«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Бытие 12:1-2).
Авраам — отец всех верующих. Авраам — один из первых начал свои отношения с Богом через веру, поэтому благословение, которое Бог хочет дать людям, называется «благословение Авраама».
Был ли благословен Авраам с самого начала своей жизни, или же все-таки, как и каждому из нас, ему пришлось заплатить определенную цену за благословение?
Один из разделов устной Торы гласит: в раннем детстве, как-то ночью, Аврам посмотрел на звезды и подумал: вот они — божества, но с появлением Солнца, звезды растаяли. Тогда Аврам подумал, Солнце — это и есть божество, которому следует поклоняться. Но Солнце зашло за горизонт, и Аврааму показалось, что божеством, является Луна. Когда же ослабел и свет Луны, он воскликнул: «И это не божество. Должен быть Тот, Кто сотворил и звезды, и Луну и Солнце».
|
|
Возможно, эти размышления натолкнули Авраама на то, что должен быть Кто-то Единый и Всемогущий, Который создал Вселенную и управляет всем миром — Единый Бог.
Еще в одной истории сказано о том, что в доме Фарры, отца Аврама, стоял один большой идол и множество маленьких. Когда дома никого не было, Авраам разбил всех маленьких идолов, а в руки большого вложил палку. Фарра увидел, какой ущерб нанес Аврам его имуществу, спросил: «Кто это сделал?» Аврам ответил: «Идолы поссорились между собой. И самый большой из них, взял палку и разбил всех остальных». Фарра в гневе сказал: «Но в них же нет жизненной силы, чтобы сделать это». Аврам ответил: «Почему же тогда ты к ним каждый день обращаешься в молитве? Могут ли они услышать тебя? И могут ли они помочь тебе?» Библия говорит:
«И сказал Иисус всему народу: так говорит Господь Бог Израилев: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам» (Иисус Навин 24:2).
Здесь речь идет о предках Авраама. В то время семья Авраама проживала в самом благоустроенном городе того мира — Уре Халдейском. Есть даже мнение, что слово «культура» происходит от слов «культ», и «ур» — название города. По всей видимости, в то время центром цивилизации был Ур Халдейский. А идолопоклонство в нем было привычным занятием для каждого человека.
Когда Бог впервые обратился к Аврааму, Он повелел ему выйти из места, где царило идолопоклонство. Уже здесь проявилась вера Авраама. Услышав голос Божий, он поверил, что с ним говорит Творец всей Вселенной, Который выше всех идолов Ура Халдейского. И Его нужно слушать. Бог дал указания выйти из Ура Халдейского и сразу же показал зачем: «Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя».
|
|
Бог не во всякое время и не на всяком месте дает благословения. Очень часто для того, чтобы войти в Божье благословение, приходится выйти из привычной, благоустроенной, но все же проклятой жизни. Благословение и выход из греховной жизни всегда идут параллельно. Если ты грешишь, нарушаешь 10 заповедей, поднимаешь свои руки и говоришь: «Бог, благослови меня», не думаю, что твоя молитва будет услышана. Для благословения надо исполнить требования Бога. Одно из них, самое первое — это выйти из греха, из идолопоклонничества, из «Ура Халдейского».
Действительно, во многих сферах своей жизни Авраам был счастливым человеком. О таких людях говорят: «Ему повезло». Аврааму действительно повезло. Библия говорит, что он был богат золотом, серебром и скотом. Плохо, когда ты родился в нищете, когда тебе приходится донашивать чьи-то вещи, питаться объедками, спать на продавленном диване с вылезающими пружинами. И хорошо, когда ты можешь с детства носить одежду, которая нравится, жить в доме, кушать вкусную пищу.
У Авраама материальных проблем не было с детства. Он был сказочно богат. И богатство, которое было у него как благословение, передавалось к тем, кто был рядом с ним. Племянник Авраама Лот, путешествуя некоторое время с Авраамом, также стал богатым, так что их стада на пастбищах были не поместительны.
«И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Пот с ним, на юг. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, До места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа. И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе» (Бытие 13:1-6).
Авраам был благословен финансово — это не то, о чем ему нужно было думать, переживать и молиться. Финансовое благословение, как само собой разумеющееся, пришло в его жизнь и сопровождало его до смерти.
Авраам прожил сто семьдесят лет, был полон сил и энергии для того, чтобы совершать длительные переходы по пустынной местности Востока. Он хорошо видел, хорошо слышал, он ничем не болел. Другими словами, Аврааму повезло со здоровьем.
Смело можно сказать, что с женой Аврааму тоже повезло. Сарра была послушная, смелая, и, невзирая на годы, очень красивая женщина. Когда ей было девяносто лет, ее красотой восхищались искушенные во всем цари. Когда женщина красивая и послушная — это очень редкое сочетание. Подчиняться мужу, выйти из благоустроенного города, где было все, и пойти в путешествие по пустыне, до конца не понимая его смысла, может только послушная и смелая женщина. Если мужчины должны стать детьми Авраама, то женщины должны стать детьми Сарры. Несколько раз Сарра спасла жизнь своему мужу, назвав себя его сестрой.
«... скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя» (Бытие 12:13).
Не берусь оценивать этот поступок Авраама, но поступок Сарры был достойный. Авраам удачно женился — это доказали годы.
Также вокруг Авраама была сильная команда верных и преданных людей. Команда триста восемнадцати человек, которые странствовали вместе с Авраамом, не понимая смысла этого путешествия. Хорошая команда людей, которые тебя не предают, людей, которые за тобой следуют и которые готовы выполнить любой твой приказ, — это, на сегодняшний день, редкое благословение, и оно было в жизни Авраама.
|
|
Когда Авраам узнал, что пять царей напали на Содом и Гоморру, где на то время уже жил его неудачник-племянник, Авраам решил вызволить его из плена и вооружил свою команду «рожденных в доме».
«Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана; И, разделившись, [напал] на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; И возвратил все имущество и Пота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ» (Бытие 14:16).
Триста восемнадцать человек под мудрым руководством Авраама разгромили пять царей и вызволили из плена Лота. С такой командой не страшно идти по жизни. Что это? Благословение!
Вот мы и дошли до одной из сфер жизни отца всех верующих, где благословения не было. А если говорить прямо — присутствовало проклятие. У Авраама и Сарры не было детей.
Я думаю, одна из причин, почему Авраам покинул Ур Халдейский — это обещание Божье произвести от него великий народ. Думал ли Авраам о великом народе? Скорее всего, в начале — нет. Но о том, чтобы снять позор со своей семьи и иметь полноправного наследника, я думаю, он мечтал. Когда Бог обратился к Аврааму, Он буквально зацепил за живое, когда начал говорить о рождении детей. Для него это была больная тема.
Что такое проклятие? Это твоя больная тема, то, о чем ты предпочитаешь не говорить. Многие люди смирились со своим проклятием, они приспособились к нему и годами живут с ним. Но когда Бог приходит, Он начинает трогать твои больные темы.
Когда Иисус Христос пришел в дом к Марии и Марфе, Лазарь уже был четыре дня во гробе. Иисус сказал: «Отнимите камень». Хотели ли Мария и Марфа, чтобы Лазарь был жив и здоров? Конечно, хотели. Они ждали Иисуса, они верили в то, что что-то изменится, но Лазарь умер. Четыре дня прошло после похорон. Мы со всем смирились, мы приняли эту смерть, как неизбежное. И вдруг приходит Иисус и говорит: «Отнимите камень». Ему говорят: «Господи, четыре дня уже смердит».
|
|
«Отнять камень» — это разрушить проклятие. «Воскресить Лазаря» — это восстановить благословение. Бог пришел восстановить благословение, которое изначально предназначалось для всего человечества.
В первой главе книги Бытие Бог благословил первых людей и сказал:
«И благословил их Бог, и сказал им Бог плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28).
Однако стоит нам перелистнуть четыре страницы в Библии, и мы видим, что прошло всего несколько поколений после Адама и Евы, и в жизни Авраама и Сарры эти слова уже не работают. Какие бы они ни прилагали усилия, «плодиться и размножаться» у них не получалось. Вместо Божьего благословения пришло проклятие. И Бог обратился к Авраму, чтобы разрушить проклятие и восстановить благословение.
У всякого проклятия есть причина. Для того чтобы увидеть эту причину, нужно обратиться к Библии. В книге Исход, 20 глава, с 1 по 18 стих, мы можем видеть 10 заповедей. Если говорить точнее — это Божий закон, который был дан всему человечеству через Моисея. Получил этот закон Моисей, но существовал этот закон вечно. Первая заповедь гласит:
«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исход 20:3-5).
Слава Богу, что благословение действует до тысячного рода, а проклятие только до третьего и четвертого рода, а не наоборот. Если бы благословение действовало до третьего и четвертого рода, а проклятие до тысячного, то людей на Земле уже не было бы. Божья милость превозносится над судом, однако суд все же существует.
Идолопоклонство родителей Авраама и Сарры вылилось в наказание для детей. Именно в семье Авраама была проблема бесплодия. Вот так действует проклятие.
«Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их» (Плач Иеремии 5:7).
«Ибо так говорит Господь Саваоф; как Я определил наказать вас, когда отцы ваши прогневали Меня, говорит Господь Саваоф, и не отменил» (Захария 8:14).
К сожалению, очень часто невиновные дети несут наказание за виновных родителей. Наказанием становится проклятие. Выход из проклятия возможен только посредством веры в спасительную жертву Иисуса Христа.
Пророк Иеремия предсказывал, что наступят такие времена, когда дети уже не будут нести наказание за грехи своих отцов. Это время полного владычества Иисуса в жизни и судьбе людей. Потому что единственным выходом из проклятия является наш Господь Иисус Христос.
«И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина, Но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иеремия 31:28-30).
В Израиле ходила пословица. Обычно пословицы придумывают наблюдательные люди, которые находят определенные закономерности в обществе. Так вот была такая закономерность: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина». Похожие пословицы существуют и в наше время. В России это: «Яблоко от яблони не далеко падает». В Украине: «Яка хата — такий тин, який батько — такий син».
Дети очень часто расплачиваются за грехи своих отцов. Это причина, по которой перестают существовать некоторые фамилии, а иногда и целые нации.
Итак, мы можем сделать вывод: проклятие бесплодия в семье Авраама — это результат идолопоклонства его предков.