Для выявления основных подходов к разработке методик воспитательной работы по идеологическому и нравственному воспитанию учащихся были использованы следующие нормативные документы: Закон Республики Беларусь «Об образовании» (от 29 октября 1991 года, № 1202-XII); Закон Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании» (от 29 июня 2003 года, № 216-3, принят Палатой представителей 5 июня 2003 года, одобрен Советом Республики 11 июня 2003 года); Концепция воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь (от 30.11.1999 года, № 24.); Концептуальные подходы к созданию системы воспитания в учебных заведениях профессионального образования (утверждено Министерством образования Республики Беларусь 15 мая 2001года).
Воспитательная работа в учреждении образования направлена на формирование гражданской позиции, чувства ответственности за развитие и государственное устройство Беларуси; уважения Конституции Республики Беларусь и других Законов государства, осознание роли государства и общества как гарантов максимального развития интересов и способностей каждого человека.
|
|
Идеологическое воспитание направлено на познание и принятие личностью основ государственной идеологии, осознание основных идей и принципов, на которых строится идеология суверенной Беларуси, формирование мировоззрения на основе достижений науки, техники, производства, информационных технологий, осознание стратегии государства в сфере экономики, права, социальной зашиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта.
Идеологическое воспитание обеспечивает формирование у подрастающего поколения таких моральных качеств как нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение к традициям и общественным нормам. Цель идеологического воспитания – духовное оздоровление и формирование физически здорового, образованного, профессионально подготовленного и социально активного человека.
Задачи идеологической воспитательной работы:
1 Взаимодействие педагогического коллектива, государственных и общественных организаций, родителей воспитанников по обеспечению условий эффективной идеологической воспитательной работы в учреждении профессионального образования.
2 Формирование у учащихся системы знаний, понимания исторической и причинной обусловленности происходящих событий и явлений, представлений о роли личности в истории и ее ответственности за мир, природу, окружающую среду, гражданское общество, коллектив, свою семью, за самого себя.
3 Мониторинг качества идеологической воспитательной работы на основе данных об уровнях личностного и социально-психологического развития учащихся и ученических коллективов.
|
|
4 Формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций через увлекательные для учащихся формы работы на благо страны, своей семьи, через проявление и поддержку молодежных инициатив, связанных с основными вехами в развитии Беларуси, через проявление заботы о старших, через приумножение экономических, политических, миротворческих, культурных, спортивных и других достижений нашей страны.
5 Развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях учебного процесса, внеурочной и досуговой деятельности учащихся.
6 Развитие навыков межличностного общения, лидерских качеств, активной личностной и социальной позиции.
7 Формирование ответственного поведения, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям; развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины.
8 Формирование любви к Родине и гордости за свою страну.
Условия эффективности идеологической воспитательной работы в учреждении образования следующие:
– Высокий уровень информированности педагогических работников, учащихся по основным вопросам государственной политики, по основным направлениям развития других стран и народов.
– Профессионализм и высокий уровень убежденности и пропагандистского мастерства, знания жизни, искренность лиц, осуществляющих воспитательную работу.
– Поддержка и максимальное содействие общественным объединениям и организациям, кружкам, клубам идейно-патриотической и гражданской направленности в рамках учреждения образования (ОО «БРСМ», профсоюзы, поисковые клубы, информационные группы, школы лидерства, редколлегии).
– Использование и дальнейшая разработка современных активных и интерактивных форм идеологической воспитательной работы, в которых учащиеся становятся основными субъектами разработки проекта или концепции мероприятия.
– Формирование норм и традиций учреждения образования, отражающих основные принципы и содержание государственной идеологии, развитие СМИ учреждения образования.
– Создание условий для проявления молодежных инициатив, привлечения родителей и других заинтересованных лиц.
– Организация органов самоуправления в учреждении образования, направленных на преемственность и постоянное совершенствование идеологической воспитательной работы.
– Формирование авторитета и уважения к государственным символам.
– Формирование здорового образа жизни как приоритетной ценности государственной социально-экономической политики.
– Проявление заботы о каждом воспитаннике как неотъемлемой, полноправной, самоценной частицы коллектива, общества, государства.
Основные методы и формы идеологической воспитательной работы в учреждении профессионального образования:
– Анкетирование и опрос с целью изучения взглядов, интересов, ценностных ориентаций учащихся.
– Семинары для педагогов, кураторов, актива учебных групп по актуальным проблемам государственной политики.
– Организация школы лидера.
– Наглядная агитация государственной символики (стенды, информационные бюллетени и др.) в учебных корпусах, библиотеках, общежитиях и аудиториях, организовать работу радио, осуществлять выпуск газет.
– Информационные и воспитательные часы для систематического и своевременного ознакомления учащихся с актуальными вопросами внутренней и внешней политики государства.
– Встречи с государственными и общественными деятелями политики, науки, искусства, производства, спорта, экономики, здравоохранения.
– Культурно-массовые и спортивные мероприятия, посвященные наиболее важным событиям в жизни государства и общества.