Деятельности при подготовке рабочих
3. А. Решетова, развивая деятельностные подходы В.В.ДавЦ дова и П. Я. Гальперина, считает, что профессиональное обра ние должно задавать у обучаемого обобщенную ориентировку, в пр
полагаемом результате и цели деятельности (с выделением су ственных параметров, на которые надо ориентироваться); в пр мете профессиональной деятельности (с выделением полной | стемы существенных признаков); в средствах деятельности (аД| ватных цели и предмету); в составе (плане) деятельности, т. определенной последовательности рабочих операций [28].
Для формирования такой обобщенной ориентировки 3. А. Решетова предлагает использовать специальные учебно-ориентирую-шие технологические карты. Это не просто «инструкции», а именно ориентирующие карты. Все предлагается в соответствии с идеями о формирующем эксперименте П. Я. Гальперина и его теорией формирования умственных действий с заранее заданными свойствами [5; 16]. Заметим, что обозначенный подход успешно апробирован в разных системах подготовки рабочих кадров.
|
|
В связи с этим возникает вопрос: достаточно ли в ходе подготовки полноценного специалиста формировать у него лишь обобщенную ориентировку в целях и заданиях, которые обозначаются на чисто производственном языке? Позволит ли это будущему работнику отыскивать для себя интересные, личностно значимые смыслы в своей трудовой деятельности? Еще острее стоят такие вопросы, когда мы рассматриваем уровень среднего или высшего профессионального образования.
Вероятно, сами идеи П. Я. Гальперина еще недостаточно оценены в плане их применения к формированию гармоничного, универсального специалиста. Само название теории П. Я. Гальперина — формирование умственных действий с заранее заданными свойствами — часто ориентирует исследователей на решение чисто прагматических образовательных задач, хотя одним из центральных понятий теории является понятие «обобщенная ориентировка». В контексте нашего разговора это может быть и ориентировка в развернутой системе смыслов трудовой деятельности, и ориентировка в социокультурном пространстве, где каждый специалист реализует себя через труд и стремится через общественное признание своего труда повысить чувство собственного достоинства и значимости своей жизни.