Материал для изучения студентами

Самое трудное в общении с холериком - необходимость сделать им замечание. Здесь нужно действовать осторожно, вдумчиво, особенно, если речь идет об общении с подростком или старшеклассником. Нельзя действовать "кавалерийским наскоком" и в присутствии "зрителей". Большинство людей в присутствии посторонних ведут себя не совсем натурально (эффект аудитории), несколько возбужденно и вызывающе. Это обусловлено сознательной или подсознательной ориентацией на возможную реакцию окружающих и особенно характерно для холериков.

Важно не вступать в спор с холериком, когда он уже завелся. В этот момент до его сознания не доходят никакие убеждения, аргументы и т.п. Нужно обязательно дождаться спада возбуждения, и начинать разговор с подчеркивания того, что было сказано холериком правильно.

Часто бывает трудно сдержаться в общении с холериком и самому не вспылить. Как только вы почувствовали, что в душе закипает раздражение, сразу же начинайте считать до десяти. Хороший совет, но его реальное воплощение требует некоторой тренировки. Лучше начинать тренироваться в собственном воображении. В.Леви описывает это так: "Вот к тебе приближается гражданин Сам-Такой, начинает ругаться...

-Дурак!

-Дышу ровно, спокойно, тридцать два плюс шестнадцать - сорок се... восемь.

-Кретин!

-Во всем теле приятное тепло, 48 плюс 43 будет сорок... девяносто один".

Регулярное проигрывание в воображении сцен такого рода создает соответствующую установку готовности. Нужно только, чтобы вы как можно ярче представляли себе ситуации, в которых можете подвергнуться дерзким оскорблениям. И когда такая (или даже просто обидная) ситуация возникает реально, заранее созданная установка обязательно сработает в нужном направлении - вы сможете взять себя под контроль.

У детей холериков, как правило, высокая двигательная активность. Главный совет - создать спокойную, размеренную манеру общения с ребенком. Дети склонны к подражанию. Если воспитатель или учитель импульсивен, суетлив, раздражителен, то дети, с которыми он работает, копируют у него эти качества. Уравновешенный, спокойный педагог заражает стабильностью и детей.

Во многих случаях гиперактивность - следствие тревожности, которая может быть дефицитом родительской любви. Если учитель хоть частично заполняет этот дефицит, он тем самым успокаивает ребенка, выступая в определенном смысле в роли психотерапевта.

Другой важный момент в работе с гиперактивным ребенком - пробуждение активного интереса к учебным занятиям. Когда учебный материал неинтересен и учитель вынужден поддерживать дисциплину лишь строгостью, у холериков возникает повышенная возбудимость, что ведет к нарушениям дисциплины, вспышкам агрессии. Если занятие интересное, проходит в спокойной, деловой обстановке, холерик включается активно в работу и ведет себя намного выдержаннее.

Важно индивидуально поработать с холериком. Он должен осознать свой недостаток-слабость психологических тормозов, необходимых для управления собой. В мягкой, тактичной форме учитель должен объяснить сущность данного недостатка, рассказать о возможности его преодоления.

Дети-холерики часто сами подходят к учителю за помощью и советом, как преодолеть свои недостатки. Просто сказать: "Будь выдержанным, спокойным, уравновешенным", - это отмахнуться общими фразами от проблемы. Для начала выберите вместе 1-2 коррекционные упражнения, которые могут помочь и пусть ребенок методично их выполняет. Интересуйтесь его ощущениями, чувствами, радуйтесь его успехам и ободряйте его.

Упр. "Раздражение отменяется"

Как бы вам ни хотелось разрядить свое плохое настроение на ком-то из близких или знакомых, не делайте этого сразу. Найдите другой способ - сделайте мини-зарядку, послушайте любимую запись, пройдитесь по парку и т.п.

Нужно сформировать в себе привычку - не проявлять свое раздражение сразу после его проявления. Постарайтесь переключиться на что-то более приятное. Попробуйте для начала прожить целый день не раздражаясь на слова и поступки окружающих вас людей. Если получилось, то увеличивайте срок этого упражнения до двух дней подряд. Потом сделайте маленький перерыв и еще раз повторите. Два дня без раздражения! И снова увеличивайте длительность "периодов без раздражения", например, до 3-х дней подряд.

Упр. "Созерцатель"

Научитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как убеленный сединами восточный мудрец, созерцательно, т.е. прежде чем реагировать на слова или поступки близких, одноклассников, просто окружающих вас людей, спросите себя: "А как бы поступил на моем месте мудрый человек?"Принимайте решение и действуйте лишь после нескольких минут такого спокойного созерцательного размышления.

Упр. "Единственная роль"

Попробуйте войти в образ, например, флегматичного, спокойного человека, который все видел, все знает, и прожить в этом образе несколько часов подряд. Как бы вам трудно не было, какие бы поводы и причины ни возникали, вам нельзя выходить из образа.

Реагируйте на происходящее так, как бы реагировал ваш герой-флегматик. Сначала спокойно все обдумайте. Что собственно произошло? Соберите дополнительную информацию для принятия необходимого решения, отложите его еще на некоторое время (вдруг что-то еще произойдет), а только потом действуйте.

Упр. Флегматик

Вам не трудно перевоплотиться в человека другого темперамента, например, флегматика. Возьмите себе за правило некоторое время быть флегматиком. Говорите ровным и тихим голосом, медленно и спокойно, обдумывая свои слова. Так же сдержанно ведите себя с людьми. Начните с 10 минут в течение дня и доведите это время до 2-3 часов. Обязательно проанализируйте свои ощущения и чувства, которые вы испытывайте, общаясь с людьми, в этой роли.

Упр. Аналитик

Развивайте в себе привычку анализировать все внезапные перемены в настроении: что произошло, что изменило мое настроение? Чаще задавайте себе подобный вопрос. А когда наберется 2-3 десятка ответов, посмотрите, какие из причин встречаются чаще. Теперь остается самое главное - исключить причины, по которым ваше настроение так резко и неожиданно даже для вас изменяется. Постарайтесь не попадать в те ситуации, которые приводят к резкой смене вашего настроения в худшую сторону.

Старайтесь всячески закреплять позитивные сдвиги, происшедшие в поведении ребенка. Вначале работы по самовоспитанию большую роль играет внешний контроль, но постепенно ослабляйте его, давайте ребенку самостоятельность. Справедливо указывает Ю. З. Гильбух, что уменьшение частоты активации центров возбуждения сделает их менее чувствительными к внешним возбудителям, возбудимость вследствие этого начинает угасать.

Ситуация 3. Педагога раздражают ученики - меланхолики тем, что:

- всего боятся, "делают шаг вперед и сразу два назад", нерешительны;

- быстро и беспричинно обижаются, от резкого замечания могут заплакать и, обидевшись, могут надолго замолчать;

- унылые, невеселые, быстро впадают в хандру;

- не умеют себя утешить, занимаются подогреванием своих обид.

Рекомендуйте педагогу, как организовать работу с таким учеником


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: