Три уровня Свщ. Предания

Свщ. Предание не может быть сведено к некоторому преемственно передаваемому учению или к набору материальных памятников, в которых это учение зафиксировано: книги, священные изображения, обряды и т.д. Предание есть нечто большее, чем просто передача информации. Предание говорит нам о Боге, о богопознании. Но подобное, как отмечал еще Платон, познается подобным, и чтобы понимать то, что собственно передается в Предании, предварительно необходимо иметь некоторое представление и о Боге, и о богопознании, иначе говоря, иметь личный опыт богообщения. Протопресвитер Иоанн Мейендорф (ум.1992) утверждает, что: " …предание есть непрерывная последовательность не только идей, но и опыта. Она предполагает не только интеллектуальную согласованность, но и живое общение на путях постижения истины " (10); " …подражайте мне, как я Христу " (1 Кор.4,16), — призывает коринфских христиан ап. Павел.

Таким образом, понятие "Предание" включает в себя не только букву учения, передаваемую словом, но и опыт духовной жизни в соответствии с этим учением, который может быть передан только личным примером.

Но Господь Иисус Христос не только передал Своим ученикам некоторое учение, не только явил им пример Своей жизни и сообщил опыт жизни в Боге. Он также повелел им принять Духа Святого, силу благодати, которая единственно открывает путь к разумению Божественной истины.

" …вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями… " (Деян.1,8), — сказал Господь ученикам перед Своим Вознесением. Учение Иисуса Христа постигается только в свете Божественной благодати, и сам опыт жизни во Христе есть опыт благодатный. Ап. Павел утверждает, что: " …никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым " (2 Кор.12,3).

Значит, даже истинно исповедать Иисуса Христа своим Господом может только тот, на чье сердце так или иначе воздействовал Святой Дух. Поэтому, по словам свт. Филарета Московского, " Священное Предание — это не только видимая и словесная передача учений, правил, постановлений, соборов, обрядов, но также и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения " (11).

Таким образом, в едином и неразрывном потоке Предания можно различать три уровня передаваемого:

А) передача богооткровенного учения и тех исторических памятников, в которых это учение заключено;

Б) передача опыта духовной жизни в соответствии с богооткровенным учением, который сообщается личным примером;

В) передача благодатного освящения, осуществляемая прежде всего посредством церковных таинств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: