Два пути естественного богопознания

Различают два пути естественного богопознания.

А) Путь космологического умозаключения, когда человек через созерцание тварного космоса восходит к уразумению того, что видимый мир имеет Творца и Промыслителя. В Свщ. Писании можно найти немало свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения: "подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника" (Прем.13,1-2), поскольку "вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим.1,20).

По сравнению свт. Василия Великого, не познать Творца из созерцания мира — значит ничего не видеть в ясный полдень (3).

Б) Путь самопознания. Как учит св. Иоанн Дамаскин (8 в.), мысль о том, что " Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого " (4), " знание, что Бог есть, нам от природы всеяно " (5).

Поэтому " если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя", (6) — говорит свт. Василий Великий.

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ БОГОПОЗНАНИЕ

Познание Бога из Божественного Откровения.

Естественное богопознание представляет собой лишь начальный и весьма несовершенный способ богопознания, поскольку такое богопознание, во-первых, может привести только к самым общим и неопределенным представлениями о Боге как о Творце и Промыслителе вселенной, а во-вторых, возможно только при наличии у человека некоторых предварительных понятий о Боге. Иными словами, естественное богопознание возможно только на основании сверхъестественного, то есть такого способа богопознания, когда Бог Сам непосредственно сообщает человеку некоторое знание о Себе. этот способ называется познанием из Божественного Откровения. По определению "Пространного Катихизиса", Божественное Откровение есть " то, что Сам Бог открыл человекам, дыбы они могли право и спасительно веровать в Него, и достойно чтить Его " (7).

Именно из Божественного Откровения " почерпается учение Православной веры " (8).

Особое внимание следует обратить на слово "спасительно". Божественное Откровение имеет своей конечной целью спасение человека, поэтому Бог открывает нам знание о Себе лишь в той мере, в какой это необходимо для нашего спасения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: