Обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику

Http://eparhia.karelia.ru/opk.htm

Духовно-просветительский Центр во им. прп. Александра Свирского

2013 г.

В 1830 г. Александр Сергеевич Пушкин написал такое стихотворение:

Два чувства дивно близки нам –

В них сердце обретает пищу –

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основаны от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Животворящая святыня!
Земля была без них мертва,
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.

Без любви к свои корням, ни отдельный человек, ни общество в целом, не могут быть самостоятельными, тем более великими. Такое общество обречено на ассимиляцию другими народами.

Гелиан Михайлович Прохоров, д.ф.н., проф., лауреат Гос. Премии, друг Льва Гумилева: «Вот сейчас копья ломаются вокруг вопроса вводить ли в школах «Основы православной культуры». Для культурного человека вопрос этот вообще не может ставиться. Русский народ создала православная культура. До Крещения русского народа не было, были племена».

Культура – это как бы следы, оставшиеся от Того, Кто оказался очень дорог народу. Представим себе, что любимый нами человек долго жил с нами, но потом по какой-то причине уехал: или сам не мог оставаться с нами или его, скорее, выгнали. И вот мы похожи на оставшихся, которые находят его фотографии, его портреты, более или менее верные, воспоминания о нем разных очевидцев, его отпечатки, обои, поклеенные его руками, шкаф, им придуманный и вместе с нами сделанный и т.п. А потом оказывается, что и стены дома такие, а не другие, потому что он их строил в соответствии с некоей идеей. Да и фундамент он закладывал не такой, как в других домах, так что перестройка дома по новым философским идеям невозможна без разрушения его.

Конечно, если любишь этого человека, лучше всего позвать его обратно и вместе с ним начать ремонтировать дом. Однако нам в соответствии со светским принципом разрешено только изучать осколки, только следы пребывания Бога в нашей стране. Что ж, перейдем к изучению «артефактов».

Мы пишем кириллицей – буквами, изобретенными святыми братьями, православными монахами Кириллом и Мефодием[1].

Русская культура не начиналась с нуля. Вместе с письменностью мы получили корпус переводной византийской православной литературы, архитектуру, историографию, музыку, иконопись и т.д.

Первое произведение русской литературы – «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона – гениальное творение высококультурного человека, обозначившее вектор развития всей дальнейшей российской культуры. Выбор «милости» (а не на «правосудия») и «благодати Божией» (а не «законничества») пронизывает многие произведения русской литературы. В этом ключе можно лучше понять и неудачу современных попыток решить проблемы России через привитие западной системы торжества закона.

Христианские основы нашей культуры настолько естественны, что не замечаются, как воздух. Например: мы всегда точно знаем, какой сейчас год от Рождества Христова, ведь наше летоисчисление идет именно от этого события. Десятки народов сочли это событие настолько важным, что начали отсчет истории заново. А вот примеры культур, не принявших Христа. В мусульманском мире сейчас 1433-й год лунной хиджры, в Северной Корее 101-й год эры Чучхэ. В китайском календаре года вообще не имеют цифрового обозначения, вместо этого им присваивают названия животных, причем по кругу. То есть история с точки зрения китайской культуры вообще не развивается, а лишь повторяется.

Изучение православной культуры поможет приблизиться к пониманию таких элементов русской культуры, как:

· Смысл многих русских ТОПОНИМОВ. Например, Санкт-Петербург (название, невозможное в мусульманской, иудейской, буддийской, протестантской культурах) – это город не Петра I, а его небесного покровителя Святого апостола Петра. Об этом говорит первая часть слова, «санкт». Архангельск возник как поселение вокруг монастыря Архангела Михаила. Поселок Вознесенье Ленинградской области на берегу Онежского озера так назван по главному храму этого населенного пункта, освященному в честь Вознесения воскресшего Христа на небеса. Борисоглебск посвящен святым братьям-мученикам Борису и Глебу, а Сергиев Посад возник вокруг Троице-Сергиева монастыря. А Петропавловск-Камчатский назван так в честь кораблей Беринга «Св. Петр» и «Св. Павел».

· Вспомните типично РУССКИЕ ИМЕНА. А вот пример древнерусских имен до принятия христианства, из «Повести временных лет», из договора князя Игоря с византийцами: Вуефаст, Искусеви, Слуды, Улеб, Каницар, Шихберн Сфандр, Прастен Тудоров; Либиар Фастов; Грим Сфирьков; Прастен Акун, Кары Тудков, Каршев Тудоров, Егри Евлисков, Воист Войков, Истр Аминодов; Прастен Бернов, Явтяг Гунарев, Шибрид Алдан, Кол Клеков, Стегги Етонов, Сфирка, Алвад Гудов, Фудри Туадов, Мутур Утин, Адунь, Адулб, Иггивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Туробид, Фуростен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Игелд, Турберн, Моне, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилен, Апубексарь, Вузлев, Синко, Борич. Иван да Марья в русской культуре появились благодаря почитанию Иоанна Крестителя и Марии Богородицы и других Иоаннов и Марий православного календаря. Петр и Павел – это греческое и римское имена первоверховных Апостолов. Юра Гагарин назван так благодаря укоренившемуся на подсознательном уровне почитанию великомученика Георгия (Гюргия) Победоносца. Таня – благодаря мученице Татьяне. Имя Андрей восходит к Апостолу Андрею Первозванному, имя Сергей стало массовым благодаря любви наших предков к прп. Сергию Радонежскому и т.д. Некоторые же славянские имена сохранились благодаря церковной канонизации их носителей: Владимир и Ярослав, Всеволод и Ольга и т.д.

· Следующий пласт - происхождение и смысл РУССКИХ ФАМИЛИЙ. Нам уже понятно, что Иванов-Петров-Сидоров это чисто христианские фамилии от святых Иоанна, Петра и Исидора. Но вот смысла повести «Собачье сердце» Булгакова мы не поймем, если не будем знать, что фамилия профессора Преображенского несет в себе идею христианского двунадесятого праздника Преображения, дня, в который человек Иисус Христос преобразился на горе Фавор и показал себя Богом. Ведь профессор берет на себя божью функцию – творит новое разумное существо. Что из этого получилось, известно. Собачье сердце не преобразилось. Намек на революционеров, которые после революции поставили цель создания нового, особого советского человека. Подобные фамилии – Воздвиженский, Добролюбов, Космодемьянская, Рождественский, Успенский, Троицкий и т.п. – получали наиболее выдающиеся выпускники православных семинарий в честь тех или иных церковных праздников или понятий.

· Огромное количество общеупотребляемой ЛЕКСИКИ вошла в наш язык через церковно-славянский язык, долго бывший языком книжности и международного общения. Ниже приведены пары из церковно-славянского и русского слов (в скобках – русское слово с тем же корнем):брадобрей (борода), храм (хоромы), платок (полотно), глава (голова), брань (оборона), младенец (м о лодец), кладезь (колодец), бремя (беременная), власяница (волосы), власть (волость), чреда (очередь), сладкий (солод), здравствуй (здоровье), облако (оболочка), равный (ровный), ладья (лодка), работа (хлебороб), горящий (горячий), освещение (свеча), мощь (полномочия), тщание (чаяние), пещера (Печоры, Печерский), всенощная (ночь), прежде (опережать), невежда (невежа), вождь (вожатый), нужда (нужный), порождение (народ), чуждый (чужой), гражданин (горожанин), между (межа), юродивый (урод), агнец (ягнёнок), юшка (уха), аз (я), небо (нёбо), крест (крёстный), твердь (твёрдый), совершенный (совершённый), пекло (испёк), чернь (чёрный). Согласимся, что эти пары выражают разные понятия или употребляются для разной стилистической окрашенности; без церковнославянизма не обойтись. Есть православные церковнославянские слова, совершенно потерявшие свои древнерусские аналоги: благо, враг, храбрый, шлем, работа, овощи, тщетный, юноша, жертва…

Приметами церковнославянизмов являются следующие признаки:

1. Неполногласие («Млечный путь» вместо «молочный»),

2. Начальные ра-, ла- («ратник»),

3. -щ-, соответствующее -ч- в исконно-русских словах («полунощник»-«полночь»),

4. -жд-, соответствующие -ж- в исконно-русских словах («надежда» - «надёжный»),

5. Начальные а-, ю-, е- на месте я-, у-, о- в исконно русских словах (например, «единица» вместо «один»),

6. -е- под ударением после мягкой согласной (в исконно-русских словах – -о-: «одежда» - «одёжка»).

7. Приставки пре- (= иск.-рус. пере: «предать» - «передать»; пре- (=очень) – «прекрасно»; из-(ис-)(= иск.-рус. вы-: «избранный»-«выбор»; низ-(нис-)(= иск.-рус. с-: «низвержен»-«сброшен»; без- (бес-)– «бессмертие»; вос- (воз-: «возобновить», «восхищен»; со- (=иск.-рус. с.: «сокровище»-«скрытый».

8. Суффиксы -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- (иск.-рус. – -уч-/-юч-, -ач-/-яч-) стали суффиксами причастий (иск.-рус. – прилагательных): «скачущий», «палящее»; -енн-: «священный»; -айш-/-ейш- (превосходная степнь прилагательных: «тончайший»; суффиксы существительных: -знь-: «жизнь»; -ын(я): «гордыня»; -тв(а)-: «жатва»; -ств(иj)-, -ств(о)-: «искусство»; (е)ни(j): «рождение»; -ость-: «радость»; -ищ-: «жилище»; -тель-: «родители»; -таj -: «глашатай»; -ч(ий): «ловчий»; -ец-: «венец»; -арь-(-ырь-): «лопарь», «пастырь».

9. Сложение корней (основ): «благодеяние», «добродетель» и т.д.

В современном русском языке без церковнославянизмов не обойтись.

· Без обращения к православной культуре невозможно понять Х-образный крест российского военно-морского АНДРЕЕВСКОГО ФЛАГА, ведь именно на таком кресте был распят Апостол Андрей Первозванный, который, по Нестору-летописцу, первым благословил как южную, так и северную части нашей прародины и является покровителем России и Украины.

· Не понять и ГЕРБ ГОРОДА МОСКВЫ, изображенный на наших КОПЕЙКАХ, на которых мы видим вмч. Георгия Победоносца, покровителя князя Юрия Долгорукова. И становится понятным особая нелепость нашего конфликта с Грузией, на гербе и в названии которой тот же великомученик Георгий.

· Или ДВУХГЛАВЫЙ ОРЕЛ на рублях? Ведь до революции он обязательно увенчивался крестами. Этот символ взят из Византии, из ее идеи о симфонии двух типов власти: светская власть организует земную жизнь граждан и поддерживает духовную власть, духовная власть занимается духовной жизнью людей и молится о власти светской. Над обеими – крест Христов, то есть обе от Бога и обе будут судимы Богом. А сейчас на головах орла крестов нет. Как, впрочем, и во многих душах. Может, потому рубль девальвируется, власть не заботится о народе, а души мельчают?

· Мы не поймем ФРЕСКИ и ИКОНЫ. Будем объяснять изображения, подобные изображению евангелия на иконе святителя Николая Чудотворца, незнакомством иконописца с законами перспективы, и предков своих презирать.

· Мы не поймем такие КАРТИНЫ, как «Явление Христа народу» Иванова, «Воскрешение дочери Иаира» Поленова, «Мадонны» Рафаэля, и творчество многих и многих русских и зарубежных художников. В результате духовного одичания наши свещницы вынуждены выслушивать такие просьбы, как: «А можно мне иконку Богородицы, но не с мальчиком на руках, а с девочкой?»

· Нам будет только казаться, что мы понимаем русскую ЛИТЕРАТУРУ, без изучения Православной культуры:

ü Татьяна Ларина заявляет любимому ей Евгению Онегину: «Но я другому отдана, и буду век ему верна» в соответствии с 7-й Синайской заповедью «не прелюбодействуй», усвоенной ею с детства (кстати, эти заповеди общие для христианства и иудаизма).

ü Маша Миронова Петру Гриневу: «Не будет нам счастья без родительского благословения» – это 5-я заповедь о почитании родителей.

ü М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Бородино»: «Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы» выражает православную идею о Промысле Божием.

ü Ее же так замечательно объясняет своим романом «Война и мiр» гениальный Лев Толстой. Кутузов, по Толстому, понял ее, а другие русские генералы – нет. Между прочим, Наташа Ростова исцеляет свою раненую душу после истории с Анатолем Курагиным, говея и причащаясь.

ü У Тютчева читаем «Брала знакомые листы, И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело» - строчки невозможные у атеистов или сектантов-иеговистов, не верующих в посмертное существование души.

ü Знание, что такое ки(в)от, поможет в будущем понять стихотворение «Ветка Палестины» Лермонтова:

Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой...
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.

ü А чтобы понять стихотворение Блока «Девушка пела в церковной хоре», написанного в 1905 году на известие о разгроме русской эскадры в Цусимском проливе («что в тихой гавани все корабли»), надо знать, что такое Царские Врата и Причастие Святых Христовых Тайн:

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад

Алтарь отделен иконостасом, т.е. как бы гранью телесной смерти, от основной части, которая символизирует Царствие земное. Через Царские врата в иконостасе к нам приходит Царь – Христос, и мы в Нем во время службы попадаем в Царствие Небесное. Солея – возвышение на пути в алтарь – символ необходимости подняться над собой, чтобы попасть в Царствие Небесное.

На амвоне – центральной части этого возвышения – и получает человек (до революции это чаще всего был именно ребенок) Тело и Кровь Богочеловека, через которые и становится причастен всеведению Бога. То есть все в храме еще надеялись на благополучный исход, а соединившийся с Богом младенец уже плакал о гибели кораблей.

ü Вне православного контекста невозможно понимать Достоевского, Лескова, Чехова, Блока, Шмелева, Есенина, Булгакова, Пастернака, Заболоцкого, Бродского, В. Распутина и т.д.

· От нас будет ускользать смысл произведений классиков ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Данте Алигьери, Джона Мильтона, Уильяма Шекспира, Чарльза Диккенса, Сельмы Лагерлёф, Грэма Грина, Уильяма Голдинга, Гилберта Честертона, Джона Толкиена с его «Властелином колец», Клайва Льюиса и др.

· Смысл советского и российского КИНОИСКУССТВА тоже далеко не исчерпывается коммунистическими или светскими идеями:

- «Солярис» Тарковского заканчивается сценой из Притчи о возвращении блудного сына, «Андрей Рублев» - изображением иконы «Троица», «Сталкер» Тарковского раскрывает хаос в душе советского человека через сцену «антитроицы» ближе к концу фильма.

- «А зори здесь тихие» Ростоцкого построены на православной идее обретения безмолвия, то есть обретение душевного мира через подвиг одухотворения и победы над своим эгоизмом.

- «Обыкновенное чудо» Захарова эзоповым языком представляет взаимоотношения Бога и Его свободного в своих действиях творения.

- «Плохой хороший человек» Хейфица по рассказу Чехова – насквозь христианский фильм о грехе, покаянии, преображении, прощении и победе над гордыней.

- «На всю оставшуюся жизнь» Фоменко построен весь на новозаветной идее милосердия и противостояния злу добром и истиной.

- Современный фильм «Остров» Лунгина вообще слеплен из цитат и эпизодов жизни православных старцев.

- В комсомольском фильме «Неуловимые мстители» почему-то звучат строки о вечности существования человека: «Мы ведь целую вечность собираемся жить». Более того, эти бессмертные люди, как святые в христианстве, могут прийти к нам на помощь из иного мира: «Вы нам только шепните, мы на помощь придём».

· Вне православного контекста невозможно понять РУССКУЮ ИСТОРИЮ. В результате люди читают больного на голову Фоменко, Бушкова, а потом в тихом ужасе бегут за границу. Так ничего и не поняв в исторических процессах на русской земле.

- Почему св. благ. вел князь Александр Невский подчинился Батыю, безразличному к религиозным верованиям завоеванных народов, но бился со шведами и немцами-католиками, которые насильно переделывали душу в захваченных областях?

- Почему св. благ. вел. князь Димитрий Донской перед Куликовской битвой заезжает к прп. Сергию Радонежскому?

- Как и почему возникали наши северные монастыри и поселения возле них? Все сейчас едут на юг, а тогда люди переселялись на север. Для понимания этого явления надо знать, что такое Северная Фиваида, а заодно, что такое Южная.

- Почему Козьма Минин стал собирать ополчение только после видения прп. Сергия Радонежского?

- Почему более 50 тыс. карел убежали с родины на территорию России после захвата шведами-лютеранами Приладожья?

- Почему на Бородинском поле все русское войско молится перед Смоленской иконой Божией Матери?

- Зачем не имевший поражений на суше Суворов пел в церкви на клиросе, а не имевший поражений на море св. прав. адмирал Феодор Ушаков под конец жизни жил в монастыре?

- Из-за чего царь Николай I начал так называемую Крымскую войну?

- Почему св. царь-страстотерпец Николай отказался бежать из России?

- Почему при переписи 1937 г. под угрозой ареста и расстрела половина населения СССР объявили себя верующими?

- Почему один из главных идеологов холодной войны Бжезинский назвал Православие последним своим врагом в России?

Россию, как минимум, трижды спасала от полного развала и гибели только Православная идея: после Батыева нашествия, в Смутное время и во время Наполеоновского нашествия. Многие считают, что и в Великой Отечественной войне патриотизм защитников Родины базировался на вере, ведь 50% населения в 1937 г. объявили себя верующими. Без Православия России не было бы даже в домонгольских границах.

· Мы забываем, что ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ возникли в обществе благодаря христианскому признанию ценности каждой человеческой личности. Скажем, и в Римской империи, и в Афинской республике большинство населения были рабы, и они считались вещью рабовладельца, которую можно в любой момент убить. В России пик закрепощения крестьян пришелся на правление наиболее расхристанной императрицы – Екатерины II. Забота о стариках и больных в дохристианском обществе являлась личным делом семьи, если семья была. Только нравственное влияние Церкви, основывавшей богадельни, привело в конце концов к соответствующей государственной политике и вызвало подобные же явления и во всем мире. К примеру, первыми сестрами милосердия стали в осажденном Севастополе монахини Крестовоздвиженской общины Санкт-Петербурга. В учебнике о. Андрея есть тема «МИЛОСЕРДИЕ» - нужно этому учиться или нет?

· В этом контексте можно долго дискутировать о самом понятии «СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА», насколько она пропитана базовыми христианскими ценностями и насколько ее испортили большевицкие идеи. Бесплатная советская медицина, бесплатное советское образование – откуда они? От Маркса, или от идей французских просветителей, или же от Христа в конечном счете? Мы знаем, что и французская, и русская революции были крайне кровавыми. Но что вовлекло в революцию массы? Не та же ли идея любви к ближнему, которая просто сошла с рельсов? Читаем, например, Некрасова. Крестьянку, которую лупцуют на площади по приказу атеиста-барина, Некрасов, называет сестрой[2]. Не так ли поступали и святые, тот же прп. Сергий Радонежский? Во всяком случае, я готов с фактами в руках доказывать, что советские ценности подверглись сильному влиянию христианства, и особенно высветлились в послевоенное время. В любом случае, темы учебника Кураева «ПОДВИГ» и «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» будут близки тем, кто любит Тимура и его команду, и поможет понять, почему Церковь благословила верующих на вооруженную борьбу немецко-фашистских захватчиков, а тема «ЗАПОВЕДИ» откроет глаза на историю возникновения «Морального кодекса строителя коммунизма», как об этом повествует один из его создателей Ф.Бурлацкий:

http://gra.ros-adv.ru/magazine.php?m=60&a=3

http://kprf.ru/rus_soc/108469.html

· Но, конечно, самая страшная потеря, ломка стен и фундамента, происходящая на наших глазах из-за утраты христианских культурных корней – это затмение до полного затирания христианских понятий «СОВЕСТЬ», «РАСКАЯНИЕ» (так звучат названия двух тем в учебнике о.Андрея Кураева), «ГРЕХ» и «ИСТИНА». Грех – это ошибка, буквально «промах». Это искажение нормы. А нам сейчас говорят: «А почему нельзя? Это мое видение. У каждого, дескать, своя правда». А потому нельзя, отвечает христианская культура, что существует норма, что человек сотворен Богом именно таким, а не каким кому вздумается. И Идеалом всегда сияет Христос, то есть Бог, который стал человеком и жил в нашем мире, по нашим законам и доказал, что можно оставаться человеком даже в самых страшных обстоятельствах. А отпадение от этого идеала есть грех, и он портит нашу жизнь, разрушает нашу природу и, в конечном счете, убивает. Православная же культура, например, знакомство с личностью праведного Иоанна Кронштадского, напоминает об этом идеале, о том, что возможно жить по совести и по правде.

· И уж конечно, только благо будет, если наши дети в 4-м классе изучат такую тему как «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ», гласящее: поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе (Мф. 7:12).

· Наверное, культурному человеку неплохо бы знать, почему В КАЖДОМ НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ до революции был ХРАМ ИЛИ ЧАСОВНЯ, от которых часто остались лишь развалины или фундамент. На фотографии внизу полуразрушенный храм Рождества Христова из деревни Верхручей Прионежского района Карелии. Церковь эта была построена в 1914 г. на деньги, собранные жителями деревни, «всем миром».

· Почему храмы имеют такую АРХИТЕКТУРНУЮ ФОРМУ? Обычно это форма корабля, напоминающая о Ноевом ковчеге, в котором спаслись верующие от потопа (Быт. 6-7). На восток глядит полукруглый Алтарь. Это часть храма, соответствующая Царствию Небесному. По другую сторону иконостаса – Царствие Божие на земле, то есть земная Церковь, в которой люди еще находятся в борении с грехом. Соединяет оба мира Христос – Бог и Человек, Царь обоих миров – невидимо входящий и исходящий Царскими вратами вместе со священнослужителями. В это верили наши предки, и та вера выразилась в архитектуре храмов почти всех городов и весей.

· Как объяснить гостям-туристам смысл особенностей Кижей, Соловков и Валаама – главных туристических достопримечательностей в Карелии? Как объяснить иностранцу, почему на храме есть купола, почему они такой формы? Надо знать, что православный храм в вертикальном измерении изображает собой Церковь. Писание называет Церковь Телом Христовом (Еф. 1:22-23), которое объединяет и оживотворяет верующих. Тело Христово символизируется самим зданием. А Главой этого Тела является не Патриарх даже, а Сам Христос (Кол. 1:18), о чем напоминает главный купол, или, как говорят, ГЛАВКА.

· Ну, а прочие купола – это символ апостолов или ангелов. В целом, это символ соборности Церкви, ведь Бог есть любовь, Он является Отцом, а Церковь – это семья, где часть своих полномочий Господь передает старшим братьям, например, Апостолам. Так, четыре купола вокруг главного купола изображают четырех Евангелистов.

· А побывав на Валааме, можно узнать смысл слова «СВОИ ПАЛЕСТИНЫ». Ведь валаамский монастырь постарался воссоздать на своей земле основные палестинские христианские святые места, и теперь можно побывать в Гефсиманском саду или у Гроба Господня, не выезжая за пределы Карелии, а Преображенский собор Валаама, конечно же, возвышается на горе Фавор.

· Почему таковы НАЗВАНИЯ ХРАМОВ? Например, Крестовоздвиженский собор освящен в честь праздника воздвижения Креста, то есть воспоминания того события, когда христианство силой веры и стойкости, силой Божией победило в неравной борьбе с государством. В результате этой духовной победы императрица Елена организовала экспедицию по поиску креста (то есть орудия позорной казни), на котором был распят Христос. Когда Крест нашли, пришлось его поднимать – воздвигать – чтобы все могли увидеть.

************************************************************************

Что касается РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА к этому учебнику, мы можем предложить следующие мысли.

Урок 1. Карелия – наша малая Родина. В начале летописной истории населена так: славяне (русские), ижора (ингрия), корела, весь (вепсы), чудь (финское племя), лопь (саамы). Сейчас русские, украинцы и белорусы – 88%, карелы 7,4%, финны 1,4%, все прочие – 3,2%.

Источники по религиозным взглядам населения Карелии: палеография, православные летописи. Никакой русской / славянской литературы до Крещения Руси не существует. «Велесова книга» - подлог. «Калевала» записана в XIX в. – 1835 г. первое издание, причем в обработке Леннрота, то есть источником по верованиям древних карел эта книга не является. Сказки записаны в XIX-XX вв. Былины записаны в XVIII-XX вв. и наполнены христианскими образами. Никакой мусульманской, иудейской культуры или буддийской культуры на территории до конца XX века на территории Карелии не было.

Урок 18. Как христианство пришло в Карелию?

Через Новгород, куда оно пришло через год-два после Киева. Язычество было обречено. С запада давило агрессивное монотеистическое католичество, с востока – агрессивное монотеистическое мусульманство. На юге сверкала культурой и силой православная монотеистическая Византия. Язычество, с его разными местными божками и противоречивыми местными культами, не способствует единению народа. Князь Владимир, понимая это, сначала пытается создать монотеистический культ Перуна. Но затем, отвергнув посланников от иудаизма и мусульманства и послав делегации к римо-католикам и православным, услышал от посланных: «Во время службы в Константинополе мы не знали, на земле мы или на небе» (см. «Повесть временных лет»). С тех пор наше отношение к Богу, к человеку, к культуре, к государству родом из Византийского Православия.

Некоторое сопротивление крещению среди всех городов Руси оказано только в Новгороде, Муроме и Ростове. В Ростове язычники убили епископа, в Муроме язычники убили сына князя. Однако муромцы, побежденные великодушием христианского князя и прямым чудом, в том же году покаялись и приняли крещение, а новгородцы со временем стали самыми ревностными христианами. Вспомним знаменитое новгородское «Умрем за святую Софию!», т.е. за Софийский храм. Любой турист, посетивший, скажем, Ярославово дворище в Новгороде, не может не поразиться количеству и «густоте» храмов, построенных разными новгородскими группами населения.

Лаврентьевская летопись: в конце XI – начале XII вв. на берегах Ладожского и Онежского озер Вотской пятины Великого Новгорода насчитывалось 137 монастырей, из них 42 карельских. И это еще до массового крещения карел! Массовое крещение карел состоялось при Ярославе Всеволодовиче, отце Александра Невского: «В лето 1227… князь Ярослав Всеволодович, послав, крестил множество карел, мало не всех людей». Это была реакция на насильственное крещение шведами в католичество. Результат подобного насильственного крещения католической миссией мы видим, например, в истории прусского народа, который исчез, частично уничтоженный немцами, частично онемеченный. Ничего подобного в миссионерской политике новгородцев мы не видим. Во второй половине XX века в Новгороде найдена берестяная грамота, датируемая 1250 г. На ней церквно-славянскими буквами на карельском языке написан заговор против молнии, который завершается неожиданно церковной фразой: «Бог судный правит». То есть, заговоры заговорами, а последнее решение все равно за Богом, судящим по делам человека. Это явление – двоеверие – свидетельствует о ненасильственном проникновении христианства в народную среду.

Присутствие искренних христиан среди ингерманландцев видим в житии блгв. вел. кн. Александра Невского. В 1240 г. старшина Ижоры именем Пелгуй, крещеный с именем Филипп, на службе Александра, перед Невской битвой видит святых мчч. кнн. Бориса и Глеба.

С развитием системы погостов и приходов, языческий элемент верований неславянских народов, населяющих Карелию, последовательно уменьшается. Храм или часовня становятся обязательным элементом православного поселения, как русских, так и карел и вепсов. Это можно проследить на остатках разрушенных в XX веке Сямозерской и Водлозерской цивилизаций (40 деревень – 40 часовен и 1 храм как центр религиозной жизни). Великий святой всероссийского значения, преподобный Александр Свирский – вепс, как и его ученик прп. Иона Яшезерский.

В связи с тем, что в конце XVI века Русская Митрополия становится Патриархатом, в 1595 году основывается Корельская епархия. Характерной стороной деятельности первого Корельского епископа становится миссионерство и развитие народного просвещения. В Смутное время епархия прекращает свое существование. Твердость карел в Православии можно увидеть в факте массового переселения карел в Россию при шведской власти (не менее 50 тыс. с 1617 г. по шведским данным). Тоталитарная политика шведской государственной лютеранской Церкви не терпела тогда никаких религиозных отклонений, насильственное обращение в лютеранство привело к массовому бегству тех карел, которые хотели сохранить православно-христианскую веру.

Возобновляется наша епархия, опять-таки с целью распространения христианского просвещения, в 1828 году под названием Олонецкой. Первый епископ (впоследствии архиепископ) вновь открытой епархии Игнатий через год после начала своего епископского служения (в 1829 г.) открывает семинарию в Петрозаводске. Для обеспечения высокого уровня преподавания сей ученый муж не только сам участвует в процессе обучения и воспитания, но и добивается выписки литературы и преподавателей из других семинарий. Одним из семинарских предметов становится карельский язык. С 1830-х гг. начинает развиваться система церковно-приходских школ, финансируемых как Церковью, так и государством. Эта система легла затем в основу сети всеобщего бесплатного образования в нашем крае.

Урок 25. Монастырская культура в Карелии.

(Фото/видео) экскурсия в Важеозерский монастырь/ на Валаам/ Соловки. Многие монастыри Карелии возникли в эпоху «Северной Фиваиды». Само название происходит от Фиваиды египетской, области, в которой в IV-V вв. огромное количество населения, в некоторых местах до половины, приняли православное монашество. Схожий процесс шел в Северной Руси в XIV-XVII вв., когда древний Валаам стал называться Великой Лаврой, когда были основаны Александро-Свирский и Соловецкий монастыри, и множество небольших монастырей, основанных валаамскими и свирскими монахами. Почему эти люди шли на север, в малопригодные для проживания места?

Как говорит в фильме «А зори здесь тихие» старшина Васков о монахе Флегонте («Легонте»), тот «безмолвия искал». Безмолвие, исихия в Православии – прекращение «молвы», т.е. внутреннего мятежа и дисгармонии в человеке, исцеление души от страстей и восстановление главенства духа через постоянное богообщение. Достигший безмолвия человек становится проводником Божией благодати. Воздействие же благодати на человека описано в Евангелии так. Когда три апостола взошли со Христом на гору Преображения и вкусили от «Царствия Божия, пришедшего в силе», Петр воскликнул: «Хорошо нам здесь быть», - и предложил остаться жить там, на голых скалах, для чего построить несколько шалашей (Мф. 17:1-5, Мк. 9:1-8).

Вслед за монахами, стяжавшими фаворский свет, благодать, шли миряне, искавшие успокоения от вражды, царившей в мiре. Так возникали крестьянские поселения вокруг монастырей (самый известный пример – Сергиев Посад).

Кроме прямого духовного воздействия, монастыри воспитывали окружающее население. Известен случай из жития прп. Александра Свирского, когда он отказался принимать пожертвование от некоего мирянина Григория, рука которого «смердела» от того, что тот ударил ею свою мать. Монастыри долго являлись центрами просвещения для местных жителей. К примеру, первым учебным заведением, где начали изучать карельский язык, была семинария, основанная в XVIII веке при Александро-Свирском монастыре. При монастырях были библиотеки и часто школы для детей. Монастыри были примером для мирян и в введении хозяйства. Известно, что на Соловках монахи выращивали виноград и арбузы, немыслимые сами по себе в Карелии.

Влияние крупных северных монастырей на окружавшие волости было огромным еще и потому, что эти волости были приписаны к монастырю и находились под его управлением. Хорошо это или плохо, можно судить по грамотам сщмч. Филиппа, митрополита Московского и Всея Руси, в бытность его игуменом Соловецким. Общая тенденция — защита крестьян от произвольных поборов администрации: «А от поруки не давать ничего». «Не дают ничего», «не взять ничего»... проходит через всю грамоту. Монастырь, пользующийся правом суда над своими крестьянами, в случае тяжбы их с чужими людьми (и в случае тяжких преступлений) защищает их перед судом царского волостеля в Выгозере. Доводчик должен сопровождать тяжущихся на волостельский суд «и крестьян на суде беречь накрепко, а от того у крестьянина поминки (подарки), на езду, не имати доводчику ничего».

Забота о нравственности со стороны духовной власти сказывается в строгих мерах против пьянства и игры в кости. Чтобы вполне оценить смысл подобной строгости, следует иметь в виду, что, по преданию, св. Зосима совершенно запретил в монастыре употребление вина. Этот запрет был распространен и на монастырских крестьян. Точно так же вплоть до конца царской России, все корабли, приходившие на Валаам, сначала досматривались на Никольском скиту, причем найденный алкоголь тут же выливался в озеро.

В 1794 г. группу из шести валаамских иноков и двух иноков с Коневца, во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым), направили в Северную Америку, на русскую тогда Аляску – для устройства там православной миссии. Среди них был и валаамец Герман. Архимандрит Иоасаф с несколькими иноками погибли при кораблекрушении, но Герман, добравшись до Аляски, достойно исполнил свой миссионерский долг: через некоторое время число крещеных алеутов достигало уже 12 тысяч, а сами они – еще при жизни Германа – почитали его как святого. Помимо прочего, иноки защищали местное население от некоторых алчных и грубых нравами сотрудников Русско-Американской компании. Эта миссия находится у истоков Православной Церкви в Америке.

Урок 28. Отношение к защите Отечества в православной культуре.

Признавая войну злом, Православная Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних, таким как офицеры российского спецназа, ценой своих жизней освобождавших заложников-детей в Беслане в сентябре 2004 г. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Например, вмч. Димитрия Солунского. Самый известный пример такого отношения к воинскому делу – благословение преподобного Сергия Радонежского св. благ.вел. князю Димитрию Донскому на битву с Мамаем.

Это отношение может быть проиллюстрировано на примере обороны г. Корела в 1610-11 гг. под руководством воеводы И.М.Пушкина и епископа Сильвестра. Когда избранный в Москве на царство Василий Шуйский в 1909 г. передал приладожские города шведам-лютеранам, жители Корелы, не признавшие Василия законно избранным царем, встали на защиту города. После шестимесячной обороны, вдохновляемой епископом Сильвестром, из 2500 защитников в живых осталось около 100. Шведы требовали выдачи Сильвестра. Тогда осажденные пригрозили взорвать пороховые запасы, после чего город был сдан на почетных условиях, все его защитники ушли вместе с оружием.

Можно в этом уроке кратко вспомнить и оборону Соловков во время Крымской войны 1854 г., и действия полковых священников, под пулями исповедовавших и причащавших умирающих солдат, и участие священников в Великой Отечественной войне, и поездки священников в Чечню уже в наше время.

Православное отношение к защите Отечества отчетливо выразилось в создании Смоленского скита Валаама. В 1914 г. Великий Князь Николай Николаевич с семьей побывал на Валааме и выразил желание устроить на острове скит, где 12 старцев-схимников неусыпно читали бы Псалтирь с поминовением воинов, павших за Веру, Царя и Отечество. Скитский храм был освящен в 1917 г. Его венчали две шлемовидные главы. В скиту поселился иеромонах и ежедневно поминал погибших в Великую Войну героев. Подробнее об этом http://www.mospat.ru/ru/documents/social-concepts/viii/

Урок 29. Отношение к труду как к послушанию в Карелии.

Труд был даже в Эдеме: Бог благословил первых людей хранить и возделывать райский сад. Тунеядство считается в православной культуре грехом. Списывание, обман учителей, лень, праздность, «убить время» - грех. Делу время – потехе час. У монахов потехи нет.

В этом уроке можно рассказать детям о системе каналов на Соловках, созданной при игумене сщмч. Филиппе (Колычеве), о тех же соловецких арбузах и валаамских садах, о валаамских дорогах среди скал, о том, как развалилась после революции коммуна в бывшем Муромском монастыре, потому что «строители новой жизни» не смогли заниматься сельским хозяйством так же самоотверженно, как монахи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: