные, познавательные и др.

Изобилие благоприятных возможностей заставляет человека вы­бирать из существующего меню, ненавязчиво останавливает сознание на том, что есть. Возможности более не открывают, они открываются сами, предоставляют себя в общее пользование, что, с одной стороны, сберегает энергию индивида, которому не нужно бороться с зачастую абсурдными преградами за право осуществлять альтернативные спо­собы существования, а с другой — атрофирует у человека чувство при­нципиально иного, показывая, что все лучшее уже найдено, превраща­ет человека в пользователя, который привык иметь все возможности под рукой, жить в окружении возможностей, артикулированных други­ми и поддерживающих чувство свободы извне. Общество возможнос­тей активно содействует формированию самосознания человека как самостоятельного существа, способного критиковать, сомневаться, отстаивать свою свободу, продуцировать новое. Чувство свободы че­ловека отчасти застраховано слаженной работой многих организаций, «индустрией возможного», но в целом оно находится в зависимости от бесперебойного функционирования социальной системы, в том числе технических средств и средств коммуникации, позволяющих отвле­каться, переключать внимание, настраиваться на новые интересы, эмоции, ощущения. Это свобода не думать и забывать. Так, погруже­ние в виртуальную реальность освобождает от физического присутс­твия нежелательных обстоятельств, проистекающих из межличностно­го или профессионального общения. Возможность смены виртуальных собеседников, партнеров по коммуникации освобождает человека от необходимости отстаивать свои принципы, идеалы, идти на конфрон­тацию, заниматься проблемами других.

В случае с виртуальной реальностью происходит смешение внешнего и внутреннего, субъек­тивно спонтанного и объективно одобренного, неожиданного и сконс­труированного. Виртуальная реальность входит в комплекс «индустрии ощущений», о развитии которой пишет Э. Тоффлер[8], и представляет собой не только сдвиг в сторону антропоцентризма, но и небывалую «агрессивность» социоцентризма, размах влияния общества на внут­ренний мир человека. Общество предоставляет возможность «быть другим», но в пределах установленных программ.

Общество возможностей создает среду, которая вселяет в человека веру в свои силы и развивает любознательность, помогает развивать­ся и осваивать новые пласты социального опыта. Благодаря услугам, предоставляемым обществом, индивид получает возможность искать себя, быть собой и быть другим. Вместе с тем возможностная среда приводит к новым формам отчуждения, связанным с потерей чувства времени, с гипнотическим воздействием картинок действительности, превращающим человека в зрителя, наблюдающего за вереницей воз­можностей, проходящих перед его глазами и мимо него, не затраги­вающих его собственную жизнь, возможностей-призраков. Общество возможностей открыто новым интерпретациям и предположениям, и вместе с тем это общество, которое приучает людей представлять больше, чем воплощать. Общество возможностей — общество допу­щений, количество которых «снимает» конфликт между повторением и новизной, переводя часть динамики социальных процессов в сферу воображаемого, в которой только и возможно абсолютное чувство без­опасности наряду с постоянным продуцированием фантастических и реалистических, прекрасных и ужасных, сбывающихся и несбыточных догадок о действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: