Ограничения эти могут быть связаны с ростом тела, как мы уже отмечали, но могут быть и связаны с нравственными и онтологическими причинами.
"Душа... постольку стеснена в своей скорости, поскольку в движении ее участвует тело; но не теряет своего знания... душа, сопутствуемая своим телом, [хотя и] до некоторой степени задерживается смешением ее быстроты с медлительностью тела" [39], -
так писал святитель Ириней Лионский. Примерно так же считали Евсевий Кесарийский:
"Существо души, будучи естеством умным и словесным, в младенствующем по естеству теле приобщилось, вопреки [своему] естеству, состоянию бессловесного существа" [40],
и автор сочинения, приписанного святителю Василию Великому:
"Но по необходимости изделие последует форме, то есть телу - душа, ибо надлежит им вместе быть чем-то сложным. Сперва, однако, - положение тела; душа же, по мере следования [ему], ограничена местом [которое занимает] в силу отношения [вар.: связи с] к телу, или смешения [с ним]" [41].
Протоиерей В.В. Зеньковский так охарактеризовал связь души и тела:
|
|
"...сфера тела и сфера душевно-духовная не "склеены" вместе, а образуют в нем живое единство....человек всегда и во всем духовен... Если человек... есть живое единство... то он всегда и во всем и телесен, и духовен" [42].
Такая прозорливая точка зрения и нам внушает относиться к душе и телу не как к двум частям одного существа, а как к одному существу с двух разных сторон. Кроме этого, видим здесь важнейший методологический принцип: все в человеке: и греховный поступок, и духовный подвиг - все духовно. Человек никогда не плоть по сути, не низмен, но все совершает по духовному (хотя и весьма искаженному) смыслу.