Развитие речи

О

дним из важнейших событий в психическом развитии ре­бенка раннего возраста является появление активной речи. Возникает она не сразу, истоки ее закладываются в мла­денчестве. В своем развитии речь проходит несколько этапов.

Первый этапподготовительный или довербальный. В рамках его на первом году жизни ребенка складывается устойчивое избирательное отношение к речевым звукам, ис­ходящим от взрослого, предпочтительное выделение их из других звуковых воздействий. Одновременно происходит формирование избирательной чувствительности к характе­ристикам речевых звуков — фонематический слух. Развитие фонематического слуха и интереса к речи взрослых являют­ся основными предпосылками возникновения у ребенка в конце первого года жизни пассивной речи или понимания ре­чи окружающих.

Второй этаппереходный, или этап возникновенияречи. В рамках его происходит интенсивное развитие понимания де-


80 II- Особенности развития ребенка раннего возраста


5. Развитие речи



тьми речи окружающих и овладение активной речью — приоб­ретение ребенком способности самому использовать речь в об­щении с другими людьми и прежде всего со взрослыми. Это происходит на втором и третьем году жизни. Возникнове­ние речи связано с интенсивным формированием фонематичес­кого слуха, овладением речевыми образцами (словами) и стремлением использовать их в общении с окружающими. Уже на втором году жизни дети проявляют более высокую чут­кость к фонемам родного языка по сравнению с иностранными. Третий этапэтап речевого общения. Уже в рамках пе­реходного периода развития речи начинается овладение де­тьми строем родного языка: его лексикой, грамматическими формами и т.п. Их совершенствование составляет основное содержание третьего этапа развития речи.

Значение лепета для появления первых слов ребенка. Как правило, появлению активных слов ребенка предшествует лепет — систематическое повторение согласных и гласных звуков типа «бабабаба», «мамама», «татата» и пр. Лепет от­личается двумя особенностями: непроизвольностью произне­сения слогов и отсутствием в них какого-либо содержания. Лишь с помощью взрослого происходит переход от бессмыс­ленных звуковых сочетаний к словам, имеющим значение. Как это происходит? Приведем пример.

Ребенок лепечет «бабабаба». Мама улыбается ему, ки­вает головой, подносит к бабушке, повторяя за ним «ба-ба», показывает на нее. Так взрослый старается преоб­разовать лепет в слово. Аналогично происходит действие и с другими звукосочетаниями, которые взрослый «пере­адресовывает» тем или иным предметам, людям, живот­ным. Этот процесс достаточно сложен. Ведь произнося нескончаемое «бабабаба» ребенок действует со звуками не­произвольно, они как бы льются сами собой. Но чтобы спе­циально произнести слово «баба», необходим определен­ный уровень произвольности. Таким образом, лепет не переходит прямо и непосредственно в речь. Значение его состоит в том, что он является своеобразной артикуля­ционной и интонационной тренировкой, подготавливаю­щей появление активной речи.

Сроки появления ее, темп и характер развития во многом индивидуальны. Вместе с тем существуют общие закономер­ности речевого развития на протяжении раннего возраста.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: