Ударные (многоцелевые) АПЛ 8 страница

Последний, тринадцатый, корабль серии был достроен по измененному проекту. 28 января 1999 г. в Балтийске на большом противолодочном корабле «Адмирал Чабаненко» был торжественно поднят Андреевский флаг. В этот день в состав Военно-Морского Флота России официально вошел боевой корабль первого ранга, по многим параметрам существенно отличающийся от построенных ранее. История создания новейшего российского БПК проекта 1155.1 началась в 1970-е годы. Тогда в странах, владеющих "ключами от моря", пришли к пониманию, что строить крупнотоннажные специализированные корабли – слишком дорогое удовольствие. Морские державы начали разрабатывать многоцелевые. Создавая, по сути, новый проект, конструкторы Северного ПКБ держали в уме американские эсминцы "Спрюенс" и "Орли Берк" (головной вступил в строй в 1991 году). Последнему наш пока, увы, единственный многоцелевой корабль ничем не проигрывает, а по некоторым параметрам даже даст фору, несмотря на явно затянувшееся вхождение в боевой состав российского ВМФ. Среди очевидно заметных новшеств – протиивокорабельные ракеты "Москит", одна спаренная 130-мм артустановка, комплекс противоторпедной защиты "Удав", ряд систем ПВО. Заложили "Чабаненко" на "Янтаре" в Калининграде 28 февраля 1989 года. Спустили на воду 14 декабря 1992 года. Экипаж справил новоселье в каютах и кубриках в 1993 году. Однако в течение нескольких лет БПК, готовый на 98 процентов, простоял у заводской стенки, и только 28 января 1999 года вступил в строй и вошел в состав СФ. А уже собранный на стапеле второй корпус такого же проекта из-за проблем с финансированием разобрали.

Корабль имеет длину 163,4 м., ширину 19,5 м. и водоизмещение 8900 т. Четыре силовых агрегата связаны с двумя валами и обеспечивают максимальную скорость в 32 узла. Запас хода: 3500 миль. Экипаж корабля – 296 человек. БПК проекта 1155.1 имеет два зенитных ракетных комплекса самообороны «Кинжал» (размещены в носовой части корабля, 64 ракеты) и два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик» (в середине корабля ближе к его кормовой части). Артиллерийское вооружение представлено 130-мм спаренной артиллерийской установкой АК-130. Противолодочное вооружение включает: противолодочный ракетный комплекс типа «Водопад-НК» с двумя четырехтрубными универсальными ракетно-торпедными пусковыми установками и комплекс противоторпедной защиты типа «Удав-1». Для ведения воздушной разведки и решения других задач корабль оснащен двумя противолодочными вертолетами типа Ка-27, размещаемых в двух ангарах, и двумя взлетно-посадочными площадками на корме.

Ф.79. Рис. Российский большой противолодочный корабль «Неукратимый» проект 1135 (1978 г.). Водоизмещение 2810/3200 т, основные размерения 123/14,2/4,3(7,2) м, скорость 32 узла, дальность плавания 5000 миль (14 уз.), экипаж 197 (23) чел. Вооружение: ракетное – 1х4 SS-N-14; 2х2 УРПК-4 «Метель» (40); артиллерийское – 2х100 или 2х2 76-мм АУ АК-100, 2 АК-630; торпедное – 2х4 533 мм ТА; противолодочное – 2х12 РБУ-6000.

Ф.80.

Главное оружие кораблей проекта 1135 — противолодочный управляемый ракетный комплекс УРПК-4 «Метель» с автономной системой управления «Муссон». Комплекс состоит из твердотопливной телеуправляемой ракеты 85Р с боевой частью – самонаводящейся противолодочной торпедой, пусковых установок, корабельной системы наведения и предстартовой автоматики.

По штату численность экипажа корабля проекта 1135 — 197 человек, в том числе 23 офицера и мичмана, 27 старшин и 147 матросов. В отношении обитаемости они стали, пожалуй, самыми благоустроенными в отечественном флоте. Весь личный состав размещается в каютах и кубриках. Каюты офицеров и мичманов — одно- или двухместные. Матросы живут в 12 кубриках по 10—15 человек.

731 «Неукратимый» 1978 г. БФ

702 «Пылкий» 1979 г. БФ

801 «Ладный» 1981 г. ЧФ

808 «Пытливый» 1982 г. ЧФ

В 1991 году в состав флота был принят большой противолодочный корабль «Неустрашимый» проекта 11540 – это первый крупный корабль Российского ВМФ, построенный с частичным использованием современных технологических методов проектирования и строительства. Он заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде 25.3.1987-го, спущен на воду 25.5.1988-го, вступил в строй 28.12.1990 года и 14.3.1991 года включен в состав ДКБФ. Корпус корабля оптимизирован для снижения ЭПР, улучшены условия обитаемости и жизнедеятельности экипажа. Затем он был переквалифицирован в сторожевой корабль.

Ф.81. Рис. Российский большой противолодочный корабль «Неустрашимый» проект 11540 (1991 г.). Водоизмещение стандартное 3450 т, полное 4350 т, длина 131,2 м, ширина 15,5 м, скорость 30 узлов, дальность плавания 4500 миль (16 узлов), экипаж 210 (35) чел. Вооружение: ракетное – 4х4 ПУ ПКР SS-N-25/3N24 «Уран»; зенитное – 4x8 УВП ЗРК SA-N-9/3K95 «Клинок», 2 ЗРК/ЗАК «Каштан»; артиллерийское – 1 100-мм АУ AK-100 (350 снарядов); противолодочное – 6x1 533 мм ТА (ПЛУР SS-N-15 / RPK-6 «Водопад»); 1x10 ПУ РБУ-12000; авиационное – 1 вертолет KA-27PL.

Ф.82., ф.83.

Второй корабль серии (заложен 27.5.1988 г., спущен на воду в 1990 г.) будет сдан флоту в 2008 году. В 1993 году заложен на ССЗ «Янтарь» и третий корабль серии, «Туман», но вскоре из-за отсутствия финансирования он был снят со строительства и на стапеле разделан на металл.

712 «Неустрашимый» 1991 г.

713 «Ярослав Мудрый» 2008 г.

Главная задача корабля пр. 11540 «Неустрашимый» – уничтожение кораблей и подводных лодок противника и обеспечение противолодочной, противовоздушной и противокорабельной обороны соединений кораблей и судов.

Ф.84, ф.85.

Для получения данных для стрельбы проект 11540 «Неустрашимый» имеет в составе РЛС обнаружения и интерфейс с корабельной системой боевого управления. В РЛС применена антенна с фазированной решеткой и электронным управлением. Дальность – от 12 до 15 км и высота цели – от 10 до 6 000 метров. Ракета снабжена 15-кг боеголовкой, может поражать 4 цели одновременно на скорости до 700 метров в секунду и скорострельности 3 ракеты в секунду.

Похоже застой на флоте прекращается. ВМФ России планирует в ближайшие 15-20 лет построить 20 современных фрегатов, сообщил журналистам главком ВМФ Владимир Масорин, участвующий в церемонии закладки головного фрегата пр. 22350 «Адмирал флота Горшков» на петербургском предприятии «Северная верфь». Новый фрегат стал первым надводным кораблем дальней морской зоны, который заложен для российского ВМФ после 16-летнего перерыва.

Ф.86. Рис. Российский большой противолодочный корабль (фрегат) пр. 22350 (проект). Водоизмещение 8500 т, основные размерения 132x16 м, дальность плавания 4500 миль (18 уз.). Вооружение: 130-мм АУ A-192; 8 УВП ПКР «Оникс»; 2-3x12 УВП ЗРК «Штиль»; ПЛУР «Медведка-2; 2x4 324-мм ТА (ПАКЕТ); 2 ЗРАК «Палаш» с ЗУР «Сосна-Р»; вертолет KA-28.

Фрегат проекта 22350 водоизмещением около 4,5 тысяч тонн предназначен для действий в дальней и ближней морской зонах, а также для решения задач в океанской зоне. Его мореходность характеризуется как без ограничений. Длина корабля превышает 130 метров, ширина – около 16 метров. Дальность плавания более 4 тысяч миль. Корабль может нести вертолет. Стоимость корабля такого класса составляет около $400 миллионов. Срок сдачи головного фрегата запланирован на 2009 год.

Корабль настолько секретный, что даже его внешний вид известен только конструкторам и судостроителям. Точные характеристики пока тоже не объявлены. По известным данным: полное водоизмещение корабля — 8000 тонн, он будет нести комплекс вооружения, состоящий из восьми противокорабельных крылатых ракет ЗМ55 «Оникс», 130-миллиметровой артиллерийской установки А-192, противолодочного ракетного комплекса «Медведка-2» и зенитного ракетного комплекса средней дальности «Ураган» (в варианте с вертикальным пуском), а также – вертолет Ка-28 или Ка-32. Такой комплекс вооружений позволит новому фрегату быть универсальным кораблем, способным вести борьбу с надводными, подводными и воздушными целями и наносить удары по побережью. Надстройки и элементы корпуса будут выполнены с применением технологий «стелс», снижающих его радиолокационную и оптическую заметность.

За период с 1999 по 2004 годы Балтийский завод построил серию из трех фрегатов проекта 1135.6 для ВМС Индии. В экспортном варианте проект 11356 получил несколько иной состав вооружения, да и внешне новые корабли (по зарубежной классификации — фрегаты) сильно отличаются от своего прототипа пр. 1135. Надстройка стала сплошной, ее форма существенно уменьшает радиолокационную заметность. В корпусе, получившем изящный скуловой излом, полностью отсутствуют иллюминаторы. В кормовой части корабля предусмотрены ангар и ВПП для вертолета постоянного базирования.

Рис. Индийский фрегат проекта 11356. Водоизмещение 3850/4035 т, основные размерения 124,8/15,2/4,2 м, скорость 32 узла, дальность плавания 4850 миль (14 уз.) или 1600 миль (30 уз.), экипаж 193 (18) чел. Вооружение: противокорабельные ракеты – 8 SS-N-27 «Клуб-H»; зенитные ракеты 1х1 SA-N-12 «Штиль» (24); 100-мм АУ; 2 ЗАК/ЗРК «Кортик»; 2х2 533-мм ТА; РБУ-6000; вертолет КА-27.

Контракт стоимостью около одного миллиарда долларов на поставку индийским ВМС трех фрегатов проекта 11356 был заключен 17 ноября 1997 года. С российской стороны основным подрядчиком выступало ОАО «Балтийский завод».

Первый фрегат, «Тальвар» («Меч») был заложен в марте 1999 года, второй, «Тришул» («Трезубец») – в сентябре 1999 года, третий, «Табан» («Секира») – в мае 2000 года. Головное судно спущено на воду в мае 2000 года, второй фрегат – в ноябре 2002 года. В 2002–2004 годах все корабли были переданы заказчику.

F40 «Тальвар» (Talwar) 2002 г.

F43 «Тришул» (Trishul) 2003 г.

F44 «Табан» (Toofan) 2004 г.

Фрегаты проекта 11356, построенные на Балтийском заводе, являются самыми современными кораблями своего класса в мире. На сегодняшний день им нет аналогов. По своему назначению и составу вооружения эти фрегаты универсальны. Они обладают беспрецедентной огневой мощью: на них установлены 100-мм артиллерийские установки, ударные противокорабельные ракетные комплексы «Клуб-Н» (Club-N), зенитно-ракетные комплексы средней дальности «Штиль» для защиты от противокорабельных ракет в ближней зоне, торпедные аппараты и реактивные бомбометы.

Главное ударное оружие корабля – противокорабельный ракетный комплекс Club-N. Это первая в России пусковая установка вертикального старта. Комплекс разработан и изготовлен ОКБ «Новатор» (Екатеринбург) специально для экспорта в Индию в комплекте с боевыми кораблями.

Комплекс состоит из 8-ми самонаводящихся ракет 3М-54ТЭ, предназначенных для поражения надводных целей на расстоянии от 10 до 220 км. Масса боевой части ракеты – 220 кг, максимальная скорость полета – до 700 м/c. Благодаря вертикальному исполнению пусковой установки, комплекс Club-N располагается под палубой в носовой части корабля, что обеспечивает наименьшую уязвимость от поражения противником.

Артустановка А-190Э имеет калибр 100 мм. Она разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и построена в Петербурге на машиностроительном заводе «Арсенал» специально для кораблей, экспортируемых в Индию. На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка в мире. При двусторонней подаче боеприпасов А-190Э производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

Рис. Индийский фрегат «Годавари» (1983 г.). Водоизмещение 3850 т, основные размерения 126,5/14,5/4,5 (9) м, скорость 27 узлов, запас хода 4500 (12) миль, экипаж 313 (40) чел. Вооружение 4 SS-N-2D; 1х2 57 + 4х2 30-мм АУ; 3x8 УВП ЗРК BARAK (F20: ЗРК OSA-M); 2х3 ТА; 2 вертолета SEA KING.

Кроме того, в состав Индийских ВМС входят: фрегаты УРО типа «Годавари» построены в Индии в период с 1978 по 1989 год, и фрегаты типа «Линдер», водоизмещением 2500 т, построенные в Индии по английскому проекту в 1972–1981 годах (серия из шести кораблей), о которых уже ранее сообщалось.

F20 Godavary 1983 г.

F21 Gomati 1988 г.

F22 Ganga 1985 г.

В постройке фрегаты нового поколения. Первый из трех многоцелевых фрегатов проекта 17 ВМС Индии уже практически готов. Как ожидалось, морские испытания построенного Mazagon dock limited (MDL) корабля «Шивалик» начнутся летом 2009 года. «Мазагон док» планирует передать оставшиеся два фрегата серии «Сатпера» и «Сэйхадри» ВМС Индии к концу первого квартала 2010 года.

По информации Jane's navy international, заключительный комплект вооружения включает одну 76-мм артиллерийскую систему «Ото Мелара Супер Рапид», две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 для борьбы с подводными лодками с системой управления огнем «Пурга», одну пусковую установку 3С90 ЗРК средней дальности «Штиль» и восьмиконтейнерную установку вертикального пуска 3С14Е для ракет Club-H. Кроме того, были установлены четыре вертикальные ПУ для ЗУР «Барак-1» ближнего действия, два корабельных артиллерийских комплекса AK-630M, а также пусковые установки ловушек CSN-56 «Кавач». Фрегат проекта 17 имеет длину 142,5 м, водоизмещение 4900 тонн, экипаж 250 человек, развивает скорость до 32 узлов. Он обладает низкой радиолокационной, инфракрасной и акустической сигнатурой.

Рис. Китайский фрегат тип «Джианху-1». Водоизмещение 1593 т, длина корабля 103 м, ширина 10,2 м, скорость хода 26 узлов, экипаж 195 чел. Вооружение: 2x2 ПУ ПКР HY-2; 2 100-мм артустановки; до 12 37-мм артустановок; 2 РБУ-1200; 10 глубинных бомб

Первые четыре корабля этого типа «Джианху» были заложены в КНР в 1973 году. В настоящее время в составе ВМС Китая имеется свыше 20 единиц. Два фрегата были поставлены в Египет, два – в Бангладеш, четыре – в Таиланд. Существует три основные модификации – «Джианху-1», «Джианху-2» с ангаром и вертолетом со спаренной 100-мм артиллерийской установкой и «Джианху-3» с одним 100-мм орудием и новыми ПКР. К недостаткам относятся ручное заряжание 100-мм орудий и отсутствие на кораблях типа «Джианху-1» РЛС управления огнем, а также посредственные мореходные качества.

Рис. Китайский фрегат тип «Джианху-2». Водоизмещение 2250/2395 т, основные размерения 111,7/12,4/4,8 м, скорость 26,5 узлов, запас хода 5000 миль (16 уз.), экипаж 168 (30) чел. Вооружение: 2х4 C-802; 1x8 HQ-7 (16 ед.); 1x2 100-мм + 4х2 37-мм АУ; 2х6 РБУ-1200; вертолет Z-9A.

Рис. Китайский фрегат тип «Джианху-3». Водоизмещение 3500/3900 т, основные размерения 132/15/5 м, скорость 27 узлов, запас хода 3800 миль (18 уз.), экипаж 190 чел. Вооружение: 2x4 ПУ ПКР J-8-3; 1x8 ЗРК HQ-7; 100-мм АУ; 4х6 30-мм АК-630М; 2x3 ТА; ПУ РБУ; вертолет KA-28.

Всего с 1998 по 2007 год построено 10 фрегатов типа «Джианху-2» (пр. 053H3) и 2 типа «Джианху-3» (пр. 054).

В 2000 году военное ведомство Сингапура заключило контракт с французской судостроительной компанией DCNS, который предусматривал не только продажу 6 кораблей типа Formidable, но и технологий их производства. В частности, головной корабль проекта был построен в Лориенте, а остальные пять – на сингапурской верфи ST Marine под контролем французских специалистов. На данный момент в боевой состав ВМС Сингапура вошли первые четыре фрегата проекта Formidable. Последний из шести кораблей был сдан в августе 2008 года и ввод в строй фрегатов «Столварт» и «Сьюприм» (Stalwart и Supreme) должен состояться в первом квартале 2009 года. В настоящее время эскадра «невидимок» Formidable ВМС Сингапура полностью готова к выполнению боевых задач и, как отметил на церемонии глава военного ведомства страны, корабли смогут существенно повысить потенциал флота.

Рис. Фрегат ВМС Сингапура типа Formidable. Водоизмещение 3200 т, длина 114,8 метра. Максимальная скорость достигает 27 узлов (50 километров в час), а дальность плавания – 4200 морских миль (8000 километров). Экипаж состоит из 70 человек без учета авиагруппы. Вооружение: 76-мм пушка, пусковые установки Sylver A50 с зенитными управляемыми ракетами Aster 15/30, противокорабельный ракетным комплекс Harpoon и торпеды A244/S Mod 3, вертолет Sikorsky S-70B.

Фрегаты типа Formidable являются дальнейшим развитием французского проекта La Fayette. Они построены с применением технологий обеспечения малозаметности в радиолокационном спектре и оснащены современными боевыми системами. Корабли вооружены пушкой калибра 76 миллиметров, пусковыми установками Sylver A50 с зенитными управляемыми ракетами Aster 15/30, противокорабельным ракетным комплексом Harpoon и торпедами A244/S Mod 3.

F68 Formidable (2007)

F69 Intrepid (2008)

F70 Steadfast (2008)

F71 Tenacious (2008)

F72 Stalwart (2009)

F73 Supreme (2009)

В марте 1992 года правительство Малайзии сделало заказ стоимостью 400 млн. фунтов стерлингов на постройку двух фрегатов – «Лекиу» и «Джебат». В 1994 году в Глазго на верфях «Ярроу Шипбилдерс» состоялась их закладка. Первоначально сдача кораблей планировалась на февраль и май 1996 года, но она затянулась из-за проблем, возникших с системами управления и боевой информации. В итоге фрегаты были достроены в октябре и ноябре 1999 года. Корабли относятся к классу легких фрегатов и были построены в соответствии с проектом «GEC Нэвал системз фригейт 2000». Для судов подобного размера они оснащены довольно мощным вооружением. Эти два корабля являются самыми мощными и большими судами ВМФ Малайзии, и их конструкция создана на основе технологии «стелс».

Рис. Фрегат ВМС Маллазии «Лекиу» (1999). Водоизмещение: 1845 т (стандартное), 2390 т
(полное). Основные размерения – 105,5х12,8х3,6 м. Скорость и дальность: 28 узлов; 5000 миль (14 узлов)
Экипаж 152 чел. Вооружение: 4x4 ПУ ПКРК «Экзосет» ММ40; 16 ПУ вертикального запуска ЗРК «Сивулф»; 1х57-мм АУ «Бофорс» SAK Мк.2; 2х30-мм АУ DS30B; 2x2 324-мм ТА; торпеды; торпедная ловушка «Си сирен», 1 вертолет

Вертолетная площадка и ангар предназначены для вертолетов Уэстланд «Супер Линкс», заказанных малайзийскими ВМС в количестве шести единиц. Защита корабля достаточно серьезна и обеспечивается сложной системой постановки электронных помех, а также 12-ствольной установкой «Супербаррикад» для отстрела ИК ловушек, размещенной на капитанском мостике.

FF29 Jebat (1999)

FF30 Lekiu (1999)

Пакистан традиционно покупает английские корабли. Фрегат «Амазон» (тип 21, 1974 г.) создан английской фирмой «Воспер Торникрофт». Всего в 1974–1978 годах построено 8 единиц: «Амазон», «Антилопа», «Эктив», «Эмбускейд», «Эрроу», «Алакрити», «Ардент» и «Эвенджер». На всех, кроме первых двух единиц, установили четыре ПУ ПКР «Экзосет». Фрегаты «Ардент» и «Антилопа» потоплены аргентинской авиацией в мае 1982 года у Фолклендских островов, остальные проданы Пакистану в 1994 году, где и продолжают свою службу.

Рис. Пакистанский фрегат «Тариг» («Амазон», 1974 г.). Водоизмещение нормальное 3100, полное 3600 т, длина наибольшая 117 м, ширина 12,7 м, осадка 5,8 м, скорость 30 узлов, экипаж 175 (13) + 17 чел. Вооружение: счетверенная ПУ ЗРК «Си Кэт», одно 114-мм универсальное орудие, два 20-мм автомата, шесть 324-мм торпедных аппаратов, вертолет.

Рис. Фрегат тип 21 способен развивать скорость в 30 узлов.

181 Tariq (ex HMS Ambuscade 1975)

182 Babur (ex HMS Amazon, 1974)

183 Khaibar (ex HMS Arrow, 1976)

184 Badr (ex HMS Alacrity, 1977)

185 Shah Jehan (ex HMS Active, 1977)

186 Tippu Sultan (ex HMS Avenger 1978)

Однако, в октябре 2005 года Министерство обороны Пакистана подписало с Китайской судостроительной торговой компанией (CSTC) контракт стоимостью около 600 млн дол на постройку четырех фрегатов F-22P класса «Сворд» (Тип-053H3 «Джангху-2»), в целях модернизации своих ВМС. Согласно контракту, первые три корабля должны быть построены на китайских верфях «Худонг Чжунгхуа» в Шанхае, а четвертый – на предприятии «Шипъярд энд инжиниринг уоркс» в Карачи с использованием переданной технологии. Все корабли должны быть приняты на вооружение ВМС Пакистана до 2013 года. Церемония спуска на воду первого из четырех фрегатов, получившего название «Зульфикар», состоялась 7 апреля 2008 года в Шанхае. В настоящее время корабль проходит комплексные испытания. Четыре новых корабля предназначены для замены двух бывших британских фрегатов проекта «Линдер». Кроме того, замены требуют эксплуатирующиеся пакистанскими ВМС шесть фрегатов Тип-21 проекта «Тариг» («Амазон»), которые были построены для британского флота в начале 1970-х годов.

Проект кораблей типа «Абукума», разработанный в середине 1980-х годов, представляет собой дальнейшее развитие первых японских фрегатов с управляемым ракетным оружием типа «Юбари». Двухвальная комбинированная дизель-газотурбинная энергетическая установка, выполненная по схеме СОDOG, включает две газовые турбины «Спей» SМ1А (общей мощностью 27 000 л.с.) и два дизеля S12U фирмы и «Мицубиси» (12 000 л.с.).

Рис. Японский фрегат типа «Абукума». Водоизмещение 2500 т, длина 109 м, ширина 13,4 м, осадка 3,8 м, скорость 27 узлов, экипаж 115 чел. Вооружение: орудия – 1 MK 75; торпедные аппараты – 6 324-мм Мк32; противокорабельные комплексы – 8 «Гарпун»; зенитные установки – 1 «Вулкан» MK.15; противолодочные комплексы – 1 АСРОК-ВЛА

В последующем в носовой части за артустановкой намечено смонтировать перспективный зенитный ракетный комплекс RАМ (АSМD). Кроме того «Абукума» имееют две шестиствольные пусковые установки для применения пассивных помех системы.

DE229 Abukuma построен/спущен в 1989 г.

DE230 Jintsu построен/спущен в 1990 г.

DE231 Oyodo построен/спущен в 1991 г.

DE232 Sendai построен/спущен в 1991 г.

DE233 Chikuma построен/спущен в 1993 г.

DE234 Tone построен/спущен в 1993 г.

В ноябре 1989 года Австралия и Новая Зеландия, подписали контракт с австралийской судостроительной компанией Tenix Defence Systems на строительство десяти фрегатов класса «Анзак», восемь из них предназначалось Австралии, а два – Новой Зеландии (Te Kaha и Te Mana). Все фрегаты построены на верфи Tenix’s Williamstown.

Рис. Фрегат серии «Анзак» (2000 г.). Водоизмещение 3600 т, длина 118 м, ширина 14,8 м, запас хода 6000 миль, осадка: 4,3 м, скорость 37 узлов, экипаж 163 чел. Вооружение: орудия – 1 MK.45; торпедные аппараты – 6 324-мм; ракетные установки – 1 MK41; противокорабельные комплексы – 8 «Гарпун»; зенитные установки «Морской Воробей»; вертолеты – 1 Seahawk

Силовая установка включает дизельную и газотурбинную систему. Газотурбинная установка GE LM 2,500 с номинальной мощностью в 33,600 л.с. со скоростью вращения турбины 3,600 оборотов в минуту. Дизельная установка представлена двумя агрегатами MTU 12V 1163 TB83 каждый с номинальной мощностью в 4828 л.с.

F 150 Anzac построен/спущен в 1996 г.

F 151 Arunta ex-Arrente построен/спущен в 1998 г.

F 152 Warramunga ex-Warumungu построен/спущен в 1999 г.

F 153 Stuart построен/спущен в 2000 г.

F 154 Parramatta построен/спущен в 2001 г.

F 155 Ballarat построен/спущен в 2002 г.

F 156 Toowoomba построен/спущен в 2003 г.

F 157 Perth построен/спущен в 2004 г.

F77 Te Kaha построен/спущен в 1997 г.

F111 Te Mana построен/спущен в 1998 г.

Кроме того, в состав ВМС Австралии в 1980–1993 годах вошло 6 фрегатов типа FFG-7 (Adelaide). Два головных корабля к 2009 году уже выведены из боевого состава.

Рис. Австралийский фрегат типа FFG-7 (Adelaide). Водоизмещение 3073/3962 тонн, основные размерения 138,8х13,72х5,4 м, максимальная скорось 29 узлов, дальность плавания (со скоростью) 4200/20, 5000/18, экипаж 192 чел. Вооружение: 1 Mk13 Mod 4 ПУ Standard SM-1A SAM and Harpoon, 1 76-мм АУ OTO Melara Compact, 1 20-мм ЗАУ Mk15 CIWS, 6 324-мм ТА для торпед Mk 46.

01 Adelaide (1980, списан 19 июня 2008)

02 Canberra (1981, списан 12 ноября 2005)

03 Sydney (1983)

04 Darwin (1984)

05 Melbourne (1992)

06 Newcastle (1993)

За десять лет, с 1981 по 1993 годы, на верфях Республики Корея были построены 9 фрегатов типа «Ульсан» водоизмещением около 2000 т. В 2001 году головной фрегат DW-2000Н «Улсан» (Ulsan) был продан в Бангладеш.

Рис. Южнокорейский фрегат УРО типа «Ульсан». Водоизмещение 1600/1940 тонн. Основные размерения 105х12х5,6 м. Максимальная скорость 35 узлов, дальность плавания 4000/18 миль. Экипаж 150 чел. Вооружение: 8/Harpoon SSM; 2 76-мм орудия «OTO Melara Compact»: 8 30-мм ЗУ Emerlec EX-30 AA (951-955); 6 40-мм ЗУ «OTO Melara Compact» (956-961); 6 324-мм ТА Mk 32.

951 Ulsan 1980-1981

952 Seoul 1984-1985

953 Chungnam 1984-1986

955 Masan 1984-1985

956 Keongbuk 1986-1986

957 Jeonnam 1988-1989

958 Cheju 1988-1990

959 Pusan 1992-1993

961 Cheongju 1992-1993

Управление по вопросам закупок МО Республики Корея выделило 1,8 млрд. долларов на разработку и строительство шести фрегатов нового типа (FFX) к 2015 году. Новые корабли, водоизмещением 2,300 т., должны заменить фрегаты типа «Улсан». Работы по разработке новых фрегатов должны начаться в июле 2009 года, закладка корпуса первого корабля должна завершиться к 2011 году.

Наиболее современными надводными кораблями ВМС Ирана на Западе считают три фрегата британской постройки, вступившие в строй в 1971–1972 годах и прошедшие модернизацию перед антишахской революцией 1979 года. Фрегаты типа «Воспер» Мк 5 представляют собой корабли конструкции середины 1960-х годов и оснащены вооружением того же времени: ПКР «Си Киллер», артиллерийскими орудиями и реактивным противолодочным бомбометом «Лимбо».

Рис. Иранский фрегат «Алвант» (типа «Воспер»). Водоизмещение 1118 т, длина корабля 94,5 м, ширина11,1 м, скорость хода 39 узлов, экипаж 125 чел. Вооружение: 1x5 ПУ ПКР «Систел Си Киллер» Мк I, 114-мм артустановка «Виккерс», 2 20-мм артиллерийских автомата «Эрликон», противолодочный бомбомет «Лимбо».

По данным справочника «Джейн» иранцы используют для стрельбы из ПУ комплекса подходящие по калибру реактивные снаряды от многоствольных реактивных систем залпового огня БМ-21. Изначально у Ирана было четыре корабля этого типа, но в апреле 1988 года фрегат «Саханд» был потоплен самолетом ВМС США. В том же бою бомбой с лазерным наведением был серьезно поврежден фрегат «Сабалан», проведший два года в доке.

71 Alvant 1971 г.

72 Albors 1972 г.

73 Sabalan 1972 г.

Рис. Аргентинский фрегат Spiro тип «Эспора» (1987 г.). Водоизмещение 1494 т, длина 91 м, ширина 12,2 м, скорость хода 27 узлов, экипаж 93 чел. Вооружение: 4 ПУ ПКР «Экзосет», 1 76-мм артустановка, 4 40-мм артиллерийских автомата, 2х3 324-мм ТА

Британцы завершили вооруженный конфликт на Фолклендских (Мальвинских) островах до того, как аргентинский флот провел свою модернизацию. В 1980 году Аргентина подписала контракт с германской фирмой «Блюм унд Фосс» на поставку трех фрегатов УРО. Первый из них был заложен в 1982 году и вступил в строй в 1985 году. Фрегаты типа «Меко-140» – серьезный шаг в развитии аргентинского флота по сравнению с бывшими американскими эсминцами, применявшимися в 1982 году. В 1990-е годы были заложены еще 3 таких корабля.

41 Espora 1985 г.

42 Rosales 1986 г.

43 Spiro 1987 г.

44 Parker 1990 г.

45 Robonson 2000

46 Gomez Roca 2002

ВМС Бразилии подписали с британскими верфями «Воспер-Торнейкрофт» контракт на строительство шести фрегатов типа «Нитерои» в 1970 году. В качестве основы для этих кораблей была взята конструкция фрегатов типа Мк.10 производства той же компании.

Рис. Бразильские фрегат ПЛОтип «Нитерои». Водоизмещение 3250 т, длина корабля 129 м, ширина 13,5 м, скорость хода: 30 узлов, экипаж 209 чел. Вооружение: 2x3 ПУ ЗУР «Си Кэт», ПУ ПЛУР «Браник», 114-мм артустановка, 2 40-мм артиллерийских автомата «Бофорс», 2x3 324-мм ТА (для самонаводящихся торпед Мк.46)

Четыре бразильских фрегата изначально строились и вооружались для борьбы с подводным противником, а два корабля были многоцелевыми, фрегаты противолодочной обороны имели на вооружении противолодочные ракеты «Браник» – улучшенный австралийский противолодочный комплекс «Икара». Два многоцелевых фрегата – «Конституисао» и «Либерал» – вместо противолодочных комплексов были оснащены второй 114-мм артиллерийской башенной установкой и бомбометами, а также ПКР «Экзосет».

Проходившие службу в ВМС Франции как «эскортные корабли», семь фрегатов типа «Коммандан Ривьер» с дизельной силовой установкой были сконструированы в 1950-х годах. Первый корабль этого типа – «Виктор Шольхер» – был заложен в 1957 году, а последний («Ансан де Вассо Анри») вступил в строй в 1965 году. Фрегаты этого типа в конечном счете были оснащены ПКР «Экзосет», а на головном в середине 1990-х годов ВМС Франции проводили испытания гидроакустических станций.

Рис Уругвайский фрегат типа «Виктор Шольхер». Водоизмещение 1778 т, длина 102,7 м, ширина 11,7 м, скорость хода 25 узлов, экипаж 159 чел. Вооружение: 2 100-мм артустановки, 2 30-мм зенитные пушки, 2x3 550-мм ТА для противолодочных самонаводящихся торпед L-3 и 1x4 305-мм реактивный противолодочный бомбомет «Мортье»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: