Предмете, средствах и составе профессиональной

Деятельности при подготовке рабочих

3. А. Решетова, развивая деятельностные подходы В.В.ДавЦ дова и П. Я. Гальперина, считает, что профессиональное обра ние должно задавать у обучаемого обобщенную ориентировку, в пр

полагаемом результате и цели деятельности (с выделением су ственных параметров, на которые надо ориентироваться); в пр мете профессиональной деятельности (с выделением полной | стемы существенных признаков); в средствах деятельности (аД| ватных цели и предмету); в составе (плане) деятельности, т. определенной последовательности рабочих операций [28].


Для формирования такой обобщенной ориентировки 3. А. Ре­шетова предлагает использовать специальные учебно-ориентирую-шие технологические карты. Это не просто «инструкции», а имен­но ориентирующие карты. Все предлагается в соответствии с иде­ями о формирующем эксперименте П. Я. Гальперина и его теори­ей формирования умственных действий с заранее заданными свой­ствами [5; 16]. Заметим, что обозначенный подход успешно апро­бирован в разных системах подготовки рабочих кадров.

В связи с этим возникает вопрос: достаточно ли в ходе подго­товки полноценного специалиста формировать у него лишь обобщен­ную ориентировку в целях и заданиях, которые обозначаются на чисто производственном языке? Позволит ли это будущему работ­нику отыскивать для себя интересные, личностно значимые смыс­лы в своей трудовой деятельности? Еще острее стоят такие вопро­сы, когда мы рассматриваем уровень среднего или высшего про­фессионального образования.

Вероятно, сами идеи П. Я. Гальперина еще недостаточно оце­нены в плане их применения к формированию гармоничного, универсального специалиста. Само название теории П. Я. Гальпе­рина — формирование умственных действий с заранее заданными свойствами — часто ориентирует исследователей на решение чи­сто прагматических образовательных задач, хотя одним из цент­ральных понятий теории является понятие «обобщенная ориен­тировка». В контексте нашего разговора это может быть и ориенти­ровка в развернутой системе смыслов трудовой деятельности, и ориентировка в социокультурном пространстве, где каждый спе­циалист реализует себя через труд и стремится через обществен­ное признание своего труда повысить чувство собственного дос­тоинства и значимости своей жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: