Типичные заблуждения относительно дисциплины

В последнее время очень большое внимание уделялось детской психологии.Мы, родители, с нетерпением ждали результатов исследований детскихпсихиатров, психологов, педиатров и воспитателей. Мы узнали, что большевсего на свете детям нужна любовь преданных родителей; что дети изо всех силстараются походить на взрослых и научиться чувству ответственности; чтодети, ставшие преступниками, страдали не от недостатка наказания, а отнедостатка любви; что дети стремятся к знаниям, если программа обучениясоответствует их возрасту и если их обучают чуткие преподаватели; что братьяи сестры ревнуют друг друга к родителям и что дети иногда сердятся народителей, но эти чувства совершенно естественны и ребенка нельзя стыдить заэто; что интерес ребенка к возникновению жизни и к различным половымвопросам - совершенно нормальное явление; что слишком строгое подавлениеагрессивных инстинктов и интереса к половым вопросам приводит к неврозу; чтоподсознательные мысли так же сильны, как и сознательные; что каждый ребенок- личность, которую надо уважать. Сегодня это звучит как нечто само собойразумеющееся. Но когда эти мысли впервые были высказаны, они произвелиреволюцию во многих умах. Большинство этих мыслей противоречило широкораспространенным взглядам. Не удивительно, что многие родители совершеннозапутались в новых теориях. Меньше всего запутались уверенные в своих силахродители, у которых было счастливое детство. Они соглашались с новымитеориями, но когда дело доходило до практического воспитания детей, ониосуществляли его почти также, как были воспитаны сами. И этот принципоказывался успешным по отношению к их детям, так же как он был успешным поотношению к ним самим. Это и есть самый естественный путь обучения уходу заребенком. Новые теории воспитания причинили особенно много хлопот тем родителям,которые были недовольны своим собственным воспитанием. Они хорошо помнили,как часто между ними и их родителями возникали напряженные отношения, чтозаставляло их испытывать неприязнь и чувство вины по отношению к родителям.Им не хотелось бы, чтобы их дети испытывали по отношению к ним те жечувства. Поэтому они безоговорочно восприняли новые теории воспитания. Ночасто такие родители неправильно истолковывали такие теории, например,считая, что детям не нужно ничего, кроме родительской любви, что детейнельзя заставлять подчиняться, что нельзя мешать проявлению их агрессивныхинстинктов по отношению к родителям и другим людям, что родители виноваты,если возникают воспитательные проблемы, что когда дети себя плохо ведут,родители должны не сердиться или наказывать их, а проявлять еще большуюлюбовь. Эти неправильные представления неприменимы в реальных условиях.Воспитываемый по таким принципам ребенок будет становиться всетребовательнее и капризнее. Кроме того, ребенок будет чувствовать себявиноватым, понимая, что заходит слишком далеко в плохом поведении. Родителистараются проявить сверхчеловеческие усилия. Когда ребенок плохо себя ведет,родители сначала сдерживаются, но в конце концов неизбежно взрываются, послечего чувствуют себя виноватыми и подавленными. А это в свою очередь сноваприводит к плохому поведению ребенка (см. раздел 454). Некоторые вежливые люди позволяют своим детям быть крайне неприятными вобращении не только с ними, но и с посторонними. Они как будто не замечают,что ребенок плохо себя ведет. При более внимательном изучении подобныхситуаций выяснялось, что родителей в детстве заставляли слишком хорошо себявести (быть "пай-мальчиками") и подавлять все естественные чувства гнева инеприязни. И теперь в душе они получают своеобразное злорадноеудовлетворение, позволяя своему ребенку вести себя так, как емузаблагорассудится (чего им никогда не разрешали в детстве), притворяясь, чтоследуют новейшим теориям воспитания. 454. Чувство вины, испытываемое родителями, приводит к проблемам ввоспитании. В жизни часто возникают ситуации, заставляющие родителей испытыватьчувство вины по отношению к одному из своих детей. Некоторые из подобныхситуаций уже упоминались в разделах 13 и 14. Но бывают и другие очевидныепричины: например, если мать собирается работать, но не уверена, что ребенкубудет обеспечен должный уход; если ребенок физически или умственнонеполноценен; если родители приемного ребенка считают, что от них ждутсверхчеловеческих усилий, чтобы оправдать возложенную на них миссию; еслиродители, воспитанные в обстановке постоянного неодобрения, в результатеэтого постоянно чувствуют себя виноватыми; если родители - психологи попрофессии и думают, что должны быть совершенными родителями, потому что онизнают, чего следует избегать. Какова бы ни была причина чувства вины, родителям становится гораздотруднее воспитывать ребенка. Родители слишком мало требуют от него и слишкоммного - от себя (речь идет, как правило, о матери, потому что она в основномзанята воспитанием ребенка, но то же самое относится к отцу). Часто матьпытается сохранить терпение и благодушие, когда оно уже давно иссякло, аребенок ведет себя все хуже и хуже и нуждается в строгом воздействии, илимать колеблется, когда нужна твердость. Ребенок, так же как и взрослый, прекрасно понимает, когда он плохо себяведет, грубит или капризничает, даже если его мать пытается закрыть глаза наего поведение. В глубине души он чувствует себя виноватым. Он хочет, чтобыего остановили. Но если ребенка никто не остановит, его поведение можетстать еще хуже, как будто он хочет испытать, до какого предела плохогоповедения он может дойти. В конце концов терпение матери не выдерживает иона взрывается. Она либо отругает, либо накажет ребенка. Мирвосстанавливается, но вся беда с совестливыми родителями та, что онистыдятся своего гнева. Поэтому вместо того, чтобы забыть случившееся, матьстарается загладить свою вину или позволяет ребенку отомстить ей занаказание. Например, она терпит грубость с его стороны во время наказания.Или она отменяет наказание прежде, чем ребенок выполнит половину его. Илиона делает вид, что не замечает, когда ребенок снова начинает плохо себявести. Иные матери сами провоцируют ребенка на непослушание (разумеется,бессознательно), хотя он не собирается мстить за наказание. Если родители сумеют укрепить дисциплину и не сойдут с правильногопути, они с удовольствием обнаружат, что ребенок не только начнет лучше себявести, но и станет гораздо счастливее. Тогда родители смогут любить егобольше и он в свою очередь откликнется на знаки родительской любви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: