Упаковка, которая оригинально выглядит, которая действительно удобна

История картонной упаковки

Уже в начале ХХв. в Европе и Америке стали задумываться о том, что тяжелые и дорогие выдувные стеклянные бутылки ручного изготовления (литровая бутылка весила примерно 500-600 г.), использовавшиеся, например, для молока, можно заменить более дешевой одноразовой картонной упаковкой (весом примерно 25-35 г).

Исследования потребителей показывают, что картонная упаковка ассоциируется сестественностью, свежестью и высшим качеством. Компания «МолоПак» намерена продолжать разработку дизайна и повышение функциональности упаковки на основе этих достоинств. Это является ключевым элементом создания ценности марки. Ряд маркетинговых исследований, посвященных изучению чувствительности покупателей к ценам показываетналичие прямой связи между высокой ценностью и высокой ценой– чем выше воспринимаемая степень свежести продукции, тем выше цена, которую готов заплатить потребитель.
ТехнологияPure-Pakобеспечивает защиту продукта от воздействия света, увеличивая его срок годности и сохраняя витамины, вкус и общую свежесть. В этой связи маркетологи по всей Европе возвращаются к основам, вновь открывая для себя, что упаковочные решения являются одной из наиболее важных частей маркетингового комплекса.

Все началось с бумажной упаковки

Первые идеи заключались в создании круглых емкостей – имитирующих по форме стеклянные бутылки и герметизированных изнутри твердым парафином или другими химическими продуктами. Патенты на картонные бутылки соответствующей формы были выданы, среди прочих, немцам Густаву Тюрку (1882 г.), Освальду Шмидту (1906 г.), американцам Джорджу Максвеллу (1906 г.) и Олдену Б. Старру (1909 г.).

Большая проблема заключалась в том, чтобы сделать бумажный сосуд непроницаемым для жидкости. Попытки, предпринимаемые для этого, не всегда были успешными. Например, в 1882 г. Густаву Тюрку из Кронштадта выдается имперский патент на промышленный образец бумажной тары для жидких продуктов. Ее любопытной особенностью была пропитка бумаги и пакета смесью из дефибринированной (т.е. избавленной от сгустков при сворачивании) свежезаготовленной крови (60%), тонкого известнякового порошка (35 %) и оксида алюминия (5 %). Однако эта упаковка не нашла применения.

Наконец, в 1906 г. Джорджу В. Максвеллу и Алонзо Кингсбери из Сан-Франциско выдается патент на круглую бумажную бутылку, действительно пригодную для расфасовки молока. Впервые в мире молоко в картонной упаковке, сделанной именно в соответствии с этим патентом, появилось в 1906 г. Для того чтобы сделать упаковку непроницаемой для жидкости, она с внутренней стороны покрывалась парафином.

Разумеется, были предложены и другие конструкции, например, такая:

Как можно видеть по этим старым патентным эскизам, фантазия изобретателей еще не шла дальше замены одного материала на другой, стекла – на бумагу или картон. Форма же сосудов по-прежнему стремилась к сфере или цилиндру, хотя это было не слишком-то практично при пользовании и технологично при изготовлении. Сегодня же пакет для напитков по своему внешнему виду имеет тысячи вариантов и лидирует в секторе выпуска негазированных напитков.

Эра пакета для расфасовки жидких продуктов из предварительно вырезанной заготовки

Американцу Джону Р. ван Уормеру из Толедо, штат Огайо, выдается патент США за № 1,157,462 на картонный пакет для жидких продуктов (заявка на патент была подана в декабре 1914 г.). Пакет собирается из предварительно вырезанной заготовки, что облегчает сборку пакета требующейся формы. В описании Уормер указывает, что разовый пакет позволяет повысить степень удобства для потребителей.
В 1915 г. Джон Р. ван Уормер выпустил первую упаковку для жидких продуктов, изготавливавшуюся из вырезанной из картона заготовки. Упаковка имела цельное основание, верх и носик. В 1928 г. American Paper Bottle Company купила патент (№ 1,157,4620) у Уормера. Одновременно компания приобрела брэнд Pure-Pak и разработала машины для розлива молока в пакеты. На молочном заводе пакеты разворачивались, собирались, заполнялись и запечатывались. По сравнению с предыдущими системами, включавшими предварительно собранные пакеты, это было большим преимуществом.
Бумажный пакет для молока конусообразной формы

Еще в 1909 г. Олдену Б. Старру из Нью-Йорка в Германии был выдан патент на бумажную тару для расфасовки молока в виде бутылки, верхняя часть которой имела встроенное уплотнение с прокладкой из фольги. Правда, это не влияло на срок хранения продукта, а лишь позволяло придать бутылке более постоянную форму.

Sealright- бумажная бутылка для яблочного сидра. Бутылка из вощеной бумаги для яблочного сидра, представленная до второй мировой войны компанией Sealright & Symons Paper Co. из г. Гарднер, США. Для формирования верхней части использовалось кольцо из белой жести.

Патентная заявка немецкой фабрики бумажных бутылок Reinhold Leibfahrt (г. Мёцинген) от 1930 г. Патент относился к бумажной бутылке для жидких продуктов и включал прокалываемую дырочку для питьевой соломинки. Как видите, даже у соломинки, приклеенной к вашему пакету с соком, довольно почтенная родословная.

Первая машинная система (1928 г.)
Компания American Paper Bottle Co., производитель бумажной тары для жидких продуктов (запатентованной в 1906 г.), покупает патент Уормера и брэнд,,pure Pak". За период с 1929 по 1934 гг. было выпущено шесть машин для формирования, наполнения и запечатывания упаковки. На иллюстрации приводится выдержка из патентной заявки от 1929 г., в которой описывается процесс сборки, заполнения и запечатывания пакета из предварительно вырезанной заготовки. На этой иллюстрации видно, что пакет приобрел вполне современную форму более 70 лет назад.
В начале 1930-х годов компания American Paper Bottle Company выпустила собственную упаковку для молока Pure-Pak. Пакеты делались непроницаемыми для жидкости снаружи и изнутри путем погружения материала в горячий твердый парафин, после чего склеивался боковой шов. На молочных заводах пакет собирался, наполнялся, затем формировалась его верхняя часть, которая скреплялась скобами и запечатывалась под давлением с применением нагрева. Выпускались пакеты различной вместимости от 240 до 950 мл. В 1936 г. компания Ex-Cell-O приобрела права на Pure-Pak и установила новую разливочную машину с производительностью 24 пакета в минуту. В 1937 г. Ex-Cell-O продала в США 42 млн. пакетов. Упаковочный бизнес Ex-Cell-O, а вместе с ним и всемирные права на Pure-Pak, были приобретены в 1987 г. норвежской компанией Elopak (до этого действовавшей в качестве агента Ex-Cell-O в Европе). В 1938 г. нью-йоркская корпорация Sealcone International Corporation подала патентную заявку на собственную картонную тару для расфасовки молока. Пакеты для напитков также предлагались компаниями Seal-right из Фултона, Canco Packaging/American Can, International Paper и монреальской компанией Griswold.

В Германии, тем временем, эволюция упаковки шла своим путем. В 1929 г. немецкая фирма-производитель машинного оборудования Jagenberg из Дюссельдорфа подала патентную заявку на так называемую упаковку ”Perga Pack".
Для этого вида упаковки – предварительно собранной картонной емкости - имелись разливочные машины различной мощности, благодаря чему система Perga Pack была доступной для мелких расфасовочных компаний. После первых успехов во внедрении этой системы экономический и политический кризис, разразившийся в начале 1930 г., положил конец ее распространению в Европе. В 1958 г. компания Jagenberg открыла завод PKL по производству бумаги и клеящих составов в г. Линних, Германия, который в 1988 г. перешел в собственность фирмы SIG. Также в Германии было изобретение в 1935 г. инженером Генрихом Фридериксом из г. Борстель возле Штендаля была изобретена очередная разновидность пакета, изготавливавшегося из вырезанной заготовки. Пакеты для молока также выпускались английской компанией Satona из Лидса и норвежской компанией Erling Stockhausen.

Perga Pack (1929 г.). Интересно, что совсем недавно компания Elopak преподнесла как новшество картонный пакет iCone который, при ближайшем рассмотрении, оказывается весьма похож на старый добрый Perga Pack (конечно, тогда еще не было закручивающихся пробок).

Круглое дно пакета, по уверению производителя, очень удобно для пользования в автомобилях, где имеется соответствующая подставка. Но, воистину, все новое – хорошо забытое старое.

Bowater Perga (1950 /1960 гг.) Поскольку компания Jagenberg поставляла машины и материалы, упаковка Perga Pack могла выпускаться и другими производителями. В верхней части английского варианта упаковки Perga Pack имелось запатентованное выдавливаемое отверстие для питья.

Pergabloc. Система Pergabloc, выпускавшаяся PKL, представляла собой предварительно собранный бумажный пакет, аналогичный классической упаковке Perga Pack. Запечатанный картонный пакет (с вариантами из полиэтилена) использовался для расфасовки всевозможных видов продукции выпускался небольшими партиями до 1990 г.

Tetra Pak представляет новую технологию

Система Tetra Pak. Основной принцип системы Tetra Pak, описанный в патентной заявке от 1944 г. Материал вытягивается из рулона, раскраивается и обертывается вокруг втулки для придания ему цилиндрической формы. Два края склеиваются. Цилиндр заполняется с помощью наливного патрубка, находящегося внутри втулки, поворачивается на 90 градусов, запечатывается по диагонали и отрезается.

В 1944 г. швед Рубен Раусинг запатентовал идею дешевого четырехгранного пакета, изготавливаемого из рулона (патент №. 131599). Эта идея родилась у Раусинга в результате изучения рынка, которое он проводил в период обучения в США в 1930-х годах. По мнению Раусинга, американские машины были слишком дорогими. В результате размышлений ему пришла в голову идея о том, чтобы формировать цилиндр из рулона картона с водонепроницаемым покрытием, спрессовывать его по краям и в конце запечатывать. В результате получался четырехгранный пакет, который привел к появлению фирменного наименования Tetra Pak в 1950 г. Компании Tetra Pak была учреждена в 1950 г. в качестве дочерней компании фирмы Akerlund & Pausing. Первые четырехгранные упаковки появились на шведском рынке в 1952 г.

Tetra classic. Четырехгранник является оригинальной формой упаковки Tetra Pak. Предлагается на рынке для расфасовки молока с 1952 г. Название компании происходит от слова «тетраэдр» (на греческом так называется трехгранная пирамида с четырьмя одинаковыми гранями). Именно такие пакеты отечественного производства много лет назад увидели советские покупатели.

Приверженность делу и большое упорство позволили Tetra Pak выдвинуть новые идеи и оформить право собственности на концепции расфасовочных машин, в результате чего новый упаковочный материал начал свой путь к глобальному успеху. За упаковкой в виде тетраэдра последовала прямоугольная - Tetra Brik, а затем и другие формы, такие как Tetra Rex, Tetra Top и Tetra Prisma, способствовавшие тому громадному прорыву, который был сделан компанией и в области производства пакетов для напитков в целом. В 1996 г. сын изобретателя Tetra Pak Рубена Раусинга продал свою долю в бизнесе фирме Tetra Laval за семь миллиардов долл. США и стал одним из самых богатых людей в мире.
Упаковка Tetra Rex (1963 г.), собиравшаяся из заготовки, была представлена в 1963 г. и представляет собой модификацию Pure-Pak. С тех пор все ведущие компании поставляли на рынок такие системы.

«Blocpack» – это название, присвоенное компанией Papier + Klebstoffwerk Linnich (в настоящее время - SIG Combibloc) новой упаковке для молока в 1960-х годах. Уже в то время эта прямоугольная упаковка имела выдвижное наливное отверстие и изготавливалась из картона и полиэтилена. Размеры упаковки были рассчитаны с учетом ее укладки на европоддоны.

До создания компании Tetra Pak картон и готовая упаковка в основном герметизировались с использованием твердого парафина. Испытания, начатые в Чикаго компанией H.P. Smith примерно в 1940 г., и напряженные усилия Tetra Pak по разработке картона, покрытого полиэтиленом, принесли первые результаты в 1956 г. Сам картон представлял собой специально разработанный чистый шведский крафт-картон, обладавший высокой твердостью и проявлявший хорошие эксплуатационные свойства при придании ему различных форм. Это было достижением, которое породило новое поколение пакетов для молока, которые впоследствии были усовершенствованы за счет добавления слоя из алюминиевой фольги. Дополнительный тонкий слой алюминия значительно повышал качество запаковывания и герметичность. Эти разработки позволили расфасовывать новые виды продукции, такие как пастеризованное и сгущенное молоко, соки, соусы и вино, что чрезвычайно повысило спрос на картонные пакеты.

Хорошей рекламой, способствующей продвижению товаров на рынке, является их внешний вид, в частности, упаковка.

Упаковка, будь то жестянка из-под горчицы, или картонная коробка из-под мыла, представляет собой неотъемлимую часть товара. С функциональной точки зрения, она служит для его защиты от повреждений во время его транспортировки или хранения. С эстетической точки зрения упаковка - это лицо товара и от его привлекательности во многом зависит спрос на него и в конечном счете - успех фирмы.

Размеры, форма, конструкция, цвет, шрифт, название и элементы художественного оформления должны подчеркивать особенности каждого конкретного товара или его производителя.

Покупатель с доверием относился к товарам, упакованным в добротные и изящно оформленные коробки, банки и футляры. Поэтому предприниматели считали целесообразным тратить деньги на повышение эстетического уровня упаковок и этикеток товаров широкого потребления.

Дореволюционная упаковка отличалась разнообразием форм, цвета, фактуры. Особой оригинальностью и красочностью выделялась упаковка кондитерской продукции. Отечественные предприятия выпускали всевозможные коробки, банки, бонбоньерки: из картона, из жести, стекла и фарфора, квадратные и прямоугольные, овальные и цилиндрические, в виде сердечка, ведерка, саночек, саквояжа.

Наиболее известными предприятиями, специализировавшимися на производстве упаковочной, в частности, металлической продукции, были акционерное общество В.В. Бонакер, печатня "А. Жако и К", фабричное жестяное издательство торгового дома "Жестянка", хромолитография по жести фабричного торгового товарищества Н.С. Растеряев, фабрика металлических коробок Генерального общества французской ваксы в Москве.

Производство металлических упаковочных коробок в России началось в 80-е годы XIX века. Первоначально коробки украшались наклеенными хромолитографированными этикетками, а позднее рисунок и рекламную атрибуцию стали непосредственно наносить на жесть методом хромолитографии (металлохромия).

Не меньшей оригинальностью отличалась упаковка для товаров парфюмерной промышленности. В красивых плоских, круглых флаконах и графинах, в кожанных футлярах и хрустальных пасхальных яйцах выпускали свою продукцию известные парфюмерные фирмы Г.А. Брокар и К, А.Ралле и К, товарищество Остроумова, Санкт-Петербургская техно-химическая лаборатория.

Предприниматели учитывали вкусы и интересы всех слоев населения. Например, специально для крестьян выпускалось несколько сортов мыла: "Сельское", "Национальное", "Русское". Нередко такое мыло изготовлялось в форме шара, яйца.Большой популярностью в России пользовалось дешевое "Народное мыло" фирмы Брокар по копейке за кусок и парфюмерные наборы из 10 предметов (цветочный одеколон, духи высшего сорта, люстрин для волос, туалетный уксус, крем "Снежинка", вазелин, пудра "Лебяжий пух", пуховка, саше и кусок мыла) по цене 1 рубль. Спрос на эти наборы был столь велик, что фирме Брокар пришлось создать специальный цех, который на протяжении нескольких лет занимался только выпуском коробок для популярного набора.

Большой популярностью, особенно удам, пользовались образцовые и сюрпризные коробки с экзотическими названиями "Люцилия", "Танголия", "Пастэль Велюр" парфюмерной фирмы А.М. Остроумова. Их успеху способствовало не только высокое качество товара, но и его упаковка. Духи в этих коробках были завернуты в цветную хрустящую, вощеную бумагу и фольгу, пропитанную ароматом духов. Изящная графика этикетки, выполненная золотой краской, подчеркивала изысканность предлагаемого товара.

Многообразием форм и размеров отличались бутылки для алкогольных и безалкогольных напитков. Каждый завод разливал свою продукцию в фирменные бутылки. Конкурентная борьба между производителями заставляла их выпускать не только высококачественные напитки, но и оригинальную тару. Например бутылки ввиде сидящего турка, Эйфелевой башни, денежного мешка и даже портретного бюста Пушкина или генерала Скобелева с пробкой, изображающей портрет императрицы Марии Федоровны. Внешний вид упаковки и размещенная на ней информация часто подталкивали покупателя к выбору конкретного товара или фирмы. Поэтому, учитывая психологию потребителя, на упаковке, например, изображались торговая марка предприятия, медали, полученные на всеросийских и международных выставках, сообщалось, что фирма является поставщиком императорского двора, и т.д.

Хорошим поводом для популяризации продукции были праздники. К рождеству, пасхе, именинам, а также юбилейным датам, каждая фирма старалась обновить ассортимент товаров стремясь удивить и обрадовать покупателей оригинальными товарами. В дни больших торжеств предлагались товары в специальной юбилейной упаковке. Юбилейная упаковка была своеобразным сувениром, ее берегли на память. В годы первой мировой войны известная кондитерская фирма Блигкен и Робинсон выпустила "Боевую карамель".

Некоторые малоизвестные факты из истории упаковки

- Близ Рима есть холм Монте Тестаччо, состоящий исключительно из разбитых античных амфор (их там насчитали 53 миллиона!), в которых когда-то хранилось оливковое масло. Поскольку они не были покрыты глазурью, то, видимо, не годились для повторного использования. Это один из ранних примеров обращения с одноразовой тарой, который возмутил бы современных защитников окружающей среды.
- Герон Александрийский считается изобретателем первого торгового автомата (для чистой воды), который действовал за пару тысяч лет до появления аналогичных современных устройств.
- Британские солдаты, попавшие в окружение в Исандлване во время зулусской войны, погибли, так и не сумев открыть железные ящики с патронами, поскольку у них не оказалось отверток. Зато ящики эти прошли тщательные испытания на прочность при транспортировке.
- В «железном веке» (V век до н.э.) иногда непреднамеренно создавались хранилища сжатого воздуха. Внешний слой хранящегося в ямах зерна, обложенный влажной глиной, разлагался, выделяя углекислый газ, который начинал теснить воздух.
- Одним из первых законодательных актов об упаковке был указ Карла Великого (800 год н.э.), запрещавший использование кожи в качестве тары при транспортировке.
- В начале прошлого века были приняты специальные меры, чтобы дети, покупающие пиво на вынос для взрослых, не пробовали его. Согласно закону на винтовую пробку должна была наклеиваться бумажная этикетка.
- В эпоху палеолита, примерно 40 тыс. лет назад, для наклеивания микролита (маленьких осколков кремния) на костяные или деревянные рукоятки использовался термоклей (битум).
- Известный средневековый ученый Роджер Бэкон умер в 1295 году якобы из-за того, что простудился, набивая на морозе курицу снегом, чтобы та лучше сохранилась.
- Композитор Карл Мария фон Вебер (1786-1826) лишился голоса, выпив кислоту для гравирования, которая была налита в бутылку из-под вина.

Слова demijohn и carboy, означающие разновидности оплетенных бутылей, восходят к V веку до н.э., когда древние персы использовали для хранения вина стеклянные сосуды в корзинах, которые делали в городах Дамаган и Караба.

Упаковка, которая оригинально выглядит, которая действительно удобна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: