Младший школьник за партой и дома

Поступление ребенка в школу определяет наступление младшего школьного возраста. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребе­нок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Однако он постепенно покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Из мистика и мечтателя, верящего в «одушевлённость» своих игрушек, ребенок превращается в реалиста.

Происходит расширение умственного кругозора. Интерес вызывают другие страны, другие народы, путешествия. Дети очень впечатлительны и стремятся к впечатлениям, стараясь удовлетворить своё любопытство, рассмотреть и испытать то, что интересно. У них ярко выражены стремление и способность схватывать и запечатлевать необычное, новое. Иногда они начинают высказывать друг другу вслух фантастические суждения. Ребенок шести-семи лет хочет учиться, потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. На протяжении младшего школьного возраста у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки создает необходимую базу для всего своего последующего обучения.

Он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, приобретает чувство собственного достоинства и хочет, чтобы его уважали. Еще недавно беззаботный малыш начинает обдумывать и переживать собственные поступки. Для ребенка начало учёбы в школе – более высокая ступенька на социальной лестнице. Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция, которая и определит затем отношение ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в целом.Поступки становятся совсем не так очевидны и прозрачны, как было раньше, потому что теперь для него важно не только действие само по себе, но и значение, которое это действие будет иметь и для него самого, и для окружающих. Социальная ситуация развития ребенка коренным образом меняется.

В это время, по словам Д.Б.Эльконина, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Если у дошкольника есть две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – сверстники», и обе они связаны игровой деятельностью, то младший школьник уже имеет социально значимые обязанности, и за то, как он их выполняет, получает общественную оценку. В дошкольном возрасте результаты игры никак не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения ребенка со сверстниками также не определяют взаимоотношения с родителями. Теперь же вся система отношений ребенка зависит от того, успешно ли он справляется с требованиями, которые ему предъявляют.

Обычно дети с радостью идут в школу, ожидая встретить там что-то необычное. В то же время для многих первоклассников поступление в школу – это трудное испытание, требующее от ребенка определенного напряжения, изменения сложившихся стереотипов поведения, стиля отношений. Радикально меняется социальный статус ребенка, его круг общения. Начинает интенсивно складываться новая система отношений, ценностей, деятельности. К трудностям относится и приспособление к новому режиму учебы и отдыха, длительному пребыванию в состоянии покоя, статики, вместо привычного активного движения, долгому нахождению в закрытых помещениях, и привыкание к классному коллективу (особенно характерно для детей, имеющих небольшой опыт общения со сверстниками), и выстраивание взаимоотношений с учителем. Первокласснику не всегда удается сразу привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках, четкому исполнению всех указаний учителя по выполнению учебных действий. В результате одни дети становятся в школе чрезмерно скованными, а другие - расторможенными. Иногда первоклассник теряется в новом окружении, что мешает формированию у него положительного отношения к школе.

Даже детям, посещавшим в детский сад, приходится в первое время заново выстраивать свой круг общения, находить себе место в новом сообществе. «Несадовским» детям приходится гораздо труднее. Такие дети просто не умеют общаться с себе подобными. Поэтому в первое время ровесников они не понимают и порой даже боятся. Им тяжело вписаться в рамки новой для них школьной жизни со своими правилами и законами. Поэтому они очень настороженно воспринимают все, что происходит в школе. Они привыкли быть центром маленькой вселенной под названием «семья», а поэтому ребенку, которому без труда доставалось все внимание дома, достаточно сложно будет проявить себя в детском коллективе. Такой ребенок может начать хулиганить в классе, срывать уроки, стараясь, чтобы его заметили. Может возникнуть и другая крайность - малыш уйдет в себя, будет стесняться поднимать руку и отвечать. Тогда как другие дети уже во всю общаются между собой, тянут руки на уроках и не боятся задавать учительнице вопросы, необщительный ребенок еще только присматривается, на уроках он отвечает робко, боится высказывать свои мысли, сомневается в собственных ответах и все больше молчит.

И хотя период адаптации к школе обилие новых впечатлений преобладает над общением с одноклассниками, а ребенок поглощен своим новым статусом и новыми обязанностями, контакт между детьми опосредован педагогом, тем не менее в школе маленькому ученику придётся налаживать контакты со своими одноклассниками и учителями, одновременно приспосабливаясь к требованиям учителей. Придя в первый класс, ребенок уже не сможет занять то же положение среди сверстников, которое имел до школы, например, в детском саду. Рядом не будет, ни родителей, ни близких, и только эмоциональная независимость ребенка поможет ему всё это выдержать и устоять.

Период адаптации к школе для детей часто бывает омрачен замечаниями по поведению, негативным оцениванием ответов на уроках, необходимостью подавления привычных желаний, подчиняться непривычному для них ритму и режиму. Идёт перестройка привычного образа жизни. Специалисты отмечают, что даже в условиях хорошей предварительной подготовки детей к школе, при наличии у них желания учиться, охотном посещении уроков, высоком уровне речевого и интеллектуального развития, им трудно дается переключение на новые виды деятельности, привыкание к новым требованиям и условиям.

Ребенку, который впервые переступает порог школьного здания, предстоит адаптироваться в системе, которая очень отличается от всего, с чем он как дошкольник имел дело прежде. Чтобы успешно заниматься в школе, малыш должен усвоить позицию ученика. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Статус ученика требует от ребенка осознания и его специфической роли, и позиции учителя, определенной дистанции в отношениях и понимания условности этих отношений. В формировании и поддержании этой позиции неоценимая роль принадлежит родителям. Именно родительское серьёзное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

В первые дни обучения трудности могут возникнуть у всех детей. Особенно тяжело приходится в первые две-три недели учебы. Организм школьника в это время работает на полную (именно этим объясняется тот факт, что многие первоклашки в сентябре болеют). Новые переживания, требования, формы организации деятельности требуют от первоклассников столько сил и напряжения, что поведение детей может резко отличаться от привычного. У недостаточно компетентного учителя может возникнуть неправильное представление о ребенке, так как его поведение, стиль общения с другими детьми в классе могут не соответствовать его характеру, склонностям и интересам. Оказавшись в школе, новички-первоклассники становятся как бы не похожими сами на себя. Хорошо, если родители заранее или в первые же дни объяснят ребенку необходимость правил и норм, с которыми он встретится в школе.

Если у ребенка до школы не было опыта самостоятельного выполнения каких-либо заданий, обязанностей, проявления выдержки и настойчивости в достижении цели, ему будет трудно справляться с все возрастающими учебными требованиями и нагрузками.

Период адаптации, или проще говоря, привыкания к школе, к ее основным требованиям, существует у всех первоклассникам. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, а у третьих растягивается на весь учебный год. В среднем процесс адаптации занимает два-три месяца.

Первый период привыкания к школе медики называют физиологической бурей. Примерно через месяц наступает «неустойчивое приспособление», когда ребенок уже более-менее свободно чувствует себя в новой обстановке.

«Устойчивым» оно становится тогда, когда первоклассник наконец втягивается в учебный процесс и его организм реагирует на нагрузки уже с меньшим напряжением, чем раньше. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Другими словами, то, как ребенок адаптируется к школе, зависит от того, насколько он был к школе готов. Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика).

2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями).

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Ребенка считают неготовым к школе, если он слишком игрив, недостаточно самостоятелен, чрезмерно возбудим, неуправляем, не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; если он мало знает об окружающем мире, не может сравнивать, обобщать предметы, имеет проблемы с речью, не умеет общаться со сверстниками, не хочет контактировать со взрослыми или наоборот слишком развязен.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психического, психофизиологического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому при прочих равных условиях семилетние дети, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования школы. По статистике в 6 лет неготовых к школе детей 51%, в 6,5 – 32%, а в 7-летнем возрасте только 13%.

Адаптация к школе предполагает перестройку познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер ребенка. К моменту начала школьного обучения мышление, способность произвольно регулировать свое поведение, навыки общения должны достигнуть определенного уровня.

Специалисты выделяют три уровня социально-психологической адаптации к школе: высокий, средний и низкий. Высокий уровень предполагает, что ребенок положительно относится к школе, адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования, легко усваивает учебный материал, прилежен, ему интересно работать самостоятельно, охотно выполняет поручения учителя. В коллективе статус такого ребенка достаточно высок.

При среднем уровне адаптации у ребенка также присутствует положительное отношение к школе, он усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно выполняет типовые задания, внимателен и сосредоточен, чаще если задание интересно для него. Поручения учителя или другого взрослого выполняет добросовестно, среди одноклассников у такого ребенка много друзей и приятелей.

Если же у ребенка низкий уровень адаптации, к школе он относится отрицательно или безразлично, часто жалуется на плохое самочувствие. Именно у детей с низким уровнем адаптации чаще наблюдаются нарушения дисциплины. Учебный материал такой ребенок усваивает слабо, ему трудно работать самостоятельно, требует постоянного контроля и помощи со стороны учителя и родителей. Скорее всего, у него нет близких друзей в классе.

Затруднения в учёбе, конфликты с одноклассниками связывают с понятием школьной дезадаптации. Под школьной дезадаптацией предполагается образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, проявляющихся в нарушении поведения, учебной деятельности, личностного развития, в высоком уровне тревожности, конфликтности,

Вариантов нарушений адаптации может быть множество. У одних детей они могут проявляться в виде гипердинамического синдрома. Их начинают считать невнимательными, непоседливыми, недисциплинированными. У других могут фиксироваться реакции активного протеста, повышенной аффективной возбудимости: начинает проявляться агрессивность, драчливость, речевой негативизм. Запреты, наказания, уговоры при этом обычно не помогают. У вполне благополучных в дошкольном детстве девочек, ввиду неуспешного начала занятий в школе, может возникнуть плаксивость, не свойственная им прежде пассивность, безразличие к окружающему. Ребенок с ранимой нервной системой может вообще перестать разговаривать с одноклассниками в классе, отказываться отвечать у доски. У трудно адаптирующихся детей могут возникать или возобновляться вредные привычки: кусание ногтей, сосание пальца, онанизм.

Наиболее сложно проходит адаптация у детей с недостаточным развитием воли. Они просто неспособны координировать свое поведение в соответствии с нормами и правилами школьной жизни.

Причиной школьной дезадаптации ребенка также может быть сильное переутомление. Если вовремя не заметить проблем ребенка и не оказать ему помощи, адаптация может закончиться ее срывом, различными нервными расстройствами, а такое поведение закрепится на долгие годы и будет во многом мешать в жизни.

Оставленные без внимания проблемы первых школьных месяцев обычно влекут за собой стойкие изменения в характере и личности ребенка. Его непослушание, агрессивность, отказ от выполнения заданий, нежелание учиться, или, напротив, пассивность, инертность, пониженная работоспособность маскируют чувство глубокой внутренней тревоги, страха, ощущение собственной беспомощности и неполноценности. Должны насторожить родителей проблемы ребенка со сном, снижение аппетита, плохое самочувствие, потеря веса, нарушения в привычном характере поведения, настроения, возникновение негативных форм поведения.

В течение года есть периоды, когда учиться сложнее, ребенок быстрее утомляется, работоспособность становится ниже. Это первые 4-6 недель учебного года, конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды стоит быть особенно внимательными к состоянию ребенка. Несмотря на то, что ребенок стал школьником и его работоспособность и физическая выносливость растёт, в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25—30 мин урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий. Посочувствуйте вашему ребенку, он не притворяется, действительно ему трудно.

Важный показатель адаптации первоклассника - настроение, с которым он идет в школу. Если с радостью и желанием - значит, все идёт хорошо. Если появилось нежелание, «нехотение», выясняйте причину и меняйте ситуацию, это тревожный сигнал для родителей и для учителя. Первые две недели у первоклашек - это «физиологическая буря», и во многом от родителей зависит, насколько успешно ребенок с ней справится. В первое время ваше внимание особенно важно для ребенка. Постарайтесь провожать его в школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом. По дороге не загружайте его нравоучениями, лучше понаблюдайте за окружающим миром, за тем, что происходит вокруг.

Не говорите, отправляя малыша в школу «Смотри не балуйся» или «Чтобы не было замечаний и плохих отметок». Лучше пожелайте ему удачи и подбодрите ласковым словом. После уроков внимательно слушайте все, что рассказывает ребенок: важно все, мелочей нет! Когда появляются оценки, старайтесь избегать вопроса: «Какую оценку получил?» Лучше поинтересоваться: «Что нового и интересного узнал?», «Чем запомнился день?». Искренняя заинтересованность родителей в школьных делах и заботах ребенка, серьезное отношение к первым достижениям и трудностям поддержит стремление первоклассника стать школьником, подтвердят значимость его нового положения.

Если ребенок чувствует поддержку всей семьи, доброжелательность, спокойствие, он будет более защищенным и уверенным в своих силах. Можно считать, что адаптация прошла успешно, если ребенок эмоционально стабилен, не жалуется на плохое самочувствие, хорошо работает на уроках, ведет себя в соответствии с общепринятыми нормами, освоился в роли ученика, если ребенку нравится ходить в школу, интересно учиться, у него хорошее настроение, спокойный сон и нормальный аппетит.

Гораздо легче адаптируются к школе дети, имеющие нормальный (соответствующий возрасту ребенка) уровень физического и психического развития, речи, познавательных процессов, моторных функций, хорошее состояние здоровья, высокая общая работоспособность приобретенные до школы. Важно, чтобы мотивация ребенка и его родителей была направлена на овладение все большим кругом знаний, учебной деятельностью, преодоление трудностей в учебе, на саморазвитие.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей. Конечно же, это не исключает включённости младшего школьника в другие виды деятельности – игру, трудовую деятельность, занятия спортом и т.д. Обучение становится систематическим, а значит появляются условия для развития новых познавательных потребностей детей, интереса к овладению новыми знаниями и новыми умениями. Постепенно у детей складываются подлинные познавательные интересы как основа учебной деятельности. Учебная деятельность не дается в готовом виде, не появляется сама по себе, а выстраивается в процессе обучения в начальной школе. Постепенно младший школьник учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Учиться - это получать знания, развивать свои способности, приобретать практические навыки, учиться мастерству; в общем, заниматься осмысленной работой. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий. Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает полезные навыки и развивает свой интеллект.

По-новому складываются отношения с окружающими людьми. Роль сверстников приобретает всё большее значение. Младший школьный возраст –период, сензитивный для развития общительности младших школьников.Ребенок приходит в класс, где дети заняты одним общим делом, и ему необходимо уметь устанавливать взаимоотношения с другими детьми, действовать совместно с ними, уметь уступать и защищаться.

Э.Эриксон рассматривает этот возраст как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни. У ребенка развивается способность к овладению окружающей его средой. Если эта стадия развития проходит позитивно, успешно, то у ребенка формируется переживание своей умелости, если результат неудачен – чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. К характерным чертам этого возраста относят инициативность, соревновательность, стремление пробовать свои силы в разных видах деятельности.

Младший школьный возраст – это время, когда ребенок учится управлять собой, ставить цели и строить свою деятельность в соответствии с ними. Ребенок должен быть организованным и дисциплинированным, соблюдать целый ряд правил и норм. Надо понимать, что само по себе поступление в школу не гарантирует появления этих ценных для школьника качеств, хотя их настойчиво требуют и учителя, и родители. На самом деле они формируются в новой социальной ситуации развития. Организованности дисциплинированности, прилежанию и ответственности, как и чтению и арифметике, ребенка надо учить. Всем хочется, чтобы ребенок учился в хорошей школе, имел достаточно знаний. Не секрет, что родители иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Завышенные требования мешают первокласснику, они лишают его уверенности в себе, тормозят его развитие, плохо сказываются на здоровье.

Основным мотивом деятельности младшего школьника является мотив достижения успеха. Ему важно получать эмоционально-оценочное отношение взрослого к своим поступкам. Закрепляется этот мотив примерно к третьему-четвёртому классу.

В этом же возрасте формируется и мотив избегания неудач. Это происходит, если авторитетные для ребенка взрослые мало поощряют его за успехи и часто наказывают за неудачи. Мотив избегания неудач является не стимулом к успеху, а следствием тревожности и беспокойства.

Под влиянием мотивации достижения успеха развиваются трудолюбие и самостоятельность. Если ребенок прикладывает усилия, достигает успеха и получает за это поощрение, то возникает трудолюбие. В самом начале школьного обучения учебная деятельность представляет для ребенка большую трудность, которую ему приходится преодолевать. В этот период родителям важно продумать систему поощрений ребенка за успехи. Ориентироваться надо на достижения, к которым действительно приложены усилия. Когда ребенок получает удовлетворение от труда, тогда и возникает трудолюбие.

В младшем школьном возрасте уже можно доверять ребенку выполнять больше дел самостоятельно, например, делать домашнее задание, выполнять несложные дела по дому. Важно поощрять стремление ребенка к самостоятельности, тогда это качество будет развиваться.

Именно в младшем школьном возрасте формируется произвольное поведение, то есть ребенок сам выбирает, как ему поступать в тех или иных ситуациях. Он уже активно размышляет по поводу своих действий, утаивает свои переживания, может оценить свой поступок с точки зрения его результатов, побороть свои желания, если результат их воплощения не будет соответствовать определенным правилам и нормам. Это связано с боязнью изменений отношений с окружающими. Ребенок беспокоится о своей значимости в их глазах.

Для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Младшие школьники заимствуют критерии нравственной оценки у взрослых и начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения. Правда, в значительной части случаев требование первоклассника к другим и его собственное поведение различаются достаточно сильно. Его поведение продолжает, в основном, определяться непосредственными мотивами. Причем противоречие между желанием действовать «правильно» и реальным поведением не вызывает у ребенка чувства недовольства собой. Сознательно принимая правила и «обучая» им других, он как бы сам утверждается в том, что действительно соответствует этому образцу, а в случае противоречия с реальностью легко утешает себя тем, что он «сделал так нечаянно», «не хотел», «больше не будет».

Младший школьник может сочувствовать чьему-то горю, жалеть больное животное, отдать другому что-то для него дорогое. Он может броситься на помощь обиженному товарищу, несмотря на угрозу более старших детей. В то же время в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т.д. Вместе с тем он уже понимает, что является хорошим, а что плохим. Поэтому, совершая недозволенные поступки, он испытывает обычно стыд, раскаяние, в некоторых ситуациях страх.

Придя учиться в школу, ребенок включается в складывающиеся межличностные отношения. Р.Бернс назвал это процесс «скрытой программой социализации», благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, каким видят его другие. Человек семи лет от роду оказывается вынужденным принимать большое количество социальных норм, условий и обязательств, учится примерять различные социальные и психологические маски и сознательно пользоваться ими.

Увеличивается время, которое отводится на общение, изменяется содержание общения. В него включаются вопросы, связанные с учебной деятельностью. Большую часть дня ребенок проводит в контактах с окружающими людьми.

В школе формируются взаимоотношения в системах «ребенок – учитель» и «ребенок – сверстники». На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет свои закономерности и динамику развития. В первых классах школы детям учитель интересен больше, чем сверстники, и авторитет его очень высок. В младших классах почти все предметы ведет один и тот же педагог, и учительница начальных классов – лицо, очень близкое к ученикам. К ней можно привыкнуть и привязаться, как к родному человеку.

Воздействия первой учительницы попадают на очень благоприятную почву. Если учитель относится ко всем ученикам одинаково ровно, то в классе складываются нормальные взаимоотношения учащихся, создаётся хороший психологический климат. Учитель для первоклассника является наиболее значимой и наиболее травмирующей фигурой, если от учителя исходит отрицательная оценка. Улучшения положения ребенка в начальном классе можно добиться простым изменением отношения к нему учителя.

В первом-втором классах дети нуждаются в покровительстве старших, и следовать тому, что говорит учительница, для них в высшей степени естественно. Долгое время школьная жизнь в том и состоит, чтобы слушаться учительницу и выполнять то, что она скажет. Учитель при всей возможной приветливости и доброте к детям выступает как авторитетный и строгий наставник, представитель общества, вооруженный средствами контроля и оценки, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Педагог постоянно оценивает работу детей. Таким образом, его позиция такова, что ребенок испытывает некоторую робость перед ним.

Но к третьему-четвёртому классам растёт интерес к общению со сверстниками. Безусловный авторитет взрослого утрачивается. К концу младшего школьного возраста всё более важными и значимыми для ребенка становятся сверстники.

Система «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Учитель воплощает собой требования общества и зачастую является более авторитетной и влиятельной фигурой, чем родители. Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя, и учитель во многом определяет поведение ребенка, имея возможность воздействовать на класс и каждого отдельного ребенка в отдельности через формы, которые прописаны традициями и правилами школы. Д.Б. Эльконин отмечал, что ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к детям: если ребенок замечает, что у учителя есть "любимчики", то ореол учителя тускнеет. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель. Так появляются "ябеды".

Хорошее поведение и хорошие отметки влияют на отношения ребенка и со взрослыми, и со сверстниками. Недаром одним из формирующих отношение взрослых к ребенку вопросов является вопрос «как ты учишься?».

В младшем школьном возрасте ребенку приходится преодолевать многие трудности в общении и, прежде всего со сверстниками. Здесь, в ситуациях формального равенства, когда все ровесники и все одноклассники, дети сталкиваются с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения сверстников, с разной волей и отличным чувством личности. Положение ребенка в группе влияет на его самоощущение. В младшем школьном возрасте происходит активное установление дружеских контактов. Одна из главных задач развития в этот период – приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей. Для первоклассников выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: живут в одном доме или подъезде, сидят за одной партой. На качества личности внимания обращается меньше, чем на поведение.

Дружеские связи в этом возрасте интенсивны, но недолговечны и непрочны. Дети учатся находить общий язык с разными сверстниками, учатся находить друзей. Позже, до наступления подросткового возраста, ребенок считает другом того, кто не отказывается помочь ему, откликается на просьбы, имеет схожие интересы. Для возникновения симпатии и дружбы важны такие качества, как честность, доброта, самостоятельность, уверенность в себе.

Именно в этом возрасте у ребенка появляются первые «настоящие» друзья. В 6-7 лет большинство детей испытывают потребность в близком контакте со сверстниками. Для первоклассника друг - это партнёр по игре. В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться. Примерно в конце первого - в начале второго класса ребята начинают выделять среди одноклассников тех, с кем бы им хотелось дружить и общаться. Они пока еще не умеют выделить себе друзей по интересам и увлечениям. Поэтому общаются наиболее тесно с тем, с кем рядом живут: вместе ходят в школу и домой, иногда вместе делают уроки или просто ходят гулять в один и тот же двор. При этом поначалу как бы нет различий по половому признаку - девочка вполне может так дружить с соседом-мальчиком, а мальчик с девочкой.

Но на протяжении младшего школьного возраста дружеские отношения становятся более прочными и более избирательными. Формируется и осознаётся привязанность к сверстнику. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы.

Со второго класса начинает складываться детский коллектив, и теперь дети начинают более болезненно реагировать на замечания взрослых, сделанные ими при товарищах, поскольку мнение сверстников приобретает для них весьма важное значение. Начинают выделяться «лидеры» и «отверженные», меняются взаимоотношения детей. И часто дети, не принятые сверстниками, но хорошо успевающие, не хотят идти в школу. Особенно ярко это можно заметить у детей, которые на первый план ставят взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Из всего коллектива ребенок выделяет несколько детей, с которыми ему хочется более близко общаться. Весь коллектив разбивается на небольшие группы по интересам.

Постепенно у ребенка складывается система личных отношений в классе. Хотя в яслях и детских садах дети уже сталкиваются с некоторыми правилами общественного поведения, которого потребует от них школа, только с началом школьного обучения возникают настоящие проблемы. Ребенок сталкивается также с властью учителей – взрослых, не принадлежащих к семье, – и влиянием сверстников, порой принадлежащих к другим социальным слоям. В это время оформляются моральные идеи и правила. Младший школьник очень подвержен внешнему влиянию. Он не способен формировать свои собственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать, испытывая наслаждение в приспособлении.

Вся школьная жизнь первоклассника, его положение в семье требуют от него умения согласовывать свои действия с требованиями учителя и родителей, с распорядком семейной и школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Постепенно отношения школьников выходят за рамки учебной деятельности. У них возникают интересы, связанные с внеклассными и внешкольными делами, жизнь предъявляет свои требования к отношениям детей друг к другу, к их поведению: необходимость считаться с мнением товарищей, согласовывать свои поступки с правилами класса и школы. В новых видах деятельности у младшего школьника возникают новые критерии оценки своих товарищей и самого себя. Оценка самого себя опирается на суждение педагога, родителей, одноклассников и в основном ориентирована на школьные дела. Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: