ЧС возникают на всех видах транспорта: железнодорожном, авиационном, автомобильном, морском и речном. Особенности ЧС на транспорте зависят от вида транспортного средства, скорости его движения, числа находящихся в нем пассажиров, возможности доступа к очагу транспортного бедствия спасателей и медицинских работников.
Основными причинами катастроф и аварий на железнодорожном транспорте являются неисправность путей, подвижного состава, технических средств управления, ошибки работников, отвечающих за безопасность движения поездов.
Среди катастроф и аварий различают сход подвижного состава с рельсов, наезды на препятствия на переездах, столкновения поездов, пожары и взрывы в подвижном составе, на железнодорожных станциях и перегонах, в том числе вследствие террористических актов.
В зависимости от числа пострадавших и медицинских последствий различают 5 категорий катастроф на железнодорожном транспорте:
I - до 5 человек;
II - от 5 до 15 человек;
III - от 15 до 30 человек;
IV - от 30 до 50 человек;
V - свыше 50 человек.
Следствием аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:
1) взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению путей, вагонов и локомотивов, зданий и сооружений, опор контактной электропередачи и т. д.;
2) пожары на подвижном составе, станционных постройках и других сооружениях;
3) разливы и выбросы АХОВ, агрессивных, ядовитых жидкостей и РВ.
В структуре санитарных потерь при катастрофах и авариях на железнодорожном транспорте преобладают множественные механические травмы и ушибы тела, закрытые травмы черепа с сотрясениями и ушибами головного мозга, встречаются пораженные с синдромом длительного сдавления тканей. При возгорании вагонов до 40% санитарных потерь составляют пострадавшие с комбинированными и сочетанными поражениями. По локализации травмы головы встречаются в 60% случаев, конечностей - в 35%, груди, живота, нередко с разрывом внутренних органов и кровотечениями - около 20%.
Гибель людей связана в основном с запоздалым проведением противошоковых мероприятий в связи с недостаточно быстрой доставкой медицинского персонала к месту катастрофы и слабой оснащенностью его средствами для проведения инфузионной терапии и дыхательной аппаратурой.
Организация ликвидации последствий катастроф на железнодорожном транспорте зависит от числа и состояния пострадавших, вида и объема повреждений подвижного состава и железнодорожного полотна, характера груза, рельефа местности, времени года и суток, возможностей подъезда к месту катастрофы автотранспорта.