Весёлые приключения на экологической тропе

(игра- путешествие по лесу)

Цель: развитие познавательного интереса к изучению экологии, бережного отношения к природе, интеллектуальных и творческих способностей, развитие внимания, активности, ловкости, привитие детям навыков ориентирования в лесу по плану местности, сплочение коллектива.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 1-1,5 часа

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: лес в окрестностях лагеря

ОБОРУДОВАНИЕ: план экологической тропы с прописанными названиями основных станций, подготовка кураторов, таблички с названиями станций и оборудование к ним.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Каждому отряду выдается план экологической тропы, на котором показаны направление движения и пункты остановки, где отряды поджидают куратора с творческим заданием. С обратной стороны листа - плана нарисованы прямоугольники, куда после каждого этапа вписывается фраза Б.Шоу «Люди научились летать как птицы, плавать как рыбы, осталось научиться жить как люди». Завершается игра в месте, где начинается, таким образом, все отряды с интервалом 15-20 минут совершают весёлое экологическое путешествие. Необходим куратор у ворот, чтобы строго выдерживать время выхода отрядов на территорию леса. Каждый отряд движется в сопровождении вожатого.

Остановка 1 «Паучьи сказки»

Куратор, ответственный за этот этап, прибывает к месту назначения за 15-20 минут до начала игры, имея с собой 50 м верёвки. Поперёк тропинки, используя близстоящие деревья, куратор «плетёт паутину». Может она и не будет похожа на настоящую, но надо сделать много переплетений. Когда подходит первый отряд, куратор их встречает и немного рассказывает о пауках. Пауки относятся к особому классу - паукообразных в типе Членистоногих, а не к насекомым, как многие думают. Главное их отличие (можно спросить ребят) - это количество ног. У пауков 8 ног, а у насекомых 6. Пауки - хищники, в процессе эволюции выработали способность плести паутину. На конце брюшка у них имеется небольшое утолщение - паутинные железы, там вырабатывается клейкая нить, которая при особом переплёте нити образует паутинку. Сначала паук делает радиусы, а потом радиальные круги.

Нити паутины клейкие, и насекомые, случайно коснувшись паутины, крепко приклеиваются к ней. Сам же паук, движется по особым сухим нитям, быстро настигнув жертву, окутывает ее нитями, впрыскивает яд и ждет, когда «блюдо будет готово в собственном соку». Ведь у пауков - наружное пищеварение, и хищнику остается только высосать содержимое из оболочки.

Ну, а теперь испытание. Предлагаю вам почувствовать себя мухами. Вот импровизированная паучья сеть. Ваша задача - пролезть в отверстия этой сети, но с одним условием. В каждое окошечко может пролезть один человек и один раз. После того, как отряд совершил переправу, куратор пишет в маршрутном листе часть ключевой фразы (под № 1), и отряд отправляется дальше.

Остановка№2.

Правила поведения в природе. Куратор для творческого задания оформляет свой уголок очень живописно. Развешивает с помощью кнопок предупреждающие знаки, рассказывает о правилах поведения в лесу. Также у куратора ручки или карандаши, маленькие листочки. Творческое задание для отряда состоит в следующем. Ребятам предлагаются готовые рифмы, пользуясь которыми, они сочиняют небольшие четверостишия- сопровождения к экологическим знакам. Например:

«Еж пыхтит и морщится:

Что я вам - уборщица?

Лес никак не подмету

Соблюдайте чистоту!»


«Мы - желторотые птенцы.

Нуждаемся в защите.

К вам, обращаясь, сорванцы,

Пищим: «Нас пощадите»!»

Готовые рифмы:

1. Ягодки грибочки - Лучшие - денечки

Тропинка - Корзинка

2. Ребята -Зверята

Чистота - Красота

3. Опушка - Избушка

В пути - Найти

4. Море - На просторе

Лес - Чудес

5. Восхищенье - Удивленье

Настроение - Вдохновение

6. Природа - Народу

Сохранить - Защитить

Куратор собирает варианты получившихся стихотворений, пишет в маршрутном листе свою часть фразы (под № 2), дарит отряду стихотворение для отрядного уголка и ребята отправляются в дальнейший путь:

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй.

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь!

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

И почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки - не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин - муравей и лось

Ты покой побереги,

Ведь они нам не враги.

Остановка №3 «Загадки»

Куратор загадывает ребятам загадки:

1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

2. По небу ходит маляр без кистей,

Краской коричневой красит людей. (Солнце)

3. Выше неба, выше гор,
Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут. Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он ярко - голубой.

(Воздух)

4. Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший -
Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

(Дерево)

5. На лугу растёт она,
Подойдёт её пора,
Срежут острою косой

И уложат в стог большой.

(Трава)

6. Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету,

Он - гордость лесного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

(Кузнечик)

7. Всем года она считает,
Но птенцов своих бросает.

А послушать: просто врушка, это пёстрая...

(Кукушка)

8. Землекоп совсем слепой,
Роет норы под землёй.
Наверх выглянет порой -

И опять к себе домой

(Крот)

9. Может он в орех залезть
А потом его заесть:
Всё, что вкусно, выедает

И обратно выползает.

(Червяк)

  1. В ней наша, правда. В ней наши корни.
    И сила в плечах - от лугов и полей.
    Она и оденет,

Она и накормит.

Ты только себя для неё не жалей.

(Земля, почва)

11. Я малютка – невидимка,
Существую под землёй
Превращаю все останки

В драгоценный перегной.

(Бактерии, микроорганизмы)

Ребята загадки отгадывают. Обратить внимание на то, что в ответах прозвучали все компоненты экологической системы: неживая природа: воздух, вода, солнце; живая природа - растения, животные, бактерии, микроорганизмы. А также вещество, которое находится на стыке живой и неживой природы - почва. Куратор отмечает в путеводном листе (напротив цифры 3) свою часть фразы. Отряд движется дальше.

Остановка №4 «Муравейник»

Куратор располагается рядом с муравейником на экологической тропе (по возможности). Нужно рассказать немного о муравьях. Что это удивительные насекомые, которые живут в строгом порядке и иерархии. Есть рабочие муравьи, охранники, матки, трутни как у пчёл, которые в своём теле накапливают жидкость и потом кормят других. Муравейник всегда дышит жизнью, муравьи всегда в движении: то несут травинки и сухие веточки, то гусеницу, вытаскивают с нижних этажей на просушку хвоинки и листики. Муравьёв называют пастухами (спросить у детей «кого пасут муравьи?»). Муравьи находятся в тесном взаимодействии с тлями. Тля паразитирует на растениях и пьёт сок, выделяя при этом на кончике брюшка - медвяную росу или «падь», а муравьи её пьют. Поэтому они «пасут» своих коровок - тлей (можно прямо показать детям такие растения и тлей, рядом с муравейником их должно быть очень много). Муравьи очень дружный народ, а вы ребята, дружные? Сейчас мы это проверим. Куратор предлагает ребятам сыграть в игру «Муравейник». Всем взяться за руки и постараться запутаться как можно сильнее, не расцепляя рук, чтобы получился большой и дружный муравьиный отряд. А потом, говорим, что нужно так же дружно распутаться. Куратор делает отметку в маршрутном листе (цифра № 4), записывает свою часть фразы. Ребята следуют дальше.

Остановка № 5 «Экологическая сказка»

Куратор предлагает детям разыграть экспромтом сказку «Репка», она очень даже экологическая, так как в ней в сообществе и тесном взаимодействии находятся растения, животные и люди.

Куратору необходимо иметь при себе текст сказки «Репка», карточки, на которых расписаны роли и слова, которые должен произносить каждый из участников.


Куратор:

«Чтобы сказку здесь сыграть,

Нужно роли всем раздать,

Кто загадку отгадает,

Роль он тут же получает»

Работящий, хоть и сед. Догадайтесь, это... (дед)

Куратор вручает карточку со словами для деда (выбирает любого из ребят)

А у деда есть подружка,

Очень милая... (старушка)

Раскрасавица, не злючка,

Проживает с ними... (внучка)

А у внучки есть дружок,

Очень шустренький... (щенок)

Растянулась на окошке,

И мурлычет сладко... (кошка)

Растет в огороде,

Хоть нынче не в моде,

Кругла да крепка

Желтая... (репка)

Я устроилась очень ловко,

У меня в норе кладовка... (мышь)

Все получили роли и текст на карточке. Далее ведущий начинает читать текст. Когда герой слышит свое имя, он произносит фразу, записанную на карточке.

Куратору карточки готовить заранее.

1) Дед, потирая ладоши: «Так-с»

2) Бабка руки в боки и грозно: «Убила бы!»

3) Внучка приседает в реверансе: «Готовая я»

4) Жучка, поджав лапки: «Гав-гав»

5) Кошка умывается лапками: «Мяу! Мяу!»

6) Мышка, бегая по кругу: «Пи, пи, пи!»

7) Репка разводит руки в стороны, перепрыгивая с ноги на ногу: «Оба-на»

Остальные ребята- зрители. Смотрят сказку. Затем куратор делает отметку в маршрутном листе (цифра № 5)

Отряд следует к пункту № 6.

Остановка № 6 «Лекарственные травы»

Здесь куратор предлагает ребятам открытки - иллюстрации с изображением разнообразных лекарственных растений. Задача отряда: найти их вокруг и показать куратору, чтобы он проверил, правильно или нет, справились путешественники. Затем куратор рассказывает о некоторых лекарственных растениях. Подорожник, володушка золотистая, тысячелистник, кровохлебка лекарственная, зверобой продырявленный и т.д.

Далее отмечается следующая часть фразы (цифра № 6),отряд двигается дальше.

Остановка № 7 «Дерево мудрости»

Для оформления этой станции куратор должен прийти заранее и развесить на одиноко - стоящее дерево листочки из цветной бумаги с написанными вопросами экологического содержания. Отряд снимает несколько листочков. Читают вопрос и стараются на него ответить.

Примеры вопросов:

1) Какая корова сытнее живет, хвостатая или бесхвостая? Почему?

2) Ранней весной, пока еще не просохла трава, муравьи тщательно уничтожают на своем домике все проростки, Чтобы его летом не затеняла травка. Зачем они так поступают?

3) Почему ствол березы даже в жаркую погоду не нагревается?

4) Чем стрекочет кузнечик?

5) Всем хорошо известна пословица: «Не там курочка яйцо снесла, где кудахчет». Почему курочка кудахчет, не там, где яйцо снесла?

6) Мы часто употребляем выражение «Где раки зимуют!» А где зимуют раки?

7) Всем известна кукушка, она подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Но не все знают, как она искупает вину за такой неблаговидный поступок?

8) Я репей! У меня цепкие колючки. Целый день катаюсь на хвосте у жучки. Почему репей катается на хвосте у Жучки?

Куратор пишет свою часть фразы в маршрутном листе (под № 7). Ребята движутся к последней остановке, она должна располагаться недалеко от места начала игры.

Остановка № 8 «Старичок - лесовичок»

Эта остановка особенная и не только потому, что она последняя. Здесь отряд должен встречать Старичок - лесовичок (почти настоящий). Старичок: «Ну, вот, ребята, вы прошли по экологической тропе, много узнали, поиграли. Я здешний хозяин этих мест. Понравилось вам в лесу? Должен я напоследок наказ вам один дать, да вот беда, старый я, потерял его, помогите найти».

Ребята находят свиток (который старичок - куратор заранее припрятал). Старичок - лесовичок, просит кого - нибудь из ребят эти слова прочитать:

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи,

лес - Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит -

Большой как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источниках нарзан,

С полянки земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.

Ты - тоже часть ее чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет,

И надо постараться Нам с ними не расстаться!

Старичок:

«Правда, ребята, мудрые слова! Дарю вам этот свиток, разместите у себя в отрядном уголке и помните о нашем разговоре. Всего вам доброго! Запамятовал старый, ведь я должен что-то написать вам в ваш маршрутный листок».

Записывает оставшуюся часть фразы, и ребята громко зачитывают, что получилось.

Отряд возвращается в лагерь.

Итогом весёлого путешествия становятся приобретённые знания, информация для отрядного уголка и хорошее настроение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: