Введение. Федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный педагогический университет

Темперамент. Характер. Воля

Учебно-методическое пособие для студентов

Нижний Новгород

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Нижегородского государственного педагогического университета

Темперамент, Характер. Воля: Учебно-методическое пособие для студентов. Н.Новгород: НГПУ, 2009. 42с.

Учебно-методическое пособие «Темперамент. Характер. Воля» предназначено для студентов педагогического университета общих факультетов, обучающихся по направлению «050000 – образование и педагогика». В пособии рассматриваются разнообразные методы исследования темперамента, характера и волевых качеств личности. Материалы пособия могут использоваться на лабораторных занятиях по дисциплинам «Общая психология» и «Возрастная психология», а также в ходе психолого-педагогической практики в школе. Предлагаемые методы исследования будут полезны практикующим специалистам-психологам и педагогам. Для закрепления и проверки знаний предлагаются практические задания, литература для самостоятельного изучения.

Составители: канд. психол. наук, старший преподаватель М.Б.Батюта,

ассистент Е.В. Сидорина

Рецензент: доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии

С.А.Гапонова

Ответственный за выпуск: доктор психол. наук, зав. кафедрой общей психологии

Т.Н.Князева

Содержание

  Введение  
1. Методы изучения особенностей темперамента  
1.1. Опросник Г.Айзенка  
1.2. Тест «Формула темперамента»  
1.3. Изучение темперамента школьника методом наблюдения  
  Практические задания  
2. Методы изучения особенностей характера  
  Практические задания  
3. Методы диагностики волевой сферы личности  
3.1. Тест «Самооценка силы воли»  
3.2. Опросник для самооценки терпеливости  
3.3. Опросник для оценки своего упорства  
3.4. Опросник для оценки своей настойчивости  
  Практические задания  
  Список литературы  

Введение

Создание данного пособия в значительной мере обусловлено необходимостью обеспечения для эффективной организации практических занятий по темам «Темперамент», «Характер», «Воля», а также для самостоятельной работы студентов по овладению психологическими знаниями как основы формирования их профессиональной компетентности.

Будущему педагогу, изучающему курс общей психологии, очень важно усвоить простейшие методы и навыки психологического исследования, которые могут быть использованы затем в их повседневной работе. В связи с этим, в пособии приводятся как универсальные стандартизированные психодиагностические методики, (двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г.Айзенка, тест А.Белова «Формула темперамента», тест акцентуации характера «Чертова дюжина» и др) так и нестандартизированные (определение темперамента школьника методом наблюдения, использование метода наблюдения для оценки волевых качеств). Освоение данных методик позволит более профессионально подойти к изучению представленных тем. Методики подобраны с учетом возможности использования их на практических занятиях в рамках курса «Общая психология», а так же в процессе психолого-педагогической практики.

Для более глубокого усвоения учебного материала после каждой темы приводятся практические задания. Психологическая ценность такого материала заключается в том, что решая подобные задания, студенты лишний раз убеждаются в необходимости знаний психологии для будущей практической работы. Такие задания связывают психологическую теорию с педагогической практикой. В конце пособия приводится список литературы, рекомендуемый студентам для самостоятельного изучения.

Пособие предназначено для студентов педагогического университета общих факультетов, при изучении проблем психологии индивидуальных различий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: