Тематика

Тематика учебных четвертей соответствует содержанию самой музыки. Как уже отмечалось, через все годы обучения проходят стержневые темы воспитательного и образовательного характера. По этим темам у детей в каждом классе накапливается материал, который для лучшего его осмысления и усвоения периодически специально обобщается в какой-либо из четвертей того или иного класса.

В начальной школе закладываются основы музыкального образования, понимаемого и как процесс, и как результат знакомства с лучшими доступными детям произведениями мирового музыкального искусства, с народной музыкой; приобретаются опорные знания о музыке и музыкантах.

В I классе всю музыкальную программу объединяет тема «Музыка рассказывает о жизни». Учащимся предлагаются детские песни и музыкальные произведения где языком музыки рассказывается о доме и школе, детских играх и танцах, о природе, сказках, т. е. дети знакомятся с произведениями на близкие и понятные им темы; при этом они проникаются теми разными настроениями, которые выражает музыка, и начинают осознавать, что музыка нужна им в жизни.

Во II классе делается акцент на ознакомлении с музыкой, выражающей чувства и мысли человека, и с музыкой изобразительного характера.

Программа III класса посвящается теме «Музыкальные формы и жанры». Дети знакомятся с малыми и крупными музыкальными формами, с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки.

В IV классе вводится тема «Русская народная музыка и ее использование в творчестве композиторов». Заключает программу начальной школы тема, подводящая итог всему пройденному, — «Музыкальная жизнь страны». Ею открывается новая тематическая линия, которая будет в дальнейшем одной из ведущих.

В средних классах обогащается запас полученных ранее учащимися музыкальных впечатлений. Закрепляются и развиваются приобретенные умения и навыки. Система учебных тем обобщающего характера обеспечивает необходимую базу для музыкального самообразования и самовоспитания.

В V классе учащиеся получают представление о разнообразии жанров народной музыкальной культуры; знакомятся с творчеством М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.

В VI и следующих классах главной становится тема, которая впервые вводится в школьную программу — «О стилях в музыке». Учащиеся получают представления о классической русской национальной музыке, о венской классической школе, о творчестве композиторов-романтиков; об индивидуальном стиле некоторых композиторов-классиков; об особенностях исполнительских стилей; знакомятся с музыкой современных отечественных композиторов.

В VII—VIII классах вводятся обобщающие темы, такие как «Музыка «серьезная» и «легкая» — две составляющие единого музыкального мира современности», «Музыкальное самообразование и повышение духовной культуры», «Музыка в кино и театре».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: