Охарактеризовать методику ознакомления с пространством в среднем дошкольном возрасте

В среднем дошкольном возрасте дети учатся ориентироваться не только на себя, но и от себя. Задания носят игровой характер. Например, игра «Угадай, что где находится» (ребёнок определяет, что находится впереди, справа и слева от него; затем предлагается закрыть глаза и предметы меняются местами).

Дети учатся рассматривать предметы на картинках. Когда дети приобретают умения в различении основных пространственных направлений, необходимо научить их передвигаться в заданном направлении. Для этого используются различные игровые упражнения, дидактические игры. Например, игра «Куда пойдёшь, что найдёшь». Воспитатель располагает игрушки в разных направлениях, сначала в двух противоположных направлениях, затем в четырёх направлениях. Например, налево пойдёшь – куклу найдёшь, направо пойдёшь – мишку найдёшь, куда ты хочешь пойти и что ты хочешь найти? Дети передвигаются в указанных направлениях

Большое внимание уделяется в среднем дошкольном возрасте формированию умения ориентироваться на горизонтальной поверхности, на листе бумаги. Детям предлагают найти верхнюю и нижнюю полоски счётной карточки, раскладывать предметы в определённом порядке. Дети учатся находить середину – центр листа, что находится вверху посередине, внизу посередине, справа, слева, между ними, в уголках вверху, в уголках внизу. Дети учатся работать в тетради. Знания детей закрепляются в различных жизненных ситуациях (например, нужно правильно переходить дорогу, посмотрев сначала налево, а затем направо). Большие возможности для закрепления знаний предоставляются на физкультурных, музыкальных занятиях, на целевых прогулках, по ориентировке на плоскости на занятиях по изобразительной деятельности.

Охарактеризовать методику ознакомления с геометрическими фигурами, формой предметов в младшем дошкольном возрасте

Форма является одним из свойств окружающих предметов. Форма получила обобщённое отражение в геометрических фигурах. Геометрическая фигура – это эталон, с помощью которого определяется форма предметов и их частей.

Уже в первой младшей группе дети знакомятся со многими геометрическими фигурами на уровне узнавания (круг, квадрат, треугольник, шар, куб и др.) Знакомству с геометрическими фигурами способствует познавательно-практическая деятельность (задания «Найди такой же», «Сделай из песка пирожки разной формы», «Сложи вместе» - положить в одну корзину кубики, в другую – шарики и т.п.) Дети узнают геометрические тела среди других, действуют с ними (строят, подбирают такие же, манипулируют), правильно выполняют задания типа «Принеси круг, дай мне шар, пирамиду и т.п. Знания детей закрепляются на конструировании, на художественной аппликации («Укрась варежку», «Укрась чашку» и т.п. Ещё до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, наборами геометрических фигур, геометрической мозаикой. Важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать им правильное название.

Во второй младшей группе детей учат различать, называть и обследовать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр. Каждая фигура познаётся в сравнении с другой фигурой. На первых занятиях первостепенная роль отводится обучению детей приёмам обследования фигур осязательно-двигательным путём под контролем зрения и усвоению названий. Воспитатель показывает фигуру, называет её, просит детей взять в руки такую же. Затем воспитатель организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера. Затем проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?; Дайте мишке круг, а петрушке квадрат»; На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т.п.) В обследование входят следующие действия (алгоритм):

1. Обвести пальцем по контуру;

2. Погладить ладонью, спрятать в ладонь;

3. Проверить на устойчивость, на возможность прокатывания;

4. Сравнить с уже знакомыми фигурами путём наложения, приложения;

На последующих занятиях организуется система упражнений с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры: а) упражнения на выбор по образцу: «Дай (принеси, покажи, положи такую же»)». Применение образца может быть вариативным: акцентируется только форма фигуры, не обращается внимание на её цвет и размер; рассматриваются фигуры определённого цвета, определённого размера и фигура определённого цвета и размера; б) упражнения на выбор по словам: «Дай (принеси, покажи, положи, собери) круги» и т. п.; в вариантах упражнений могут содержаться указания на выбор фигуры определённого цвета и размера; в) упражнения в форме дидактических и подвижных игр: «Что это?», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Найди свой домик» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: