Целостность образа в человеке

"В человеке ясно познаются признаки образа Божия - не в чертах тленного тела, но в благоразумии духа, в справедливости, умеренности, в мужестве, мудрости, учении и во всей сумме добродетелей, которые Богу присущи субстанционально, а в человеке могут существовать через труд и подражание Богу" [32] (Ориген)

"Образ Божий усматривается во всем естестве человеческом (...) По Образу сотворен человек - это всецелое естество..." [33] (Святитель Григорий Нисский)

"Образом Божиим является весь человек" [34] (Оливье Клеман)

Целостность образа следует понимать двояко: во-первых, как качественную характеристику, во-вторых, как количественную. Согласно первому пониманию, все естество в человеке несет на себе печать образа Божия, кроме греха, разумеется. Согласно второму, образ Божий дан не только Адаму, но всему происшедшему от Адама роду человеческому.

"Посему все естество, простирающееся от первых людей до последних, есть единый образ Сущего" [35] (Святитель Григорий Нисский)

Духовность

Конечно, в первую очередь образ Божий познается как духовные способности человека. Сюда входят и умственные, и сердечные способности, и добродетели.

"Умное и словесное естество души, одно только обладает и умом, и словом, и животворящим духом. Только оно одно больше, чем ангелы, было создано Богом по Его образу. И этого изменить нельзя, хотя бы даже оно и не знало своего достоинства, и не чувствовало и не действовало достаточно Создавшего его по Своему образу" [36] (Святитель Григорий Палама)

Более того, именно душа, вся целиком, со всеми своими душевными и дарованными ей духовными качествами, лучше всего выражает образ Божий в человеке.

"...Умная сущность, бессмертная душа, есть красота досточестная более всех созданий, образ и подобие Божие" [37] (Преподобный Макарий Египетский)

"Нет разумной души, которая по сущности была бы более ценной, чем [другая] разумная душа. Ибо Бог, будучи Благим, созидает всякую душу по образу Самого Себя и приводит ее в бытие самодвижущейся. И каждая [душа] по своей воле избирает либо честь, либо через дела свои добровольно принимает бесчестие" [38] (Преподобный Максим Исповедник)

"...Создал душу по подобию своего образа. Потому она и разумна и безсмертна: ибо она, быв создана, по образу Единородного [Сына]..." [39] (Священномученик Мефодий Патарский)

"Праотец не похож на других животных по своему происхождению....Наша невидимая душа, созданная по Его образу..." [40] (Преподобный Анастасий Синаит)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: