Значение вероучительных истин в жизни христианина

Христианство чуждо какого-либо гностицизма, приобретение богословских знаний никогда не рассматривалось Церковью как самоцель, ибо знание вероучения, даже самое точное и глубокое, сам по себе не спасает, не приближает человека к Богу. По словам В.Н. Лосского, " христианское богословие, в конечном счете всегда только средство", а "христианская теория имеет значение в высшей степени практическое" (13). Вероучительные истины, в первую очередь догматы, суть духовные ориентиры, в соответствии с которыми мы можем правильно организовывать нашу религиозную жизнь, приобретать духовный опыт, сохранять его от возможных искажений. Таким образом, вероучительные истины совершенно необходимы для " благоугождения Богу и спасения души", иными словами, они имеют сотериологическое значение (14). Неслучайно свт. Кирилл Иерусалимский называл изучение догматов " величайшим приобретением " (15). Догматы веры являются фундаментом духовной жизни. Попытки выстроить здание своей души, которые не основываются на прочном догматическом основании, подобны строительству дома на песке (Мф. 7,24-27).

ПРАВОСЛАВНАЯ КАТИХИЗИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Приобретению человеком четкого догматического сознания служит катихизическая литература.

Первоначально научение истинам веры осуществлялось изустно, основанием для такого научения служили достаточно краткие Символы и Исповедания Веры. Позднее стали появляться более пространные изложения вероучения, катихизисы в современном значении слова. Среди авторов "катихизисов" были известные отцы и учители Церкви. В Православной Церкви большим авторитетом пользуются "Огласительные слова" свт. Кирилла Иерусалимского (ум.387), "Большое Огласительное слова" свт. Григория Нисского (ум.ок.394), "Катихизис" прп. Феодора Студита (ум.820) и др.

Помимо авторских книг, существуют катихизические произведения, где изложение и истолкование вероучения предлагается от лица Церкви. Такие книги, имеющие большой авторитет, иногда называют символическими книгами Православия (16). К их числу относятся:

А) "Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной", составленное в 1640 г. при активном участии митрополита Киевского Петра (Могилы). Исповедание было утверждено Восточными Патриархами (Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским) в 1643 г. В Русской Церкви "Православное исповедание" было принято в 1685 г. при патриархе Иоакиме. В 1696 г. при патриархе Адриане это решение было подтверждено, а "Исповедание" было рекомендовано в качестве учебного пособия.

Б) "Изложение Православной Веры Восточной Церкви" (в Русской Церкви известно под названием "Послание Патриархов Православно-кафолической Церкви о православной вере"). Оно было составлено Иерусалимским патриархом Досифеем и в 1672 г. одобрено архиерейским совещанием в Иерусалиме. В 1725 г "Изложение" было одобрено четырьмя восточными Патриархами. Тогда же к нему присоединилась и Русская Церковь.

Каково должно быть наше отношение к этим вероизложениям? Несомненно, в целом они православны, однако их авторы сами были не вполне свободны от влияния западного, латинского богословия, что и проявилось в некоторых частных положениях. Очевидно, что "Исповедание" и "Послание" не могут иметь непреходящего общецерковного значения, как, например, догматические определения Вселенских Соборов. Несмотря на то, что они сохраняют для нас значительный авторитет, это не более, чем исторические памятники догматического характера.

Для Русской Православной Церкви особое значение имеет "Пространный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви", основную часть которого составил свт. Филарет (Дроздов). Однако этот "Катихизис" нельзя рассматривать как авторский. Во-первых, он подвергался редактированию, впрочем, не вполне удачному. Во-вторых, "Пространный Катихизис" был единогласно принят Святейшим Синодом Русской Православной Церкви и утвержден императором. Эти решения до сих пор никем не были отменены.

Фактически, "Пространный Катихизис" выражает позицию всей Русской Церкви 19 в. "Катихизис" издавался в трех редакциях: в 1823-1824, в 1827-1828, в 1839 гг., и в последней, третьей редакции подвергся переработке в сторону латинизации. По своему богословскому уровню "Пространный Катихизис" выше, чем "Православное Исповедание" и "Послание восточных Патриархов".

В 20 столетии появилось большое количество авторских катихизисов: "Катихизис" епископа Александра (Семенова-тян-Шанского), "Катихизис" прот. Владимира Глинского, катихизис "Жив Бог", "Основы Правослвия" прот. Фомы Хопко и др., однако ни одни из них по степени своей авторитетности не может быть сопоставлен с "Пространным Катихизисом".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: