План:
1.Этапы формирования предметно-практических действий.
2.Нарушения у детей с ДЦП в возрасте до трёх месяцев.
3.Нарушения у детей с ДЦП в возрасте от 4 до 8 месяцев.
4.Особенности внимания у детей с ДЦП в возрасте 6-9 месяцев.
5. Анализ развития психических функций у здоровых и больных с ДЦП
Предметные действия являются важной формой активного познания ребёнком окружающего мира и основой формирования сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов. Предметно-практические действия активно развиваются с первого года жизни. Выделяется четыре этапа в формировании ППД.
Первый – этап преддействия начинается у младенца в 2,5 месяца. Ребёнок выполняет направленные движения с предметами: водит руками по одеялу, захватывает одной рукой кисть другой руки и т.п.
Второй – этап результативных действий начинается с 4-х месяцев. Он осваивает хватательные движения, после чего становятся доступными притягивание, постукивание, толкание, выпускание из рук, разрывание бумаги и др.
После 7-ми месяцев он может действовать с двумя предметами одновременно: всовывание, вкладывание, вынимание, нанизывание колец и пр. Это этап соотносящихся действий.
|
|
К концу первого года ребёнок выполняет функциональные действия, подражая действиям взрослых: мешает ложкой в чашке, пишет палочкой, причёсывает куклу и пр.
В возрасте до 3-х месяцев у младенцев с задержкой сенсорных функций наблюдается комплекс оживления при предъявлении предмета, но в беспорядочных хаотичных движениях. У младенцев с задержкой зрительных и слуховых сосредоточений движения глаз были не согласованы с поворотом головы, а движения рук хаотичны.
У здорового ребёнка в возрасте 4-8 месяцев активно развиваются хватательные движения, что является предпосылкой для развития ППД. У них формируется захватывание, притягивание, отталкивание, качание, бросание и др. Идёт формирование интерсенсорной связи «рука – глаз», которая является пусковым механизмом предметно-практических действий.
У детей с задержкой сенсорных функций связи «рука-глаз» формируется позже. У них кратковременное сосредоточение на предмете и они быстро выпускали его из рук. У младенцев с задержкой зрительных и слуховых сосредоточений связь «рука – глаз» формируется значительно позже.
Важным показателем произвольной активности являются особенности внимания. Первые проявления сосредоточенности проявляются на 10-12 день. К концу первого месяца младенец может следить за яркими, блестящими предметами в метре от него. В 3 месяца он более продолжительно слушает звуки колокольчика, находящегося в поле зрения. На третьем месяце младенец на появление человека отвечает реакцией оживления, а с 5 месяца объектом внимания всё чаще становится определённый предмет: игрушка, блестящий шарик, которыми он манипулирует. К концу 1 года, с началом ходьбы, ребёнок проводя действия с предметами, может сосредоточенно заниматься ими в течение 8 – 10 минут.
|
|
У детей с ДЦП в 6 - 9 месяцев наблюдалось кратковременное сосредоточение на предметах, особенной у детей с задержкой зрительных и слуховых сосредоточений. Особое значение в устойчивости внимания играет поисковая активность и уровень развития его предметно-практических действий. У детей с задержкой сенсорных функций наблюдаются случаи, когда уровень развития предметно-практических манипуляций был значительно снижен, наблюдалась поисковая активность, однако внимание у них было неустойчивым и слабо концентрированным. Наибольшие трудности концентрации внимания наблюдались в группе детей с задержкой зрительных и слуховых сосредоточений. Недоразвитие внимания у них коррелировало с недоразвитием предметно-практических манипуляций. Эти данные подчёркивают тотальность недоразвития всех психических функций в группе таких детей.
Сравнительный анализ развития психических функций у здоровых и больных с ДЦП показало следующее: у детей с церебрально-органической недостаточностью наблюдается, с одной стороны, выраженная гетерохронность в развитии психических функций, с другой – их автономность. Причём чем больше выражена автономность психических функций, тем ниже динамика развития психического развития ребёнка.
Таким образом, ведущий дефект при ДЦП – двигательные нарушения – в значительной степени определяет специфику когнитивных функций. Несформированность двигательных навыков и умений проявляется не только за счёт нарушенной моторики, но и в недостаточности более сложных функций, необходимых для познания, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).
Литература:
1.Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1993.
2.Симонова Н.Ф. Формирование пространственно-временных представлений у детей с ДЦП//Дефектология. 1981. № 4.
3.Шамарин Т.Г. Возможности лечения детских церебральных параличей/Т.Г.Шамарин, Г.И.Белова.- Элиста, 1999.