Федеральное агентство по образованию
Нижегородский государственный педагогический университет
Темперамент. Характер. Воля
Учебно-методическое пособие для студентов
Нижний Новгород
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Нижегородского государственного педагогического университета
Темперамент, Характер. Воля: Учебно-методическое пособие для студентов. Н.Новгород: НГПУ, 2009. 42с.
Учебно-методическое пособие «Темперамент. Характер. Воля» предназначено для студентов педагогического университета общих факультетов, обучающихся по направлению «050000 – образование и педагогика». В пособии рассматриваются разнообразные методы исследования темперамента, характера и волевых качеств личности. Материалы пособия могут использоваться на лабораторных занятиях по дисциплинам «Общая психология» и «Возрастная психология», а также в ходе психолого-педагогической практики в школе. Предлагаемые методы исследования будут полезны практикующим специалистам-психологам и педагогам. Для закрепления и проверки знаний предлагаются практические задания, литература для самостоятельного изучения.
Составители: канд. психол. наук, старший преподаватель М.Б.Батюта,
ассистент Е.В. Сидорина
Рецензент: доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии
С.А.Гапонова
Ответственный за выпуск: доктор психол. наук, зав. кафедрой общей психологии
Т.Н.Князева
Содержание
Введение | ||
1. | Методы изучения особенностей темперамента | |
1.1. | Опросник Г.Айзенка | |
1.2. | Тест «Формула темперамента» | |
1.3. | Изучение темперамента школьника методом наблюдения | |
Практические задания | ||
2. | Методы изучения особенностей характера | |
Практические задания | ||
3. | Методы диагностики волевой сферы личности | |
3.1. | Тест «Самооценка силы воли» | |
3.2. | Опросник для самооценки терпеливости | |
3.3. | Опросник для оценки своего упорства | |
3.4. | Опросник для оценки своей настойчивости | |
Практические задания | ||
Список литературы |
Введение
Создание данного пособия в значительной мере обусловлено необходимостью обеспечения для эффективной организации практических занятий по темам «Темперамент», «Характер», «Воля», а также для самостоятельной работы студентов по овладению психологическими знаниями как основы формирования их профессиональной компетентности.
Будущему педагогу, изучающему курс общей психологии, очень важно усвоить простейшие методы и навыки психологического исследования, которые могут быть использованы затем в их повседневной работе. В связи с этим, в пособии приводятся как универсальные стандартизированные психодиагностические методики, (двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г.Айзенка, тест А.Белова «Формула темперамента», тест акцентуации характера «Чертова дюжина» и др) так и нестандартизированные (определение темперамента школьника методом наблюдения, использование метода наблюдения для оценки волевых качеств). Освоение данных методик позволит более профессионально подойти к изучению представленных тем. Методики подобраны с учетом возможности использования их на практических занятиях в рамках курса «Общая психология», а так же в процессе психолого-педагогической практики.
Для более глубокого усвоения учебного материала после каждой темы приводятся практические задания. Психологическая ценность такого материала заключается в том, что решая подобные задания, студенты лишний раз убеждаются в необходимости знаний психологии для будущей практической работы. Такие задания связывают психологическую теорию с педагогической практикой. В конце пособия приводится список литературы, рекомендуемый студентам для самостоятельного изучения.
Пособие предназначено для студентов педагогического университета общих факультетов, при изучении проблем психологии индивидуальных различий.