Мобильность палаточного лагеря

Одним из наиболее главных, на наш взгляд, преимуществ палаточного лагеря является также и его мобильность, которая выражается, в частности, в том, что его, в отличие от стационарного лагеря, можно каждый год (каждое лето) ставить и проводить на новом месте – этот фактор имеет целый ряд положительных сторон:

1) Это дает возможность каждый раз (каждый год) по-новому использовать окружающее пространство (в зависимости от особенностей окружающей природной и социальной среды).

2) Детям и подросткам всегда (особенно, если контингент участников мало изменяется – воспитанники подростково-молодежных клубов и общественных объединений) значительно более интересно приезжать на новое место, еще не изведанное – это даёт возможность педагогам более эффективно организовывать целый ряд различных мероприятий, игр и дел: экскурсии, экологические тропы, «поиск клада», походы и др.

3) Каждый раз появляется что-то новое в природе и социальном окружении (новые виды растений и деревьев, новые населенные пункты, исторические и природные памятники, иной природный и социальный ландшафт, новые природные и социальные явления, не встречающиеся ранее), что делает более интересным реализацию целого ряда направлений в воспитательной работе: экологическое, краеведческое (в т.ч. археологическое и этнографическое), поисково-исследовательское, социально-творческое (например, тимуровская работа), трудовое и др.

Высокая степень мобильности палаточного лагеря выражается также и в том, что его можно практически в любой момент за очень короткий срок (от нескольких часов до нескольких дней – в зависимости от объема лагеря) собрать и перевезти в другое место. Подобным образом вопрос может очень остро встать, например, в случае возникновения каких-либо непредвиденных негативных обстоятельств: пожары, наводнения, неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в конкретном районе, агрессивно настроенное местное население и т.п.

Возможность относительно легко и практически в любой момент менять место дислокации лагеря даёт, кроме всего прочего, определённую уверенность и свободу в действиях руководителям и педагогическим коллективам учреждений и организаций, проводящих палаточные лагеря. Они могут быть во многом независимы (как при проектировании и планировании своей «лагерной» деятельности, так и при практической реализации задуманного), имея достаточно уникальную возможность действовать без постоянной оглядки на многие потенциальные факторы риска. Определенного вида страхи, выражаемые в различных «а вдруг», «а если» («А вдруг у нас будут проблемы с местной молодёжью», «А если в этой местности мы не найдём интересного этнографического материала», «А вдруг лето будет сухое и жаркое и, как в прошлом году, опасно будет стоять в сосновом лесу, где очень высокая опасность быстрого возгорания» и т.п.), в той или иной степени свойственны любому взрослому, связанному с организацией и проведением палаточных лагерей. Но в данном случае подобные страхи в значительной мере нейтрализуются (что, конечно же, не говорит о беспечности и непредусмотрительности в процессе подготовки и проведения лагеря) и не являются (почти не являются – в зависимости от конкретных ситуаций и конкретных людей) фактором, тормозящим управленческое и педагогическое творчество организаторов палаточных лагерей.

Мобильность предполагает также и то, что у руководителей и педагогов есть уникальная возможность выбирать определённое место под палаточный лагерь, исходя из целей и направления деятельности учреждения или организации:

- Досугово-развивающее направление.

В данном пособии речь идет преимущественно о таких лагерях. Связано это с целым рядом факторов. Во-первых, такой тип лагеря (то есть лагеря, основная задача которого заключается в организации активного отдыха детей и подростков посредством реализации досуговых программ) является наиболее распространённым. И, во-вторых, в любом из лагерей (независимо от их профиля, направления деятельности) так или иначе, но в довольно большом объеме организуются различные формы «чисто» досуговой деятельности (игры, конкурсы, соревнования, праздники и т.п.). Например, в трудовом или спортивном лагере всё равно обычно по вечерам проводятся (во всяком случае, должны проводиться) какие-либо конкурсные программы, интеллектуально-творческие игры, соревнования, «огоньки», диспуты и пр.

Палаточный лагерь, основным направлением деятельности в котором является досугово-развивающее, по большому счету, может ставиться на любом месте. Конечно же, при этом должны соблюдаться элементарные требования: красивая природа, наличие ровного места (для расположения палаток, бытовых и санитарно-гигиенических построек, спортивных и досуговых сооружений и пр.), благоприятная экологическая и социальная обстановка, возможность для подъезда транспорта и т.п. Обязательным условием является также наличие чистого водоема (желательно, озера, на берегу которого нет каких-либо промышленных предприятий), к которому есть нормальные подходы (места для купания, забора воды, рыбалки) и т.п. Мест, которые соответствуют данным требованиям, в окрестностях, наверное, любого города, можно насчитать несколько десятков, что дает возможность в перспективе каждый раз проводить лагерь на новом месте.

Очевидно, что перечисленные требования с определенными дополнениями, учитывающими специфику того или иного направления деятельности, желательны для соблюдения при выборе места практически для любого типа детско-юношеских палаточных лагерей.

В частности, при выборе места для палаточного лагеря социально-творческой направленности (лагеря актива, коммунарские сборы, слеты и фестивали детских и молодёжных общественных объединений и т.п.) можно руководствоваться обозначенными выше требованиями. Желательной при этом может быть (в зависимости от характера конкретных поставленных задач) близость какого-либо загородного учреждения, над которым на время проведения лагеря берется своего рода шефство. Таким учреждением может быть дом отдыха для ветеранов, какой-либо загородный реабилитационный центр, лагерь для социально-дезадаптивных детей и т.п. Шефство может выражаться в самых разных формах: проведение концертов, игровых и творческих программ, совместное общение на различные темы, организация работы различных «мастерских» и кружков по интересам, помощь в самообслуживании и уход за особо нуждающимися в поддержке, выполнение различных работ (ремонт помещений, уборка территории, работа на кухне и пр.).

Известны также случаи, когда в течение года уже сложились (или продолжались ранее начатые) партнерские отношения, например, между какой-либо общественной организацией и детским домом (социальным приютом, реабилитационным центром). В подобных ситуациях ребята из общественной организации нередко в летний период выезжают вслед за своими «подопечными» - их, как правило, вывозят летом в какой-либо из загородных центров, недалеко от которого и ставится палаточный лагерь. Таким образом, социально-альтруистическая деятельность осуществляется без перерыва, чему обычно бывают рады обе стороны.

Также, в отдельных случаях, при организации и проведении детско-юношеских палаточных лагерей социально-творческой направленности значимым при выборе места для лагеря может оказаться и близость какого-либо населенного пункта (деревни или поселка), в котором, к примеру, проживает много ветеранов или пожилых людей, остро нуждающихся в разного рода поддержке (заготовка дров, сена, уход за домом и домашней живностью и т.п.). Подобной работой нередко занимаются различные социально-волонтерские объединения, совершая как разовые коммунарские (тимуровские) рейды, так и осуществляя такую деятельность постоянно (ежедневно), помогая конкретным людям или семьям.

Тот опыт (социальная практика, самопознание и самореализация, навыки социального альтруизма), который получают дети, подростки и молодые люди в палаточных лагерях социально-творческой направленности и та деятельность, которую они здесь осуществляют – всё это становится эффективнейшим средством развития как, в целом, общества, так и отдельных групп и людей (как субъектов, так и объектов такой деятельности).

Под обозначенные характеристики во многом попадает также большинство из так называемых студенческих лагерей.

- Туристическое направление.

Существует достаточно распространённая позиция, что полевой (палаточный) лагерь – это всегда туристический лагерь. Данная позиция вполне обоснованна по двум причинам:

Во-первых, ни один палаточный лагерь в силу целого ряда причин не обходится без туристических форм деятельности (освоение навыков туристической деятельности, походы, соревнования по ориентированию и прочим видам спортивного туризма, туристские эстафеты, скалолазание и спелеология (если лагерь ставится в горном районе), элементы сплава или даже гребной слалом (если лагерь проводится на берегу горной реки, где имеются подходящие для безопасного, но, в то же время, интересного, слалома пороги, «бочки» и т.п.) и др. Это интересно, это полезно, да и сами условия палаточного лагеря предполагают такую работу. Нередко можно услышать и такое мнение (как правило, от тех, кто не занимается туризмом), что палаточный лагерь - это, по сути, и есть туристический поход, только очень «продолжительный, многолюдный и спокойный».

Во-вторых, любой туристический лагерь, а их проводится довольно много, – это, разумеется, абсолютно всегда, во всех случаях, палаточный лагерь, что, конечно, тоже влияет на формирование вышеобозначенной позиции.

Так или иначе, но место для туристического лагеря должно соответствовать целому ряду определенных требований. Самым распространённым типом туристических лагерей является палаточный лагерь как база для туристов-«пешеходников», периодически совершающих различной степени сложности и продолжительности радиальные или кольцевые выходы. Очевидное требование – необходимо, чтобы такая база располагалась в таком месте, откуда можно совершать неоднократные выходы в разных направлениях, чтобы была возможность каждый раз по-новому выстраивать маршрут (овраги, ручьи и речки, леса и поля, различные природные и социальные ориентиры и т.п.). Желательно при этом, чтобы сам лагерь располагался в достаточно идеальном и универсальном для занятий туризмом месте, где совсем рядом имелись бы «плацдармы» для различных форм туризма.

- Эколого-биологическое направление.

Детско-юношеская экологическая экспедиция также является одной из достаточно распространённых разновидностей палаточных лагерей. Цели организации и проведения таких лагерей очевидны:

1. Проведение различных экологических акций и дел (очитка леса и берегов рек от отходов человеческой деятельности, защита и уход за отдельными природными объектами и памятниками (родники, муравейники, редкие виды растений и пр.)

2. Агитационно-просветительская и природоохранная деятельность (определённая работа с местным населением и городскими жителями, отдыхающими в экологически чистых районах).

3. Научно-исследовательская деятельность.

4. Различные формы экологического образования для участников лагеря.

Направленность деятельности таких лагерей предполагает, что они располагаются либо в местах с неблагоприятной экологической обстановкой (поле для экологических акций и дел), либо в достаточно уникальных природных ареалах (сбережение, охрана и изучение редких и интересных природных объектов).

- Краеведческое, поисковое направление.

Здесь речь идёт о деятельности различных историко-археологических, этнокультурных и патриотических поисковых объединений и отрядов. Очевидно, что палаточный лагерь такого типа должен ставиться в непосредственной близости от определенных объектов: поселения древних людей, пещерные комплексы, деревни (в которых живут старожилы или люди, владеющие уникальными, почти забытыми обрядами, сказаниями, ремеслами, предметами материальной культуры и т.п.), места боевых действий или места, где проходило детство и жизнь каких-либо известных людей и т.д.

- Военно-патриотическое и спортивное направления (оборонно-спортивные лагеря).

При выборе места под палаточные лагеря подобного типа важно учитывать необходимость наличия мест для самодельных спортивных площадок и сооружений, например, футбольные и волейбольные поля (ровные поляны в лесу). При организации лагерей для занятий определенным видом спорта необходимо учитывать специфику конкретного занятия, например, занятия спортивной греблей или парусным спортом предполагают расположение лагеря на берегу какого-либо достаточно большого озера.

При организации военно-патриотического лагеря может, кроме всего вышеперечисленного, потребоваться наличие густого леса и пересеченной местности для проведения всякого рода военных игр и военно-спортивных соревнований.

- Семейные лагеря.

По отношению к семейным палаточным лагерям как лагерям преимущественно досугово-развивающего типа приемлемы обычные требования, но, учитывая всё-таки их специфику (бывает много маленьких детей, люди часто вынуждены постоянно уезжать в город и возвращаться), желательно такой лагерь располагать в местах, которые расположены недалеко от города или каких-либо стационарных баз (где, как минимум, есть возможно необходимое медицинское оборудование) и к которым также есть удобные подъезды (относительная близость автомобильной трассы, железнодорожной станции, остановки автобуса или электропоезда). Желательным является также (с учетом технических и финансовых возможностей средних социальных слоев населения, ориентированных на такие формы отдыха) и то, чтобы в месте, выбранном под семейный палаточный лагерь, была доступна сотовая телефонная связь.

- Трудовые лагеря.

Организация и проведение палаточного лагеря трудового типа предполагает наличие рядом различных трудовых объектов: строящиеся сооружения (в строительстве которых участвуют ребята - жители палаточного лагеря), сельскохозяйственные объекты (поля, фермы) и т.п.

Отдельным видом трудовых палаточных лагерей являются лагеря, участники которых занимаются сбором сырья для лекарственных препаратов (брусничный лист, подорожник, «пастушья сумка», шиповник, обладающие большими лечебно-профилактическими свойствами ягоды, чага («берёзовый гриб») и др.). Разумеется, что такие лагеря должны располагаться в подходящих для этого природных зонах и могут, по мере сбора материала, «перемещаться» с места на место.

- Палаточные лагеря-спутники.

В последнее время особое распространение получили палаточные лагеря, организуемые и проводимые в качестве своеобразных спутников стационарных лагерей.

Такие лагеря работают либо по своей, отдельной программе, либо по программе, общей со стационарным лагерем.

Разным может быть организационный или педагогический смысл таких лагерей. Иногда палаточные лагеря-спутники используются как достаточно эффективное средство поддержания дисциплины, стимулирования социальной и творческой активности ребят – в этих случаях ребята из стационарного лагеря за какие-то определенные заслуги или победы в различных конкурсах и соревнованиях могут получать право на одно- или двухдневное (иногда больше) жительство в условиях палаточного лагеря, о чем, как правило, мечтает подавляющее большинство ребят, отдыхающих в стационарных лагерях. Также палаточные лагеря-спутники позволяют руководителям стационарных лагерей одновременно организовывать и реализовывать на практике сразу несколько программ, работая параллельно с разными категориями детей и подростков (половозрастные и социальные характеристики, специфика направленности основной деятельности, степень подготовленности и т.д.).

Разной может быть и их материально-техническая и бытовая организация:

1. Палаточные лагеря-спутники могут существовать на условиях почти полного самообеспечения, будучи практически полностью независимыми от стационарной базы, то есть «своя» организация питания, санитарно-гигиенических сооружений и даже без подключения к источнику электричества (свой генератор («киловаттник») или вообще без электричества). Всё это может быть крайне привлекательным для ребят, отдыхающих в стационарных условиях.

2. Палаточные лагеря-спутники могут быть во многом связанными со стационарной базой: ребята из палаточного лагеря питаются в столовой стационарного лагеря, моются в его душевых и пр. Палаточный лагерь может быть подключен к стационарному источнику электричества (свет, музыка, видео, компьютеры, бытовая техника, насос и т.п.).

В рассматриваемом контексте возможны практически любые комбинации, поэтому какой-то строгой заданности в классификации лагерей подобного типа не может быть в принципе.

Определённая популярность таких лагерей-спутников заключается ещё и в том, что они позволяют в значительной степени расширить возможности стационарного лагеря в плане принятия большего количества детей и подростков, нежели того позволяют возможности стационарного лагеря, его «вместительность».

Высокая мобильность палаточных лагерей выражается также и в том, весь лагерь можно перевезти на одной грузовой машине или автобусе. «Исторический» пример: Летом 1996-го года подростковым клубом «Хобби-Центр» (г. Тюмень) организовывался традиционный (ежегодный) детско-юношеский оздоровительно-образовательный полевой (палаточный) лагерь «Берендеевград»; лагерь проводился примерно в пятистах километрах от Тюмени – на берегу живописного озера Аракуль в окрестностях городов Верхний Уфалей и Касли (Южный Урал); предполагалось вывезти около двухсот человек (в результате в лагере насчитывалось 205 человек). Так вот, всю базу этого лагеря (кроме досок, которые были куплены уже на месте), а также 18 человек «строителей» (педагоги клуба, старшие подростки и родители) удалось в течение одних суток разместить в маленьком автобусе («кавзике») и перевезти из Тюмени на Южный Урал!

Кроме того, база палаточного лагеря свободно умещается в гараже, сарае, складируется в одной комнате.

О высокой мобильности палаточного лагеря и динамичности его пространства говорит также и то, что одна и та же база палаточного лагеря может вместить разное количество участников (где 100 человек, там и 200). Ведь, если в палатке живет, например, 2 человека, то в ней без особых проблем может разместиться и 3-4 человека (и наоборот). При этом очевидным является и то, что базу в любой момент можно увеличить, расширить (или наоборот), поставив, например, ещё палатки (или, наоборот, убрав их).

Таким образом, высокая мобильность палаточных лагерей потенциально позволяет значительно более эффективно решать целый ряд общественных, управленческо-организационных, психолого-педагогических и прочих задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: