Третий год жизни

Детей третьего года отличает высокая речевая активность. Они говорят много, сопровождая речью почти все свой дейст­вия, порой ни к кому при этом не адресуясь. Они повторяют


84 И. Особенности развития ребенка раннего возраста


5. Развитие речи



все, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструк­ции и незнакомые слова, часто даже не понимая их смысла; «играют» словами, повторяя одно слово с разными интонаци­ями, с удовольствием рифмуют слова («Натка-карпатка», «Светка-карбетка»). Речь становится особым предметом дея­тельности малышей, в котором они открывают все новые и новые стороны.

Ребенок третьего года жизни не только любит слушать речь взрослого, стихи, сказки, он может запомнить и воспро­извести стихотворение; к концу третьего года — пересказать слышанную от взрослого сказку.

В этом возрасте стремительно развиваются все стороны ре­чи ребенка. Речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности.

Более разнообразными становятся поводы его обращения i к взрослому. Малыш хочет рассказать о том, что он сделал; ищет объяснения непонятного; просит показать, как надо что-то сделать; может развернуто рассказать об увиденном, придумать собственную историю, выразить словами свои же­лания, поделиться переживаниями. Он задает вопросы по по­воду всего, что видит вокруг. Малыша пока еще интересуют внешние свойства вещей, но этот интерес является ступень­кой к следующему возрастному этапу — дошкольному, воз­расту «почемучек». Характерно, что один и тот же вопрос ре- ' бенок может задавать и по поводу известного ему предмета и его названия. Этот факт свидетельствует о том, что он ищет у взрослого не только информацию об окружающем, но и по­буждает его к общению. Ему нравится внимание взрослого и собственная способность задавать вопросы.

К трем годам ребенок обладает большим словарным запа- * сом, использует почти все части речи, в ней появляются па­деж и время. На третьем году овладевает предлогами и наре­чиями (над, под, на, рядом), некоторыми союзами (как, пото­му что, а, и, когда, только и пр.).

Усложняется структура речи. Ребенок начинает пользо­ваться многословными предложениями, вопросительной и восклицательной формами, а со временем и сложными при­даточными предложениями. Речь его быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие воз­можности для разностороннего общения малыша с окружаю­щими, в том числе и сверстниками.


Однако и в этот период у детей довольно часто встречают­ся грамматически неправильные фразы («Это Милочкин бабушка», «Я бегом бежу»). Они не всегда справляются с грамматическими формами, заменяют одни слова другими, создают свои слова. Все это делает их речь своеобразной, при­влекательной, выразительной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: