Примечания. 2. Д. Юм. Исследование о принципах морали (соч. , М: Мысль, 1965, т

1. Здесь я следую работе Г. Харта — H. L. Hart. The Concept of Law (Oxford, The Clarendon Press, 1961), pp. 155—159.

2. Д. Юм. Исследование о принципах морали (Соч., М: Мысль, 1965, т. 2, гл. III, ч. 1).

3. Никомахова этика, 1129Ь—1130Ь5. Здесь я следовал интерпретации Грегори Властоса — Gregory Vlastos „Justice and happiness in The Republic", in Plato: A Collection of Critical Essays, ed. by Vlastos (Garden City, NY, Doubleday, 1971) vol. 2, p. 70. По

поводу трактовки Аристотелем справедливости см. работу У. Харди — W. F. R. Hardie. Aristotle' Ethical Theory, (Oxford, The Clarendon Press, 1968), ch. X.

4. Как следует из текста, я буду считать работы Локка Два трактата о правлении, Руссо Общественный договор и этические работы Канта, начинающиеся с Основ метафизики нравственности, в качестве образцов традиции общественного договора. При всем своем величии, Левиафан Гоббса поднимает специальные проблемы. Общий исторический обзор можно найти в работах Дж. Гуэ — J. W. Gough. The Social Contract (Oxford, The Clarendon Press, 1957), О. Герке — Otto Gierke. Natural Law and the Theory of Society (Cambridge University Press, 1934). Представление договорной точки зрения в качестве этической теории можно найти у Г. Грайса — G. R. Grice. The Ground of Moral Judgment (Cambridge University Press, 1967). См. также § 19, сноска 30.

5. Кант совершенно ясно говорит об исходном соглашении как о гипотетическом. См. Метафизика нравов, ч. 1, особенно §§ 47, 52, и ч. 2 работы О поговорке „может быть, это и верно в теории, но не годится для практики" (Кант. Собр. соч., М.: Мысль, 1965, т. 4, ч. 2). См. работу Г. Влахоса — George Vlaschos. La Pensée politique de Kant (Paris, Presses Universitaires de France, 1962), pp. 326—335; a также работу Дж. Мерфи — J. G. Murphy. Kant: The Philosophy of Right (London, Macmillan, 1970), pp. 109—112, 133—136, — для дальнейшего обсуждения.

6. Формулировке этой интуитивной идеи я обязан Аллану Гиббарду (Allan Gibbard).

7. Процесс взаимного приспособления принципов и обдуманных суждений свой­ственен не только моральной философии. См. работу Н. Гудмена — Nelson Goodman. Fact, Fiction and Forecast (Cambridge, Harvard University Press, 1955), pp. 65—66, — где есть сходные замечания по поводу обоснования принципов дедуктивного и ин­дуктивного выводов.

8. Анри Пуанкаре замечает: „II nous faut une faculté qui nous fasse voir le but de loin, et, cette faculté, c'est l'intuition." La Valeur de la science (Paris, Flammarion, 1909), p. 27.

9. Я рассматриваю работу Г. Сиджвика (Henry Sidgwick) The Methods of Ethics, 7th ed. (London 1907), как итоговую в утилитаристской моральной теории. В книге III его трактата Principles of Political Economy (London, 1883) эта доктрина применяется к вопросам экономической и социальной справедливости, предшествуя труду А. Пи-жу — А. С. Pigou. The Economics of Welfare (London, MacMillan, 1920). Работа Сиджвика Outlines of the History of Ethics (London, 1902) содержит краткую историю утилитаристской традиции. Мы можем следовать этой традиции, предполагая, не­сколько произвольно, что она начинается с работ Шефтсбери (Shaftesbury) An Inquiry Concerning Virtue and Merit (1711) и Хатчесона (Hutcheson) An Inquiry Concerning Moral Good and Evil (1725). Хатчесон, кажется, первым ясно сформулировал принцип полезности. Он говорит в Inquiry, sec. Ill, 8, „что то действие наилучшее, которое производит наибольшее счастье для наибольшего числа людей, и то действие наихудшее, которое, в подобной манере, приводит к несчастьям". Другими главными работами XVIII в. считаются работы Юма „Трактат о человеческой природе" (1739), Адама Смита „Теория нравственных чувств" (1759), Бентама The Principles of Morals and Legislation (1789). К этим работам мы должны добавить сочинения Дж. С. Милля, представленные в работе Utilitarianism (1863); Ф. Эджворта — F. Y. Edgeworth. Mathematical Psychics (London, 1888).

Дискуссии об утилитаризме возобновились недавно в связи с так называемой проблемой координации и соотносимыми с ней вопросами публичности. Эти дискуссии начаты публикациями очерков Р. Харрод — R. F. Harrod „Utilitarianism Revised". Mind, vol. 45 (1936); Дж. Маббот — J. D. Mabbott „Punishment", Mind, vol. 48 (1939); Дж. Харрисон — Jonatan Harrison „Utilitarianism, Universalisation, and Our Duty to Be Just", Proceedings of the Aristotelian Society, vol. 53 (1952—53); Дж. Урмсон — J. О. Urnison „The Interpretation of the Philosophy of J. S. Mill", Philosophical Quaterly, vol. 6 (1953). См. также Дж. Смарт — J. J. Smart „Extreme and Restricted Utilitarianism", Philosophical Quaterly, vol. 6 (1956) и его же An Outline of a System of Utilitarian Ethics (Cambridge University Press, 1961). По поводу тех же вопросов см. Д. Лайонс — David Lyons. Forms and Limits of Utilitarianism (Oxford, The Clarendon Press, 1965); А. Гиббарда — Allan Gibbard „Utilitarianism and Coordination" (dissertation, Harvard University, 1971). Проблемы, поднимаемые в этих статьях, при всей их важности, я оставляю в стороне как не имеющие прямого отношения к более элементарному вопросу распределения, который я хочу обсудить здесь.

Наконец, мы должны отметить здесь очерки Дж. Харсани — J. С. Harsanyi, в частности „Cardinal Utility in Welfare Economics and in the Theory of Risk-Taking", Journal of Political Economy, 1953; „Cardinal Welfare, Individualistic Ethics, and Inter­personal Comparisons of Utility", Journal of Political Economy, 1955; а также Р. Бранд-та — R. B. Brandt „Some Merits of One Form of Rule-Utilitarianism", University of Colorado Studies (Boulder, Colorado, 1967). См. ниже §§ 27—28.

10. По этому поводу см. работу Д. Готье — D. P. Gauthier. Practical Reasoning (Oxford, Clarendon Press, 1963), p. 126. В этой книге разрабатываются предположения, высказанные в „Constitutional Liberty ajid the Concept of Justice", Nomos VI: Justice, ed. C. J. Friedrich and J. W. Chapman (New York, Atherton Press, 1963), p. 124, которые, в свою очередь, соотносятся с идеей справедливости как административного решения высшего порядка. См. мою работу „Justice as Fairness", Philosophical Review, 1958, pp. 185—187. Ссылки на утилитаристов, которые в явном виде утверждают это расширение, см. в §§ 30, сноска 37. То, что принцип социальной интеграции отличен от принципа личностной интеграции, установлено Р. Перри — R. В. Perry. General Theory of Value (NY, Longmans, Green, 1926), pp. 674—677. Он приписывает упущение этого обстоятельства Эмилю Дюркгейму и другим ученым, исповедовавшим подобные ему взгляды. Концепция социальной интеграции Перри была вызвана разделяемой многими доминирующей целью благосклонности. См. ниже § 24.

11. Здесь я принимаю определение телеологических теорий, которое можно найти в работе У. Франкены — W. К. Frankena. Ethics (Englewood Cliffs, NJ, Prentice Hall, 1963), p. 13.

12. См. работу Сиджвика — Sidgwick. The Methods of Ethics, p. 416.

13. По этому поводу см. работу Дж. С. Милля — J. S. Mill. Utilitarianism, ch. V, последние два параграфа.

14. См. по поводу Бентама его работы The Principles of International Law, Essay I, in The Works of Jeremy Bentham, ed. John Bowring (Edinburgh, 1838—1843), vol. 2, p. 537; по поводу Эджворта — его работу Mathematical Psychics, pp. 52—56, а также первые страницы „The Pure Theory of Taxation", Economic Journal, vol. 7 (1897), где тот же самый аргумент представлен более кратко. См. ниже, § 28.

15. Приоритет правильности является центральной особенностью этики Канта. См., например, Критика практического разума (Соч., М.: Мысль, 1965, т. 4, кн. 1, ч. 1, гл. 2). Явное подтверждение этого может быть найдено в работе О поговорке „может быть, это и верно в теории, но не годится для практики" (Там же, т. 4, ч. 2).

16. Юм Д. О первоначальном договоре (Соч., М.: Мысль, 1965, т. 2), с. 760—781.

17. Интуитивистские теории этого типа можно найти в работе Б. Барри — Brian Barry. Political Argument (London, Routledge and Kegan Paul, 1965), особенно с. 4—8, 286; в работе Р. Брандта — R. B. Brandt. Ethical Theory (Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, Inc. 1959), pp. 404, 426, 429, где принцип полезности совмещен с принципом равенства; в работе Н. Решера — Nicholas Rescher. Distributive Justice (New York, Bobbs-Merill, 1966), pp. 35—41, 115—121, где аналогичные ограничения введены через концепцию эффективного среднего. Роберт Нозик (Robert Nozick) обсуж­дает некоторые из этих проблем, развивая интуитивизм данного вида в работе „Moral Complications and Moral Structures", Natural imw Forum, vol. 13 (1968).

Интуитивизм в традиционном смысле включает определенные эпистемологические тезисы, например, о самоочевидности и необходимости моральных принципов. Здесь репрезентативными работами являются: Дж. Мур. Принципы этики, особенно гл. l и 6; сборник работ Г. Причард — Н. A. Prichard. Moral Obligations (Oxford, The Clarendon Press, 1949); особенно первый очерк, „Does Moral Philosophy Rests on Mistake?" (1912); работа У. Росса — W. D. Ross. The Right and the Good (Oxford, The Clarendon Press, 1930), особенно гл. 1 и 2, и The Foundations of Ethics (Oxford, The Clarendon Press, 1939). См. также трактат XVIII в. Р. Прайса — Richard Price. A Review of the Principal Questions of Moral, 1787, ed. D. D. Raphael (Oxford, The Clarendon Press, 1948). По поводу недавних дискуссий вокруг этой классической формы интуитивизма см. работу Г. Макклоски — H. J. McCloskey. Meta-Ethics and Normative Ethics (The Hague, Martinus Nijhoff, 1969).

18. По поводу использования этого аппарата в интуитивистских теориях см. работу Барри — Barry. Political Argument, pp. 3—8. Большинство книг по теории спроса или экономики благосостояния содержит изложение основных понятий в этой области. Книга У. Баумола — W. J. Baumöl. Economical Theory and Operations Analysis (Englewood Cliffs NJ, Prentice Hall, 1965) содержит отличное изложение предмета в гл. 9.

19. См. „Принципы этики", гл. 6. Принадлежность теории Мура к интуитивизму обусловливается его принципом органического единства.

20. См. работу У. Росса — W. D. Ross. The Right and the Good, pp. 21—27.

21. См. работы Милля — Mill. A System of Logic, book 6, ch. 12, sec. 7; Utilitarianism, ch. 5, pars. 26—31, где этот аргумент приведен в связи с предписаниями здравого смысла относительно справедливости. Что касается Сиджвика, то см. его работу The Methods of Ethics, book 4, ch. 2, 3.

22. Термин „лексикографический" происходит из знакомых примеров такого упо­рядочения, какое имеет место в словарях. Подставим цифры вместо букв, „1" вместо „а", „2" вместо „Ь" и так далее, и осуществим ранжирование результирующей цепочки цифр слева направо, двигаясь направо только в том случае, когда нужно выбирать следующее вхождение по порядку среди одинаковых букв (т. е., буквально, „нарушить равновесие" — break ties — среди всех слов, начинающихся, скажем, на букву „а", поставить вперед такое слово, у которого вторая буква „а" или следующая за ней, и т. д. Мы будем называть такую ситуацию, связанную с лексическим упорядочением, „определением очереди" — примеч. ред.). В общем, лексическое упорядочение не может быть представлено непрерывной функцией полезности от действительной пере­менной; такое ранжирование нарушает предположение о непрерывности. См. работу И. Пирса — I. F. Pierce. A Contribution to Demand Analysis" (Oxford, The Clarendon Press, 1946), pp. 22—27; и работу А. Сен — A. K. Sen. Collective Choice and Social Welfare (San-Francisco, Holden-Day, 1970), p. 34. Для дальнейшего чтения см. работу Г. Хоутаккера — H. S. Houthakker. The Present State o} Consumption Theory, Eco-nometrica, vol. 29 (1961), p 710.

В истории моральной философии концепция лексического порядка появляется время от времени, хотя нигде не обсуждается явно. Хороший пример можно найти в работе Хатчесона — Hutcheson A System of Moral Philosophy (1755). Он говорит, что при сравнении наслаждений одного вида мы опираемся на их интенсивность и длитель­ность; при сравнении же наслаждений разного рода мы должны рассматривать их длительность и достоинства вместе. Более высокие наслаждения могут стоить больше, чем наслаждения более низкие, как бы интенсивны и длительны они ни были. См. работу Селби-Бигге — L. A. Selby-Bigge. British Moralists", vol. 1 (Oxford, 1897), pp. 421—423. Хорошо известные взгляды Милля в работе Utilitarianism, ch. 2, pars. 6—8, весьма похожи на взгляды Хатчесона. Вполне естественно также ранжировать мораль­ные ценности как лексически предшествующие неморальным ценностям. См, например, работу Росса — Ross. The Right and the Good, pp. 149—154. И конечно, первичность справедливости, отмеченная в § 1, как и приоритет правильности, который можно найти у Канта, являются дальнейшими примерами такого упорядочения.

Теория полезности в экономике начинается с неявного признания иерархической структуры желаний и приоритета моральных рассмотрении. Это ясно из работы У. Джевонса — W. S. Jevons. The Theory of Political Economy" (London, 1871), pp. 27—32. Джевонс использует концепцию, аналогичную хатченсонской, и огра­ничивает использование экономистами исчисления полезности наинизшим рангом чув­ствования Обсуждение иерархии желаний и ее отношения к теории полезности см. работу Н. Джорджеску-Регена — Nicholas Georgescu-Roegen „Choice, Expectations, and Measurability", Quarterly Journal of Economics, vol. 68 (1954), pp. 510—520.

23. В этом разделе я следую в общих чертах своей статье „Outline of the Procedure for Ethics", Philosophical Review, vol. 60 (1951).

24. См. работу Н. Хомского — Noam Chomsky. Aspects of the Theory of Syntax (Cambridge, Mass., MIT Press, 1965), pp. 3—9.

25. Я полагаю, что этот взгляд восходит к „Никомаховой этике" Аристотеля. См. по этому поводу работу У. Харди — W. F. R. Hardie. Aristotle's Ethical Theory, ch. Ill, pp. 37—45. И Сиджвик рассматривал историю моральной философии как серию попыток установить „в полной силе и ясности те первичные интуиции Разума, научным применением которых здравая моральная мысль человечества может быть систематизирована и откорректирована" (The Methods of Ethics, p. 373). Он полагал, что философское размышление приведет к ревизии наших обдуманных суждений, и хотя в его доктрине есть элементы эпистемологического интиуитивизма, они не имеют большого веса в отсутствие систематических рассмотрении. По поводу методологии Сиджвика см. работу Дж. Шнивинда — J. В. Schneewind „First Principles and Common Sense Morality in Sidgick's Ethics", Archiv für Geschichte der Philosophie, Bd. 45 (1963).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: